Общие черты медицины Русского государства 18 века и ее связь с медициной Белоруссии.

XVIII век Золотой век Российского государства от Петра I до Екатерины II. 1700г. – введение нового года 1 января.1721г. – Россия стала Российской империей, введено деление на губернии и уезды.

1. Создание постоянной медицинской службы в армии.

2. Создание постоянных больничных учреждений. 1706г. – открыт военный госпиталь в Москве. 1735г. – государственный регламент о госпиталях. Создавались гражданские больницы, психиатрические и фабрично-заводские госпиталя.

3. Зарождение медицинского образования в России.

- 1707г. первая госпитальная школа, они преобразовываются в медико-хирургические училища, а затем медико-хирургические академии. В госпитальных школах образование носило практический характер.

- В середине XIXв. создавались повивальные школы – готовили повивальных бабок, учили физиологию женского и детского организма, их болезни. Школы преобразовались в повивальные институты.

- В 1755г. открыт Московский университет. Медицинский факультет был открыт в 1764г. (25 января – Татьянин день, дочь графа Шувалова-Татьяне. Праздник российских студентов). М. Ломоносов, его исследования в химии и физике повлияли на медицину. 1761г. – пишет письмо графу Шувалову «О сохранении и размножении российского народа». В нем обосновал необходимость открытия больниц и медицинского факультета.

4. Зарождение российской науки:

- открытие Петербургской академии наук;

- Н. Максимович-Амбодик в 1784г. он написал первый в России труд по педиатрии и гинекологии («Наука о бабичьем деле»): 1 том – анатомо-физиологические особенности женского организма, 2 том – течение беременности, 3 том – течение родов, 4 том – течение послеродового периода, 5 том – ранний детский возраст.

Д. Самойлович – основоположник русской эпидемиологии. Источник инфекционных материален, с ним можно бороться, распространл эти знания среди людей.

С. Зыбелин – ввел в российскую медицинскую практику идеи Гиппократа – индивидуальный подход и клинический метод. Писал о воспитании, питании, режиме детей.

5. Первые мероприятия по охране здоровья детей. 1715г. – создание детских приютов для «отказных» (зазорных) детей. Подготовка повивальных бабок. Первые труды в области охраны здоровья детей и распространение знаний о питании, режиме детей. Учет рождаемости и численности населения.

6. Первые медико-топографические исследования (минеральная вода).

7. 1701г. – государственная монополия на продажу лекарств. В начале XVIII века создаются первые избы по изготовлению инструментария.

8. Реорганизация центральных органов управления медициной. Аптекарный приказ (1712г.) → медицинская канцелярия → медицинская коллегия → медицинский департамент (1802г.) Создание медицинских органов на местах. 1775г. – приказ общественного призрения, введены уездные лекари; 1797г. – губернские врачебные управы.

Связь медицины России XVIII века с медициной Белоруссии:

1. Научные и учебные центры России стали доступны уроженцам Белоруссии, и зарождаются научные связи;

2. После присоединения Белоруссии к Российской империи происходит реорганизация медицины Белоруссии по российскому образцу: Приказы общественного призрения способствовали зарождению государственной медицины в Белоруссии (создание больниц в губернских и уездных городах, открываются первые специализированные отделения: психиатрические, хирургические, акушерские; создание детских приютов, государственная регламентация аптечного дела).

ТЕМА: Медицина нового времени

I. Новое время - это период с ХVII по XIX век. От 1-й английской буржуазной революции 1640г. (развитие новых экономических отношений) до окончания 1-й мировой войны 1918г. (заканчивается территориальное разделение мира).

Новое время для Белоруссии и России - это отмена крепостного права (1861), земская реформа (1864), городская реформа (1870), октябрьская революция (1917).

II. Характерные черты науки Нового времени:

1. Изменяются стадии развития науки: стадия накопления знаний, простого опыта – эмпирическая ® анализ накопленных знаний ® переход к синтезу новых знаний.

2. Преимущественно материалистическая методология научного познания. [Подходы научного познания: материализм (вульгарный - упрощенный, до искажения смысла; научный) и идеализм (направление философии, противоположное материализму, исходящему из первичности духа, идеи, сознания и вторичности материи, природы, бытия)].

3. Изменяется способ исследования: наука стала носить экспериментальный характер. От констатации и созерцания переходят к опыту. Вивисекция- операция, производимая на живом организме с целью изучения функций какого-либо органа (острый опыт). Жизнедеятельность организма начала изучаться без ее нарушения – хронический эксперимент (наложение фистулы на желудок, 1842; операция изолированного желудка, 1894).

