Правила работы в микробиологической лаборатории.
-с инфицированным материалом работают только с помощью инструментов (пинцеты, петли, корнцанги и пр.);
-прикасаться руками к исследуемому материалу и конденсату в засеянных чашках запрещается;
-перед работой тщательно проверяют целость стеклянной посуды, проходимость игл и надёжность поршней шприцев;
-при посеве материала делают надпись на пробирках, чашках Петри, колбах, флаконах с названием номера анализа (культуры) и даты посева;
-в пробирках и чашках Петри материал высевают вблизи от огня горелки с обжиганием петли, шпателя, краев пробирки;
-во время работы все чашки с посевами помещают в кюветы или на подносы, пробирки – в штативы;
-растворы, содержащие патогенные микроорганизмы, набирают пипеткой с помощью резинового баллона;
-насасывать ртом и переливать растворы из сосуда в сосуд через край нельзя;
-по окончании работы запрещается оставлять на рабочих столах нефиксированные мазки, чашки Петри, пробирки и другую посуду с инфицированным материалом.
ДАТА:
ПОДПИСЬ:
Формы бактерий.
а— шаровидные; б — палочковидные; в — извитые.
Оснащение занятия.
Микроскопы, иммерсионное масло.
Предметные стекла с мазками изучаемой культуры.
Красители, используемые для простых методов окраски.
Стерильные предметные стекла.
Стерильный физиологический раствор.
Жидкие питательные среды с ростом чистых культур бактерий.
Спиртовки, спички, бактериальные петли.
Дезинфицирующий раствор, карандаши по стеклу.
Самостоятельная работа студентов.
Задача №1: Провести иммерсионную микроскопию препарата чистой культуры кишечной палочки.
Задача №2: Зарисовать в протокол препарат чистой культуры стрептококка (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 37).
Задача №3: Зарисовать в протокол препарат мазка из гноя (Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А. Воробьева, А.А. Быкова. Москва, 2003, страница 41).
![]() | ![]() | |||
______________________ | ______________________ | |||
______________________ | ______________________ | |||
Занятие 2 Дата
Тема:Структура бактериальной клетки. Методы выявления различных структур бактерий.
Цель: познакомиться с устройством бактериальной клетки, знать основные и дополнительные структуры клетки, изучить методы выявления структур, уметь проводить иммерсионную микроскопию.
Основные вопросы, разбираемые на занятии:
1. Особенности строения бактериальной клетки и ее отличие от клеток высших организмов.
2. Основные структуры: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, нуклеоид (строение и химический состав).
3. Понятие о сложных методах окраски. Принцип и этапы окраски по методу Грама. Механизм и этапы окраски кислотоустойчивых бактерий по методу Циля-Нильсена.
4. Капсула бактерий, ее назначение, методы выявления.
5. Жгутики, строение, функции, методы выявления. Включения у бактерий, их выявление.
6. Споры бактерий, функции, методы выявления.