Статья 4. Добровольность обращения за психиатрической помощью

(1) Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

(2) Несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядке недееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия их законных представителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Комментарий к статье 4

1. Добровольность обращения за медицинской помощью при соматических заболеваниях является правилом, вряд ли нуждающимся в специальном законодательном регулировании и требующим лишь закрепления права страдающего заболеванием лица на лечение и получение иной необходимой помощи. Только в особых случаях, когда заболевание представляет опасность для окружающих, например в силу особой заразности, к больному могут применяться меры принуждения в виде карантина, недобровольного лечения и т.п. (ст. 34 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) и даже может наступить уголовная ответственность, как при преднамеренном заражении венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией (ст. ст. 121, 122 УК РФ). Не столько специфика психических заболеваний, сколько культурная или, скорее, бескультурная традиция, создает условия, в которых добровольность обращения за психиатрической помощью нуждается в законодательном закреплении.

2. Преобладание добровольности при обращении за психиатрической помощью стало прочно установившейся традицией в демократических странах и обусловлено необходимостью соблюдения прав человека. Лицам с психическими расстройствами должна быть предоставлена возможность самим решать вопрос об обращении за специализированной медицинской помощью и выбирать ее вид, так же как и больным с соматическими заболеваниями. Реализация принципа добровольности в сфере психиатрии, кроме специфической проблемы отношения в обществе к лицам, страдающим психическими расстройствами, связана, по крайней мере, с тремя основными социально-культурными факторами: широко распространенным в общественном сознании представлением о том, что является психической нормой, а что отклонением; возможностью получения объективной и доверительной консультации у специалиста или из литературы без опасения негативных результатов обращения за такой консультацией; практической реализуемостью права на получение психиатрической помощи в достаточно комфортных условиях, примерно соответствующих культурно-бытовой норме. Очевидно, что в полной мере принцип добровольности будет реализовываться в будущем, когда названные обстоятельства не будут этому препятствовать. Иными словами, в обществе должны быть созданы не только соответствующие медицинские учреждения с условиями, максимально приближенными к обычной жизни, но и благоприятный психологический климат, при котором обращение за психиатрической помощью не будет для человека равносильным наложению клейма, не повлечет социальных и иных ограничений.

3. Практика других государств показывает, что они прошли довольно длительный путь, прежде чем добровольные пациенты психиатрических учреждений стали преобладать над недобровольными. Так, в США, где впервые право психически больных людей обращаться за лечением в психиатрические лечебницы было законодательно закреплено в 1881 г., еще в 1949 г. только 10% пациентов были "добровольцами" и перевес над недобровольными пациентами произошел лишь в 1972 г. К началу 90-х гг. этот процент вновь несколько снизился в связи с сокращением числа больничных мест. В России реализуемость принципа добровольности также связана с развитием системы частной психиатрической практики, предусмотренной Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 14 и др.) и настоящим Законом, с деятельностью общественных правозащитных организаций, способствующих изменению традиции, и с достаточностью финансирования лечебных учреждений.

4. Статья 4 предусматривает, что психиатрическая помощь оказывается на добровольной основе, т.е. в случае обращения за такой помощью по собственной инициативе лица, его законных представителей или по инициативе, исходящей из иных источников, которые Закон не ограничивает, но с согласия лица. Из этой нормы следует, что услуги по оказанию психиатрической помощи могут предлагаться, формы такого предложения законом не регулируются, но очевидно, что они должны, во-первых, находиться в пределах общеправовых норм (не носить характера оскорбления, клеветы и т.п.) и, во-вторых, быть только профессиональными (ст. 19 и IV раздел настоящего Закона).

Обращения по поводу оказания психиатрической помощи, связанные с вызовом психиатрической бригады скорой помощи, составляют 16,0 - 19,0 на 10 тыс. населения в год.

Психиатрическую бригаду чаще всего вызывают члены семьи и близкие больных (примерно 40%), работники милиции (30%), сотрудники по работе (5%), десятые доли процента составляют вызовы к больным, поступающие от случайных лиц. Самостоятельно больные обращаются за скорой психиатрической помощью лишь в 1 - 2% случаев. Оставшиеся около 20% вызовов относятся к врачам психоневрологического диспансера (обычно для транспортировки больных).

5. Добровольность обращения за медицинской помощью не нуждается в судебном контроле, если, конечно, в суд не будет подана жалоба на ее нарушение. Добровольность также не подкрепляется обязанностью любого медицинского учреждения оказывать психиатрическую помощь по обращению граждан или в порядке исполнения судебного решения.

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает общие положения об оказании психиатрической помощи тем лицам, обращение которых за психиатрической помощью или отказ от нее могут быть не приняты во внимание в связи с несовершеннолетием или признанной судом недееспособностью. Данный вопрос за них решают их законные представители. При этом предполагается, что законные представители действуют добровольно и в интересах представляемого лица. В случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей они могут быть от них отстранены (ст. ст. 56, 65 и 145 - 150 СК).

Настоящий Закон четко определяет 15-летний возраст, до которого несовершеннолетний не может принимать решений, связанных с психиатрической помощью. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних лежит на их родителях (опекунах, попечителях), которые и являются их законными представителями (ст. 56 СК). После достижения несовершеннолетним 15 лет его законные представители теряют право решать за него вопрос о психиатрической помощи.

Недееспособность, т.е. неспособность гражданина вследствие душевной (психической) болезни или слабоумия понимать значение своих действий или руководить ими (см. комментарий к ст. 29 ГК), может быть установлена только судом в порядке, определяемом ГПК (ст. ст. 258 - 262). Законными представителями недееспособных являются опекуны (ст. ст. 145 - 150 СК; 31, 32, 34, 182 и др. ГК).

Важно подчеркнуть, что без судебного решения о недееспособности, принятого в соответствии с установленной законом процедурой и вступившего в законную силу, лицо с психическим расстройством считается дееспособным и, следовательно, вправе самостоятельно реализовать свои права, включая право на добровольность обращения за психиатрической помощью.

Наши рекомендации