4. Изменяется статус научных дисциплин - лидирует химия, биология, естествознание ( в эпоху Возрождения - физика):

1828г. Ф. Велер (нем. химик) синтезировал мочевину из минеральных веществ.

1869г. Д. Менделеев (рус. химик) открыл периодический закон химических соединений (таблица Менделеева).

Тяга к естествознанию побудила И.М. Сеченова (1829-1905) заниматься физиологией.

5.Дифференциация научных знаний.

Так, патологическая анатомия к середине XIX века выделяется в самостоятельную науку и вид врачебной деятельности. Аналогично зарождение генетеки, витаминологии, эндокринологии и т.д.

6. Общие атрибуты науки: организация медицинских обществ, проведение съездов, периодическая медицинская печать;

- первое медицинское общество в России: 1804г. Общество соревнования врачебных и физических наук.

Дифференциация медицинских обществ: общество психиатров, Петербург, 1861; хирургов, Москва, 1873; педиатров, Петербург, 1885.

Создание медицинских обществ на местах: Могилев, 1862 (первое в Белоруссии); Минск, 1867; Гродно, 1869.

Образование обществ, имевших всеобщий характер, рассматривавших медико-социальные проблемы: Русское общество охранение народного здравия, 1873; Пироговское общество (Русское общество в память Н.И. Пирогова), 1883 (проводило Пироговские съезды, первый – в 1885г.)

- 1867г. Первый Всероссийский съезд естествоиспытателей и врачей (первый в мире – Германия, 1882)

Съезды по отдельным специальностям в России: психиатров и невропатологов, 1887; хирругов, 1900; терапевтов, 1909; педиатров, 1912 (в Белоруссии – зубных врачей, 1928; отоларингологов, 1928; хирургов и акушеров-гинекологов, 1929).

Съезды земских врачей (первый в России, 1871, в Белоруссии – Могилев, 1907).

Съезды врачей на местах: Гродно, 1892.

- Периодические медицинские издания в России: Московская медицинская газета, 1858-1878; Архив судебной медицины и общей гигиены, 1865-1871; Здоровье, 1874-1884; Врач, 1880-1901; Минские врачебные известия, 1910-1915.

7. Сделан ряд открытий в области естествознания, которые существенно изменили развитие медицины:

Ø Клеточная теория (М. Шлейден, Т. Шванн, 1839):

- французские естествоиспытатели Дютроше (1824), Распайль (1824-1825), Тюрпен (1826) первыми высказали мысль, что все органы состоят из клеток, а Распайль сформулировал положение о клетке как структурном элементе растений и животных;

- 1831г. английский ботаник Броун при микроскопическом изучении орхидей впервые обнаружил ядра клеток;

- 1834г. русский ученый П. Горянинов обосновал клеточное строение растений и животных;

- 1837г. чешский ученый Ян Пуркинье сформулировал вывод об общности элементарных составных частей животных и растений

- 1838г. немецкий ученый М. Шлейден утверждал, что жизнедеятельность клеток ключ к пониманию жизнедеятельности организма;

- 1839г. немецкий ученый Т. Шванн опубликовал труд «О сходстве в строении и росте животных и растений»: - все ткани растений и животных состоят

из клеток;

- клетки животных и растений

тождественны.

Ø Закон сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, 1842):

- 1757г. шотландский врач Блэк изучал природу теплоты, проникающей через стенки кровеносных сосудов;

- 1760г. русский ученый М. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и силы;

- 1783г. французский химик А. Лавуазье доказал, что один из источников теплоты для животных – процесс дыхания. Воздух состоит из азота и кислорода. Установлено значение кислорода в горении и дыхании;

- 1840-1841гг. Ю. Майер на о. Ява при проведении кровопусканий обратил внимание на то, что венозная кровь местных жителей имеет более яркую окраску, чем кровь европейцев. Кислорода потребляется меньше в связи с меньшей разностью между температурой организма и температурой окружающей среды. Энергия (сила) превращается из одной формы в другую (из химической в тепловую, из тепловой в механическую и наоборот). В 1842г. издал труд «Органическое движение в связи с обменом веществ».

