Статья 21. Независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи

(1) При оказании психиатрической помощи врач-психиатр независим в своих решениях и руководствуется только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом.

(2) Врач-психиатр, мнение которого не совпадает с решением врачебной комиссии, вправе дать свое заключение, которое приобщается к медицинской документации.

Комментарий к статье 21

1. Независимость врача-психиатра при принятии каких-либо решений, имеющих правовые последствия, является важным условием законности и обоснованности этих решений и направлена в первую очередь на защиту прав и законных интересов лица, в отношении которого решается тот или иной вопрос, а также интересов общества.

Охраняя независимость врача-психиатра, настоящий Закон защищает его профессиональные права, честь и достоинство и одновременно обязывает руководствоваться в своих решениях только медицинскими показаниями, врачебным долгом и законом. Это означает, что решения, принимаемые врачом-психиатром при оказании психиатрической помощи, должны основываться на специальных медицинских знаниях и опыте, быть направлены на благо больного и общества и соответствовать требованиям действующего законодательства.

Вводя принцип независимости врача-психиатра, Закон ставит последнего в положение узкого круга наиболее ответственных лиц, от действий которых зависят судьбы людей.

2. Нарушение принципа независимости может проявляться, в частности, в форме вмешательства в действия врача-психиатра различных органов и лиц, что имело и может иметь негативные последствия. Некоторые конкретные случаи вмешательства в действия врача-психиатра могут быть наказуемы в уголовном порядке (ст. 285 Уголовного кодекса РФ "Злоупотребление должностными полномочиями" и ст. 286 Уголовного кодекса РФ "Превышение должностных полномочий"). Ответственность по ст. ст. 285 и 286 может нести, например, должностное лицо лечебного учреждения, начиная с заведующего отделением, если оно незаконно повлияло или пыталось повлиять на принятие решения лечащим врачом. В случаях, не подпадающих под действие уголовного закона, соответствующее лицо несет, как правило, дисциплинарную ответственность.

Заведующий отделением и другие должностные лица не могут принуждать лечащего врача принять какие-либо решения, например поставить или изменить диагноз, вопреки его воле. Установление диагноза, как и принятие любого другого решения, влекущего правовые последствия, осуществляется в конечном итоге (даже если пациент был проконсультирован врачом-руководителем или авторитетным консультантом) лечащим врачом или уполномоченной на это комиссией врачей-психиатров.

3. Организация и работа комиссий, решающих вопросы, регулируемые настоящим Законом, детально не регламентированы. Однако их деятельность должна осуществляться в соответствии с некоторыми общими принципами. В состав комиссии должен быть включен с его согласия любой специалист, участвующий в оказании психиатрической помощи, если этого требует лицо, страдающее психическим расстройством, в отношении которого предпринимается комиссионное рассмотрение (см. также комментарий к ст. 5). Если комиссия проводится повторно, то в ее состав не могут входить специалисты, принимавшие участие в предыдущем рассмотрении, кроме лечащего врача. Тем самым уменьшается возможность искусственного подбора состава комиссии. В состав комиссии не может входить также специалист или должностное лицо, действия которого обжалуются. Комиссия обсуждает и принимает решение в закрытом заседании, в отсутствие лица, о котором решается вопрос, специалиста, должностного или иного лица, действия которых обжалуются. Все члены комиссии (включая председателя) равны в своих правах и имеют по одному голосу.

4. Закон предоставляет право члену (членам) комиссии (в том числе и председателю), мнение которого не совпадает с решением комиссии, дать свое собственное заключение или изложить особое мнение, которое приобщается к заключению комиссии.

Указанный порядок является гарантией независимости членов комиссии, их равноправия и обеспечения условий для выражения каждым из них собственного мнения. Иной порядок мог бы привести к тому, что авторитет председателя или другого члена комиссии, вышестоящего по должности, повлиял бы на мнение кого-либо из членов комиссии. Возможность выражения особого мнения приводит к персональной ответственности каждого члена комиссии за коллегиально принятое решение. О наличии особого мнения председатель комиссии при лечебном учреждении должен поставить в известность руководителя учреждения, если он не участвовал в работе комиссии, а если участвовал, то главного психиатра вышестоящего органа здравоохранения.

Автор особого мнения может оспаривать заключение комиссии в установленном порядке. При рассмотрении вышестоящим органом решения комиссии должна быть дана мотивированная оценка доводов и предложений, изложенных в особом мнении. При рассмотрении дела судом последний, безусловно, должен исследовать особое мнение как одно из существенных доказательств по делу.

Вопросу независимости врача-психиатра при оказании психиатрической помощи посвящена специальная статья (ст. 10) российского Кодекса профессиональной этики психиатра:

"Моральное право и долг психиатра - отстаивать свою профессиональную независимость. Оказывая медицинскую помощь, участвуя в комиссиях и консультациях, выступая в роли эксперта, психиатр обязан открыто заявлять о своей позиции, защищать свою точку зрения, а при попытках давления на него - требовать юридической и общественной защиты. Психиатр должен отказаться от сотрудничества с представителями пациентов или иными лицами, если они добиваются от него действий, противоречащих этическим принципам или закону. Право психиатра отстаивать свою точку зрения должно сочетаться с высокой требовательностью к себе, способностью признавать и исправлять собственные ошибки, обнаруженные коллегами или самостоятельно".

Наши рекомендации