Статья 49. Порядок рассмотрения жалобы в вышестоящем органе (вышестоящим должностным лицом)

(1) Жалоба, поданная в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), рассматривается в десятидневный срок с момента обращения.

(2) Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) по существу жалобы должно быть мотивированным и основанным на законе.

(3) Копия решения вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) в трехдневный срок после рассмотрения жалобы по существу направляется или вручается заявителю и лицу, чьи действия обжалуются.

(4) Решение вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном главой 24.1 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

Комментарий к статье 49

1. Статья 49 разрешает вопросы, связанные с порядком рассмотрения жалобы, предусмотренной ст. 47 настоящего Закона. Как указывалось в комментарии к ст. 47, в административном порядке жалобы разрешаются вышестоящим по отношению к органу или должностному лицу, действие которого обжаловано, органом или должностным лицом. Следует заметить, что в России пока не принят федеральный закон об административном порядке рассмотрения и разрешения жалоб. Поэтому приходится руководствоваться общими, не противоречащими Конституции РФ положениями, установленными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" в ред. Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 г. (Ведомости ВС СССР. 1980. N 11. Ст. 192). Установлено, что жалобы должны подаваться в те органы или тому должностному лицу, которому подчинено данное учреждение или данное лицо, действия которого обжалуются. Орган (должностное лицо), получивший жалобу, обязан рассмотреть ее в установленный срок, причем руководитель органа (учреждения) несет личную ответственность за рассмотрение жалобы. Запрещается пересылать жалобы тем должностным лицам, действия которых обжалуются. О результатах рассмотрения жалобы должно быть извещено лицо, ее направившее. Если жалоба направлена в ненадлежащий орган, она должна быть в пятидневный срок переслана по принадлежности. За нарушение порядка рассмотрения жалоб должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности, а причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина влечет уголовную ответственность.

Часть 1 ст. 49 Закона устанавливает десятидневный срок рассмотрения жалобы с момента обращения. Столь краткий срок обусловлен необходимостью обеспечить своевременную защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи.

2. Закон определяет основные требования, предъявляемые к решению вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) по жалобе: она должна быть разрешена по существу, а решение должно быть мотивированным и основанным на законе. Невыполнение этих требований является основанием для подачи жалобы в суд и рассмотрения дела в суде.

3. Комментируемый Закон, а также Закон от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (см. комментарии к ст. 47 и ст. 48) не содержат требования об обязательном присутствии гражданина или его представителя при рассмотрении жалобы в административном порядке. Однако если гражданин или его представитель будут настаивать на рассмотрении такой жалобы в их присутствии, то, на наш взгляд, нет оснований для отказа в удовлетворении такой просьбы. Вместе с тем Закон (ч. 3 ст. 49) обязывает соответствующий орган (должностное лицо) в трехдневный срок после рассмотрения жалобы направить копию принятого им решения или вручить ее заявителю (лицу, подавшему жалобу) и лицу, чьи действия обжалуются.

4. В соответствии с ч. 4 ст. 49 и ст. 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. гражданин, получивший отказ в удовлетворении жалобы от вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица), вправе обратиться с жалобой в суд. Такое право имеет и гражданин, не получивший своевременно ответа на свою жалобу. Статья 4 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. и вслед за ней ст. 239.4 ГПК указывают, что в том случае, когда ответ от вышестоящих инстанций не получен в течение месяца со дня подачи жалобы, гражданин вправе обратиться с жалобой в суд. Но при этом законодатель не учел сокращенный, десятидневный срок рассмотрения жалобы, установленный ст. 49 комментируемого Закона. В связи с этим, с нашей точки зрения, если жалоба не рассмотрена в десятидневный срок и у гражданина имеются достоверные сведения о нарушении этого срока, он вправе обратиться в суд до истечения месяца со дня подачи жалобы за защитой своих законных интересов. Во всяком случае при подготовке нового гражданского процессуального кодекса это существенное обстоятельство должно быть учтено <*>. В соответствии с ч. 2 ст. 239.5 ГПК гражданин или его представитель в течение месяца со дня получения уведомления об отказе вышестоящей инстанции в удовлетворении его жалобы вправе обратиться с жалобой в суд. В случае пропуска месячного срока на подачу жалобы в суд по уважительной причине этот срок может быть восстановлен судом в соответствии со ст. 105 ГПК.

--------------------------------

<*> В юридической литературе высказан ряд критических замечаний по содержанию гл. 24.1 ГПК РСФСР (см.: Общая теория прав человека. М., 1996. С. 226, 239).

Рассмотрение дела в суде ведется по правилам, установленным в гл. 24.1 ГПК, с изъятиями, предусмотренными Законом РФ от 27 апреля 1993 г. (с поправками, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) и ст. 48 комментируемого Закона (в части судебных расходов).

Наши рекомендации