Статья 33. Обращение в суд по вопросу о госпитализации в недобровольном порядке

(1) Вопрос о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, решается в суде по месту нахождения психиатрического учреждения.

(2) Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке подается в суд представителем психиатрического учреждения, в котором находится лицо.

К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке, прилагается мотивированное заключение комиссии врачей-психиатров о необходимости дальнейшего пребывания лица в психиатрическом стационаре.

(3) Принимая заявление, судья одновременно дает санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения заявления в суде.

Комментарий к статье 33

1. Госпитализация лица в недобровольном порядке в психиатрический стационар, по существу, означает ограничение его права на свободу и личную неприкосновенность. Статья 22 Конституции РФ подчеркивает право каждого на свободу и личную неприкосновенность и устанавливает правило, согласно которому до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Это право Конституция Российской Федерации рассматривает как неотчуждаемое и принадлежащее каждому по рождению (ст. 17). Одновременно в ст. 46 Конституции указано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. И наконец, в ст. 55 Конституции РФ подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституционное положение о свободе каждого нельзя абсолютизировать, поскольку необходимо учитывать возможность причинения вреда свободными действиями человека другим лицам, обществу в целом. Именно поэтому в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенция ратифицирована Российской Федерацией в 1996 г.) подчеркивается, что никто не может быть лишен свободы иначе, как в случаях, перечисленных в ст. 5 Конвенции, и в порядке, установленном законом. К числу таких случаев Конвенция относит задержание душевнобольных, алкоголиков и наркоманов.

Согласно ст. 6 указанной выше Конвенции каждый при определении его гражданских прав имеет право на публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Упомянутая выше ст. 46, а также ст. 123 Конституции РФ, по сути, воспроизводят это положение международного права.

Нормы ст. 33 комментируемого Закона соответствуют требованиям Конституции и международных документов, поскольку они предусматривают именно судебный контроль за действиями врачей психиатрического лечебного учреждения, принявшими решение о недобровольной (что означает принуждение) госпитализации лица, страдающего психическим расстройством. Сама процедура недобровольной госпитализации соответствует, в частности, положениям, сформулированным в ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах.

В ст. 29 комментируемого Закона обстоятельно излагаются основания для госпитализации лица в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до принятия судьей постановления, санкционирующего такую госпитализацию (см. комментарий к ст. 29).

При этом уже при решении врачами (например, скорой помощи, а затем психиатрического стационара) вопроса о недобровольной госпитализации лица, кроме его законного представителя, возможно участие иного представителя интересов данного лица (например, адвоката) в целях фиксации действий принудительного характера. В то же время в соответствии с ч. 3 ст. 30 комментируемого Закона сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации (см. комментарий к ст. 30).

В настоящее время дискуссионным является вопрос о том, каким периодом времени ограничено пребывание госпитализированного в недобровольном порядке лица в психиатрическом стационаре до момента рассмотрения данного вопроса судьей и вынесения судебного постановления. В соответствии со ст. 32 комментируемого Закона такое лицо должно быть освидетельствовано в течение 48 часов с момента помещения в стационар, а затем в течение 24 часов заключение врачей-психиатров с обоснованием госпитализации должно быть передано в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. Таким образом, законодатель исходил из аналогии установленного УПК РСФСР срока задержания лица без санкции прокурора. Однако ныне в соответствии со ст. 22 Конституции РФ лицо может быть подвергнуто задержанию до судебного решения лишь на срок не более 48 часов. Это означает, что срок, предоставленный для комиссионного освидетельствования лица, помещенного в психиатрический стационар в недобровольном порядке, должен быть сокращен до 24 часов, с тем чтобы обеспечить в последующие 24 часа передачу заявления в суд для получения санкции судьи.

Изучение судебной практики показывает, что в судебных постановлениях о даче санкций на недобровольную госпитализацию зачастую не отмечаются даты помещения больного в психиатрическое лечебное учреждение и даты передачи материалов в суд. Поэтому необходимо уделять внимание обеспечению требований закона.