Ø Эволюционное учение (Ч. Дарвин, 1859):

- 1759г. русский ученый К. Вольф провозгласил учение об эволюции;

- 1775г. русский ученый А. Каверзнев представил диссертацию на тему об изменчивости животных;

- 1809г. французский ученый М. Ламарк утверждал, что эволюция происходит по «лестнице развития», а окружающая среда вызывает отклонения от градации и приспособление вида;

- 1817г. русский ученый Х. Пандер сформулировал учение о зародышевых листках;

- 1825г. русский ученый К. Бэр открыл закон сходства зародышей разных классов на ранних стадиях развития;

- 1834г. П. Горянинов сформулировал принцип эволюции органического мира;

- 1859г. английский ученый Ч. Дарвин издал труд «О происхождении видов…» В основе эволюции лежит принцип наследования приобретаемых свойств. Изменчивость идет по методу отбора. Отбор – результат неразрывно действующих факторов: изменчивость, наследственность, выживаемость, а они следствие взаимоотношений организмов и условий их жизни.

Ø Законы наследственности (Г. Мендель, 1865):

- 1865г. австрийский монах Г. Мендель издает труд «Пробы скрещивания растений». На основе большого фактического материала (получил 12 980 скрещенных растений) и математического расчета формулирует законы наследственности (законы Менделя; законы «старого слепого монаха»). Получил признание только в ХХ веке.

Ø Открытие витаминов (К. Функ, 1911):

- 1880г. русский исследователь Н. Лунин установил, что в пищевых продуктах имеются еще неизвестные факторы питания;

- 1911г. польский ученый К. Функ, работал над выделением активного начала рисовых отрубей, обнаружил аминогруппы, все вещества подобного рода предложил называть витаминами («жизненными аминами»);

Ø Открытие гормонов (Э. Старлинг, 1905):

- 1902г. английские ученые Э. Старлинг и В. Бейлисс, изучая пищеварение, вводят в вену секретин, получают активацию. В 1905г. Э. Старлинг впервые ввел термин гормон.

Ø открытие групп крови (К. Ландштейнер, 1901; А. Кастелло и А. Стурли, 1902):

- 1901г. австрийский врач К. Ландштейнер описал три группы крови;

- 1902г. итальянские ученые А. Кастелло и А. Стурли описывают четвертую группу крови.

РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИИ:

¨ Физиология стала носить экспериментальный характер.

¨ Ученые доказали,что все жизненные процессы можно воспроизвести в эксперименте. Острый экспиремент заменен хроническим.

¨ Приоритет в изучении жизнедеятельности организма отдается физиологии нервной системы, всех ее структур (изучение природы нервного импульса, его передачи, проводниковые пути спинного и головного мозга, изучение двигательных и чувствительных корешков спинного мозга, локализаций функций в коре головного мозга), физиологии органов чувств.

¨ 1897г. И.П. Павлов сформулировал основы физиологию пищеварения: "Лекции о работе главных пищеварительных желез". В 1904г. за это открытие была присуждена Нобелевская премия в области медицины. Раскрыл физиологию высшей нервной деятельности.

¨ Ученые, внесшие вклад в развитие физиологии:

Клод Бернар - попытался создать общую экспериментальную медицину, которая объединяляла бы терапию, физиологию и патологию; первым создал экспериментальную фармакологическую лабораторию для изучения действия лекарственных веществ на организм; изучил функции спинного и головного мозга, открыл сосудодвигательнную функцию симпатической нервной системы; изучал секреты и ферменты желудочно-кишечного тракта; открыл гликогенную функцию печени и центры головного мозга, регулирующие углеводный обмен.

Георг Прохаску - занимался анатомией и физиологией, был окулистом, первым указал на функциональное значение, морфологические различия между передними и задними корешками спинного мозга; считал необходимым рассматривать человеческий организм в соотношении с окружающей средой.

Франсуа Мажанди - разработал методику вивисекции, способствовал внедрению эксперимента в физиологию и патологию; первым доказал трофическую функцию нервной системы, проницаемость тканей и стенок сосудов; обнаружил и обосновал феномен возвратной чуствительности в передних корешках спинного мозга.

Иоганн Мюллер - изучил строение и функцию органов зрения и слуха; установил стадии развития нервной и мочеполовой системы; дал правильное представление о кровяных тельцах; анализировал состав лимфы и крови; основоположник физиологической химии.

¨ Развивается электрофизиология (познание природы импульса, методы электролечения и электродиагностики).

Жан Поль Марат - основоположник электротерапии. Дюбуа-Раймон - открыл потенциал действия и сформулировал молекулярную теорию биопотенциалов. Гельмгольц - первым зарегистрировал и определил скорость распространения электрического импульса по нерву лягушки, а потом и по нерву человека.

Наши рекомендации