Отличительные особенности некоторых бактерий
Признак | Риккетсии | Хламидии | Микоплазмы |
Размеры, форма | 0,5-4 мкм полиморфны: встречаются кокковидные, палочковидные, реже нитевидные клетки. | 0,25-10 мкм шаровидные, овоидные или палочковидные клетки. | 0,2-0,3 мкм круглые, овальные или нитевидные клетки. |
Особенности строения | Клеточная стенка по типу грациликутных бактерий. Не имеют макрокапсулы, жгутиков. Неподвижны, не образуют споры. | Клеточная стенка по типу грациликутных бактерий; лишены пептидогликана. Не имеют макрокапсулы, жгутиков. Неподвижны не образуют споры. | Лишены клеточной стенки. Имеют выраженный S-слой. Не имеют макрокапсулы, жгутиков. Не образуют споры. Подвижны за счёт внешнего цитоскелета. |
Окраска | По методу Здродовского | По методу Романовского–Гимзы (микроколонии внутри клеток) | _______ |
Методы выявления | Световая, фазово-контрастная, люминесцентная, электронная микроскопия | Световая, фазово-контрастная (для выявления микроколоний внутри клеток), электронная микроскопия. | Электронная микроскопия. |
Оснащение занятия.
Микроскоп, иммерсионное масло.
Предметные стекла с мазками изучаемой культуры.
Стерильные предметные стекла.
Стерильный физиологический раствор.
Наборы красителей для выявления различных бактерий.
Спиртовки, спички, бактериальные петли.
Дезинфицирующий раствор, карандаши по стеклу.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Провести иммерсионную микроскопию препарата чистой культуры стафилококка.
Задача №2: Зарисовать в протокол препарат чистой культуры спирилл (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 84).
Задача №3: Зарисовать в протокол схему жизненного цикла хламидий (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 89).
_______________________
_______________________
Схема жизненного цикла хламидий
Занятие 4 Дата
Тема:Морфология грибов, простейших, вирусов.
Цель: знать классификацию и строение клеток грибов и простейших, изучить микроскопический метод диагностики протозойных инвазий, знать классификацию и структуру вирусов.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Классификация грибов. Особенности морфологии грибов. Значение в медицине.
2. Простейшие, их классификация. Значение в медицине.
3. Морфологические особенности отдельных патогенных представителей типа простейшие (возбудители малярии, токсоплазмоза, лейшманиозов, трипаносомозов).
4. Структура вирусов, принципы классификации.
5. Специальные методы микроскопии.
Протокол практического занятия
Классификация простейших.
ТАКСОНЫ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ | БОЛЕЗНИ |
ТИП Sarcomastigophorae | ||
Подтип Sarcodina (Саркодовые) | АМЕБЫ Entamoeba histolytica Неглерии, акантамебы | Амебиаз Амебный менингоэнцефалит |
Подтип Mastigophora (Жгутиконосцы) | ЛЕЙШМАНИИ Leishmania species | Лейшманиозы |
ТРИПАНОСОМЫ Trypanosoma brucei Trypanosoma cruzi | Африканский трипаносомоз Болезнь Шагаса | |
ЛЯМБЛИИ Giardia lamblia | Диарея, мальабсорбция | |
ТРИХОМОНАДЫ Trichomonas vaginalis | Вагинит, уретрит, простатит | |
ТИП Аpicomplexa | ||
Класс Sporozoa (Споровики) | ПЛАЗМОДИИ МАЛЯРИИ Plasmodium vivax Plasmodium ovale Plasmodium malariae Plasmodium falciparum | Трехдневная малярия Трехдневная малярия(ovale) Четырехдневная малярия Тропическая малярия |
ТОКСОПЛАЗМЫ Toxoplasma gondii | Токсомлазмоз | |
САРКОЦИСТЫ Sarcocystis species | Саркоцитоз | |
ИЗОСПОРЫ Isospora species | Диарея | |
КРИПТОСПОРИДИИ Cryptospodium species | Диарея | |
ЦИКЛОСПОРЫ Cyclospora cauetanensis | Диарея | |
БАБЕЗИИ Babesia species | Бабезиоз | |
ТИП Ciliophora (Реснитчатые) | ||
БАЛАНТИДИИ Balantidium coli | Балантидиазная дизентерия | |
ТИП Microspora | ||
Класс Microsporea | МИКРОСПОРИДИИ Encephalitozoon cuniculli Enterocytozoon bieneusi и др. | Микроспоридиоз |
Классификация грибов.
Низшие грибы – фикомицеты:
1. Класс Chitridiomycetes – патогенных для человека нет.
2. Класс Oomycetes – патогенных для человека нет.
3. Класс Hyphochitridiomycetes – патогенных для человека нет.
4. Класс Zigomycetes (совершенные) – патогенные представители – возбудители микозов: Mucor, Rhizopus и др.
Высшие грибы – эумицеты:
1. Класс Ascomycetes (совершенные) – патогенные представители – Aspergillus, Penicillum, дрожжи.
2. Класс Basicliomycetes – шляпочные (съедобные и ядовитые) грибы.
3. Класс Deuteromycetes (несовершенные) – патогенные представители – грибы рода Candida.
Оснащение занятия.
Микроскоп, иммерсионное масло.
Предметные стекла с мазками изучаемой культуры.
Стерильные предметные стекла.
Стерильный физиологический раствор.
Питательная среда с колониями грибов.
Спиртовки, спички, бактериальные петли.
Дезинфицирующий раствор, карандаши по стеклу.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Провести приготовление препарата «раздавленная капля» из культуры грибов.
Задача №2: Провести иммерсионную микроскопию приготовленного препарата.
Задача №3: Зарисовать в протокол схемы строения грибов родов Mucor, Aspergillus, Candida (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страницы 161, 162, 163).
Задача №4: Зарисовать в протокол схемы строения трихомонад, (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 148).
Задача №5: Зарисовать в протокол препарат крови с возбудителем тропической малярии (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 153).
Схемы строения грибов
Схема строения трихомонад
_______________________
_______________________
Занятие 5 Дата
Тема:Физиология микроорганизмов. Принципы культивирования бактерий. Питательные среды.
Цель: изучить основные биологические свойства бактерий, знать классификацию питательных сред, уметь проводить посев бактериальной культуры.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Типы и механизмы питания бактерий.
2. Принципы культивирования бактерий.
3. Дыхание бактерий. Типы дыхания. Особенности культивирования анаэробов.
4. Питательные среды. Требования, предъявляемые к ним. Классификация.
5. Методы выделения чистых культур бактерий.
6. Понятие о культуральных свойствах бактерий. Колонии, критерии их оценки.
7. Рост и размножение бактерий. Фазы размножения.