2. В ч. 1 ст. 33 определена территориальная подведомственность дел, связанных с дачей судьей санкции на недобровольное помещение лица в психиатрическое учреждение.

Вопрос о госпитализации лица в недобровольном порядке решается в суде по месту нахождения психиатрического учреждения. Это создает дополнительную гарантию прав лица, подвергнутого такой госпитализации. Судья вправе рассмотреть заявление непосредственно в помещении стационара и убедиться в правомерности вывода врачей-психиатров о необходимости такой госпитализации. Создаются также условия для своевременного, в крайне сжатый срок, рассмотрения заявления и принятия решения по существу дела.

Заявление о госпитализации лица в психиатрический стационар подается в суд представителем учреждения, в котором находится госпитализированное лицо. Следует отметить, что в Законе речь идет только о психиатрическом стационаре.

В ст. 16 комментируемого Закона указано, что государство создает все виды учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную помощь, по возможности по месту жительства пациентов. Вместе с тем в этой же статье указывается и на обязанность органов местного самоуправления (которые теперь не рассматриваются в качестве государственных органов) обеспечивать население всеми видами психиатрической помощи. Отсюда следует вывод, что в недобровольном порядке соответствующие лица будут направляться в городские, районные (межрайонные) больницы, находящиеся в ведении органов здравоохранения районного, городского муниципального образования и органов здравоохранения субъекта Федерации, если в этих лечебных учреждениях имеются психиатрические стационары.

В любом случае администрация психиатрического стационара обязана в установленный срок обратиться в суд за санкцией на недобровольную госпитализацию. Вопрос о том, кто должен непосредственно оформлять заявление в суд по месту нахождения стационара, Закон решает в общей форме, указывая на представителя психиатрического учреждения, в котором находится лицо. Речь идет прежде всего о руководителе (его заместителе) психиатрического стационара, т.е. о главном враче или его заместителе.

Практика показывает, что соответствующие обращения в суд подписывает главный врач (либо его заместитель) соответствующего психиатрического лечебного учреждения, а при рассмотрении дела в суде присутствует представитель администрации этого учреждения, уполномоченный главным врачом. Поэтому не исключена возможность присутствия в суде заведующего отделением, если это будет поручено ему руководителем психиатрического учреждения.

Полномочия руководителя определены в положении о соответствующем учреждении, утверждаемом в установленном порядке, и подтверждаются служебным удостоверением. Полномочия иного лица, которому поручено участвовать в рассмотрении заявления в суде (заведующий отделением, лечащий врач), должны быть удостоверены доверенностью, выданной в соответствии с требованиями законодательства (см. ст. 185 ГК и ст. ст. 45, 46 ГПК).

В соответствии с комментируемой статьей в заявлении должны быть указаны предусмотренные Законом основания для госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Эти основания предусмотрены ст. 29 настоящего Закона (см. комментарий к ст. 29). Каждое из перечисленных в ст. 29 оснований имеет самостоятельное значение. Поэтому с учетом содержания поданного заявления судья вправе положить в основу принимаемого им в дальнейшем постановления одно из трех перечисленных в ст. 29 оснований.

Особо следует подчеркнуть, что к заявлению в суд должно быть приложено заключение комиссии врачей-психиатров данного психиатрического стационара, которое должно содержать обстоятельный анализ состояния больного и обоснование необходимости дальнейшего пребывания больного в стационаре, т.е. продления срока его недобровольной госпитализации помимо того времени, которое госпитализированное лицо в нем провело до судебного решения.

Кроме того, в суд могут быть представлены другие доказательства, дополнительно свидетельствующие о необходимости такой госпитализации (выписки из истории болезни, если лицо ранее находилось под наблюдением того или иного лечебного учреждения или врача, документы, имеющиеся в распоряжении милиции и других правоохранительных органов, свидетельствующие о неадекватном поведении данного лица, и т.п.).

