Статья 6. Ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности
(1) Гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на основании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических противопоказаний и может быть обжаловано в суд.
(2) Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утверждается Правительством Российской Федерации и периодически (не реже одного раза в пять лет) пересматривается с учетом накопленного опыта и научных достижений.
Комментарий к статье 6
1. Статью следует рассматривать в совокупности с положениями, сформулированными в ч. ч. 1 и 3 ст. 5 (см. комментарий), о том, что ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами РФ, и не допускается на основании только сведений о психиатрическом диагнозе, фактах нахождения под диспансерным наблюдением, в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения.
2. Психическое расстройство, как и любое заболевание, может ограничивать способность к выполнению ряда видов профессиональной деятельности. Это касается главным образом профессий, предъявляющих особые требования к состоянию здоровья в отношении выносливости, а также в связи с вероятностью причинения вреда окружающим или самому себе из-за невозможности надлежащего выполнения трудовых операций по состоянию здоровья (работа с огнем, токсическими веществами, электрическим током определенных характеристик, движущимися механизмами, при наличии проникающей радиации, а также в воде, под землей и т.п.). Допуск к таким видам работ ранее регламентировался приказами Министерства здравоохранения, согласованными с ВЦСПС.
В соответствии с рассматриваемым Законом Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Все виды деятельности, на которые распространяется Перечень, разбиты в документе на две группы: а) связанные с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов; б) протекающие в условиях повышенной опасности.
В качестве общего противопоказания для всех этих видов деятельности в Перечне названы хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. На такого же рода расстройства указывает критерий, сформулированный в Законе в качестве основания для установления диспансерного наблюдения (см. комментарий к ст. 27), что существенно облегчает решение этого специфического вопроса медицинскими комиссиями. Абсолютным противопоказанием к видам деятельности, включенным в группу "а" и относительным для группы "б", является также эпилепсия. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально. Общим функциональным исследованием, применяемым ко всем лицам, в отношении которых решается вопрос об их допуске по состоянию психического здоровья к названным видам деятельности, является электроэнцефалография. В отношении отдельных видов деятельности Перечнем установлены дополнительные противопоказания и дополнительные виды обследования. Не исключается также возможность индивидуальной оценки, в частности, основанной на проведении функциональных проб.
Следует сказать, что данный Перечень несколько сузил психиатрические противопоказания для рассматриваемых видов деятельности и в целом сделал их более дифференцированными.
Кроме того, если психическое заболевание приводит к снижению трудоспособности, вопрос о возможности выполнения тех или иных профессиональных обязанностей решается индивидуально органами медико-социальной (врачебно-трудовой) экспертизы. Последние либо вообще признают лицо нетрудоспособным, либо дают ограниченные трудовые рекомендации, в соответствии с которыми и осуществляется трудоустройство.
3. Аналогичным образом решаются и вопросы годности к обучению по тем или иным специальностям.
4. Наряду с профессиональными ограничениями может быть лимитирована годность к деятельности, не являющейся профессиональной, но связанной с источником повышенной опасности. Это касается выдачи удостоверений на право управления транспортными средствами, а также приобретения оружия и средств самообороны, пользование которыми требует специального разрешения.
5. Решения в отношении годности к рассматриваемым видам деятельности принимаются специальными врачебными комиссиями, которые могут быть ведомственными, например на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, или специально создаются органами здравоохранения (водительские врачебные комиссии). Аналогичными полномочиями в отношении признания инвалидов негодными к отдельным видам трудовой деятельности обладают бюро медико-социальной экспертизы (МСЭК) органов Министерства труда и социального развития. В ряде случаев решение этих вопросов (включая и деятельность, не являющуюся профессиональной, но связанную с источником повышенной опасности) возлагается местными органами управления здравоохранением на клинико-экспертные (КЭК) или иные комиссии лечебных учреждений, оказывающих психиатрическую помощь.
6. О порядке обжалования заключений названных комиссий см. комментарий к ст. ст. 47 - 49. Орган или должностное лицо, рассматривающие жалобы на неоправданные ограничения в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, должны установить наличие психического расстройства, правильность его клинической квалификации (диагноз, синдром, степень выраженности), соответствие имеющегося психического расстройства перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления данного вида деятельности или влияние этого расстройства на возможность выполнения такой деятельности. Если жалоба рассматривается судом, то он может назначить судебно-психиатрическую экспертизу. В таком случае вышеназванные вопросы ставятся на разрешение экспертов. Особое внимание эксперты должны обращать на установление связи между характером психического расстройства и возможностью успешного и безопасного выполнения данного вида деятельности (соответствие Перечню медицинских психиатрических противопоказаний). В случае необходимости экспертиза может быть комплексной - психолого-психиатрической или психофизиолого-психиатрической - либо в состав судебно-психиатрической экспертной комиссии могут быть введены специалисты по медико-социальной экспертизе.
7. Во избежание неоправданных ограничений и с целью достижения наибольшего соответствия ограничений реальным возможностям и особенностям психического состояния лица в конкретный период предусмотрено, что указанные ограничения не могут быть постоянными. Срок следующего переосвидетельствования должен быть указан в заключении комиссии. При непредвиденном изменении состояния лица переосвидетельствование может быть проведено досрочно: по обоснованной просьбе самого лица или администрации с его места работы и по решению лечебного учреждения, органа здравоохранения или суда (это касается как ограничивающих, так и допускающих заключений). В любом случае срок действия заключения о непригодности лица к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности, не может превышать пяти лет. При некоторых психических расстройствах сразу бывает ясно, что через 5 и даже более лет в состоянии человека не может произойти изменений, которые позволили бы пересмотреть заключение о негодности (например, при глубокой степени олигофрении, неблагоприятно протекающей эпилепсии и т.д.). Однако если лицо или его близкие не согласны с таким заключением, то по прошествии 5 лет они могут потребовать нового переосвидетельствования. Данный срок представляется оптимальным для того, чтобы лицо могло решить вопрос о трудоустройстве по другой специальности, и не может привести к бессмысленной трате времени комиссиями из-за необоснованно частых переосвидетельствований одного и того же лица.
8. Поскольку подходы к налагаемым ограничениям не могут быть неизменными и должны отражать прогресс науки в изучении природы отдельных психических расстройств, а также успехи в лечении, которые могут изменить их течение, прогноз и влияние на трудоспособность, Законом предусмотрена необходимость периодического (не реже одного раза в 5 лет) пересмотра перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, с внесением в него соответствующих изменений <*>. В соответствии с ч. 2 утверждение такого перечня отнесено к компетенции Правительства РФ, что связано со стремлением избежать неоправданных ограничений в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, добиться высокого научного уровня и единообразия в решении этих вопросов на всей территории страны.
--------------------------------
<*> В Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. N 377, Правительством были внесены изменения в 1998 и 2000 гг.