Гигиеническое обучение и воспитание сельского населения

Главная цель гигиенического воспитания в условиях сельской местности – привить каждому труженику села необходимые гигиенические навыки с целью воспитания у него потребности в правильной организации труда, быта, отдыха, рационального питания, мобилизовать население на профилактические осмотры, раннюю обращаемость за медицинской помощью, активизировать творческую самодеятельность населения в вопросах охраны здоровья.

Гигиеническое обучение и воспитание сельского населения включает следующие мероприятия:

§ дифференцированное гигиеническое обучение и воспитание руководящих кадров сельскохозяйственных предприятий, работников основных сельскохозяйственных специальностей (механизаторов, животноводов, полеводов, птицеводов, садоводов, виноградарей, чаеводов и др.);

§ массовую пропагандистскую работу;

§ специальную гигиеническую подготовку работающих с ядохимикатами.

Основное содержание работы по гигиеническому обучению и воспитанию:

§ вопросы личной и общественной гигиены;

§ гигиена жилища, благоустройство приусадебных участков;

§ борьба с загрязнениями воздуха пылью и газами в местах проведения сельскохозяйственных работ;

§ профилактика сельскохозяйственного травматизма;

§ профилактика заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеоусловий, длительным пребыванием на солнце и т.п.;

§ профилактика отравлений при транспортировке, хранении ядохимикатов, работе с ними;

§ профилактика инфекционных заболеваний. Особое внимание обращается на зоонозы и глистные инвазии при работе в животноводстве.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

ПЕРЕЧЕНЬ

Тем для проведения беседы по гигиеническому

Воспитанию населения

1. Рациональное питание и его режим.

2. Питание людей пожилого возраста.

3. Овощи в нашем питании.

4. Витамины и здоровье.

5. Мед и медолечение.

6. Здоровый образ жизни – основа здоровья.

7. Труд, отдых, физическая культура – важнейшие резервы здоровья.

8. Физкультура и здоровье.

9. Спорт высоких достижений и здоровье.

10. Мода и здоровье.

11. Эмоции, настроение, здоровье.

12. Молодость и здоровье.

13. Умение отдыхать.

14. О вреде экстремальных видов спорта, как форме отдыха.

15. Сон и здоровье.

16. Советы пожилым.

17. Бани и здоровье.

18. Бег и здоровье.

19. В движении – здоровье.

20. Рациональный режим дня и здоровье.

21. «Жаворонки» и «совы».

22. Конфликты и стрессы – ступеньки на пути к болезни.

23. Гиподинамия – враг здоровью.

24. Вода в нашей жизни.

25. Вредные привычки и здоровье.

26. Женщина и алкоголь.

27. Алкоголь и потомство.

28. Алкоголь и здоровье.

29. Алкоголь и трудоспособность.

30. Курение и здоровье.

31. Влияние шума на здоровье.

32. Гигиена жилища.

33. Гигиена сельских населенных мест.

34. Гигиена умственного труда.

35. Как важно беречь кожу.

36. Личная гигиена.

37. Гигиена беременной.

38. Закаливание организма.

39. Здоровые зубы и уход за ними.

40. Гигиена половой жизни.

41. Профилактика ВИЧ-инфицированности.

42. Предупреждение возникновения ВИЧ-инфицированности в медицинских учреждениях.

43. Профилактика кишечных инфекций.

44. Умение лечиться.

45. О вреде самолечения.

46. Биологически активные добавки (пищевые добавки) и их применение.

47. Аборт и его последствия.

48. Здоровье женщины и материнство.

49. Гармония семейной жизни – основа здоровья.

50. Принципы планирования семьи.

Приложение 2.

Образец.

Оренбургская государственная медицинская академия.

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

с курсом последипломной подготовки специалистов

Заведующая кафедрой доцент О.И.Матчина

БЕСЕДА

По гигиеническому воспитанию населения

Тема: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Подготовил (а): студент (ка)

IY курса _________ группы ОГМА

_______________________________________

ф.и.о.

Проверил: преподаватель кафедры

____________________________________________________

ф.и.о.

Оренбург, 200__ г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

При подготовке к беседе необходимо использовать (в качестве основной литературы) основные учебники (пособия):

1. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Социальная гигиена и организация здравоохранения. – С.-Петербург.: ООО Петрополис, 2000, с. 688-700.

2. Социальная гигиена (медицина) / Под ред. Ю.П.Лисицына, - Казань, 1999, с. 30-34; 37-88.

3. Серенко А.Ф., Ермаков В.В. Социальная гигиена и организация здравоохранения.– М. 1984, с. 518-528.

4. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. /Под ред. Ю.П.Лисицына. - М, Медицина, 1987, т. I, с. 356-378.

5. Методика проведения гигиенического воспитания и обучения населения. Учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы студентов лечебного факультета, Оренбург, 2001

Другая литература:

1. Г.И.Куценко, А.В.Иваненко, О.В.Петручук. Совершенстование гигиенического обучения и воспитания декретированных контингентов населения. Ж. Гигиена и санитария, 1999, 3, С. 72-74

2. М.И.Красильников, М.В.Потехина, Е.В.Гавриленко, М.Г.Немец, Ю.А.Бочков. О совершенствовании гигиенического обучения работников предприятий общественного питания и продовольственной тороговли.

Кроме того, необходимо использовать фонды Фундаментальной библиотеки Оренбургской государственной медицинской академии;

Фонды Оренбургской областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской;

Интернет.

Рецензия

на учебное пособие для внеаудиторной самостоятельной работы

студентов лечебного факультета

«Методика проведения гигиенического воспитания и

Обучения населения»

составленное доц. О.И. Матчиной, доц. В.А. Романовым

Данное учебное пособие составленное в соответствии с учебной программой «Общественное здоровье и здравоохранение», предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов лечебного факультета и должно способствовать развитию и закреплению навыков и умений по гигиеническому воспитанию и обучению населения.

В учебном пособии определяется значимость, виды и формы профилактической работы с населением. С учетом современных стратегий реформирования здравоохранения описаны задачи, принципы, методы и средства гигиенического воспитания населения.

Практической ценностью является подробная характеристика, требования, методика подготовки и проведения наиболее распространенных средств метода устной пропаганды – беседы. Кроме того, положительным моментом данной работы следует отметить подробное описание особенностей проведения гигиенического воспитания на отдельных объектах здравоохранения и у различных групп населения (женщины, рабочие промышленных предприятий, сельское население). С позиций современной медико-демографической и социальной ситуации в обществе дается перечень тем бесед и список литературы для подготовки и проведения гигиенического воспитания детского населения.

Данное учебное пособие может быть рекомендовано к изданию и использованию в подготовке студентов лечебного факультета при проведении гигиенического воспитания и обучения населения.

Зав. кафедрой общей врачебной практики

профессор Багирова Г.Г.

Наши рекомендации