3. Форма заявления в суд и реквизиты заявления Законом не определены. В связи с этим Министерство здравоохранения РФ с учетом требований комментируемой статьи разработало рекомендации о содержании этого документа. В заявлении в суд необходимо сообщать сведения, касающиеся личности больного, места его проживания (пребывания); сведения о том, кем, когда и куда направлено это лицо на госпитализацию после личного осмотра; обоснование необходимости такой госпитализации. Кроме того, в заявлении должно быть указано, от кого поступили первичные сведения о неадекватном поведении данного лица. Заявление также должно содержать сведения о времени осмотра лица врачом-психиатром в стационаре, подтвердившем вывод о необходимости госпитализации, о времени освидетельствования больного комиссией врачей-психиатров, составе этой комиссии, об участии в этой комиссии врача-психиатра, приглашенного по просьбе госпитализированного лица, если такая просьба имела место, и о выводах комиссии по поводу необходимости госпитализации данного лица в недобровольном порядке.

4. Комментируемая статья (в ч. 3) определяет действия судьи в случае получения упомянутого выше заявления о госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке. Судья обязан принять такое заявление, но он вправе исследовать все представленные документы и в случае отсутствия главного из них - заключения комиссии врачей-психиатров того стационара, где находится лицо, - отказать в санкции на недобровольную госпитализацию. В связи с этим и возникает требование тщательного оформления всех документов, прилагаемых к заявлению, направляемому в суд.

Закон обязывает одновременно с принятием заявления дать санкцию на пребывание лица в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения дела в суде. Заметим, что ст. 34 данного Закона определяет предельный срок такого рассмотрения - пять дней с момента принятия заявления. Изучение судебной практики показывает, что, как правило, установленные Законом сроки судьями соблюдаются. Однако в ряде случаев имеет место формальная оценка представляемых на рассмотрение судьи документов (см. комментарий к ст. 34).

Введение судебного контроля за законностью и обоснованностью помещения гражданина в психиатрический стационар против его воли свидетельствует о реальном расширении гарантий прав личности. Дача судьей санкции на недобровольную госпитализацию не лишает гражданина, помещенного в стационар, его представителя или защитника права обратиться с жалобой на постановление судьи в вышестоящий суд, а также обжаловать действия врачей-психиатров и иных медицинских работников при оказании психиатрической помощи в порядке, предусмотренном ст. 47 комментируемого Закона.

5. В юридической литературе производство по делам о недобровольной госпитализации лиц в психиатрические стационары толкуется неоднозначно (в ГПК РСФСР этот вопрос не получил разрешения). Одни авторы относят рассмотрение таких дел к делам особого производства <*>, другие - к производству по делам, возникающим из административно-правовых отношений <**>, а третьи - полагают, что их рассмотрение находится за рамками гражданского судопроизводства <***>.

--------------------------------

<*> См.: Гражданский процесс: Учебник. М., 1996. С. 134.

<**> См. там же. С. 319.

<***> См.: О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 174.

На наш взгляд, в рассматриваемом случае возникают административно-правовые отношения, связанные с административным принуждением (помещением лица в психиатрический стационар против воли). Судебная проверка законности и обоснованности применения такого вида административного принуждения должна была бы вестись по правилам административного судопроизводства, которое предусмотрено ст. 118 Конституции РФ. Но пока в стране отсутствует полноценный закон об административном судопроизводстве, определяющий, в частности, порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции дел, связанных с применением специфических мер административного принуждения, приходится руководствоваться нормами ГПК РСФСР и вести рассмотрение таких дел по правилам гражданского судопроизводства с учетом тех изъятий, которые непосредственно установлены нормами комментируемого Закона (специфические условия принятия и рассмотрения в суде заявлений, дача судьей санкции на недобровольное пребывание лица в психиатрическом стационарном лечебном учреждении, краткие сроки рассмотрения дела и т.п.).

Наши рекомендации