Статья 1. Психиатрическая помощь и принципы ее оказания
Статья 5. Права лиц, страдающих психическими расстройствами
(1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.
(2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:
уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;
психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;
содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;
все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;
оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки;
приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;
Статья 12. Отказ от лечения
(1) Лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель имеют право отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 11 настоящего Закона.
(2) Лицу, отказывающемуся от лечения, либо его законному представителю должны быть разъяснены возможные последствия прекращения лечения. Отказ от лечения с указанием сведений о возможных последствиях оформляется записью в медицинской документации за подписью лица или его законного представителя и врача-психиатра.
Комментарий к статье 12
1. Право пациента на отказ от лечения следует из принципа добровольности обращения за психиатрической помощью (ст. 4 настоящего Закона). Оно соответствует более общему праву пациента на отказ от любого медицинского вмешательства, установленному ст. ст. 30, 33 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
2. Изложенное в ч. 1 настоящей статьи правило, естественно, вытекает из содержания ч. ч. 1 и 2 ст. 11 настоящего Закона, а в исключении из правила приведена прямая ссылка на ч. 4 ст. 11 (см. комментарий к ст. 11). Таким образом, лицо, страдающее психическим расстройством, или его законный представитель только в двух случаях не имеют права отказаться от предлагаемого лечения или прекратить его: в случае применения к больному принудительных мер медицинского характера (по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ) и при недобровольной госпитализации (по основаниям, предусмотренным ст. 29 настоящего Закона). Во всех остальных случаях, включая установление диспансерного наблюдения, отказ самого больного или его законного представителя от лечения рассматривается как выражение добровольно принятого решения и как осуществление права, предоставленного настоящим Законом.
3. Право отказаться от предлагаемого лечения может быть реализовано до начала лечения, а право прекратить лечение может реализоваться на любой стадии проводимого лечения.
4. Отказ пациента от необходимого ему и научно обоснованного лечения или прекращение такого лечения представляет собой явление, нежелательное в практике оказания психиатрической помощи. Оно может привести к отрицательным последствиям: обострению и прогрессированию болезненных проявлений, нарастанию их тяжести и продолжительности, увеличению частоты приступов, существенному снижению вероятности благоприятного исхода, нарушению социальной адаптации, временной или стойкой утрате трудоспособности и т.п. В ряде случаев они чреваты возникновением поведения, представляющего опасность для больного и окружающих его лиц. Указанные последствия могут привести к необходимости применения недобровольной госпитализации, установлению диспансерного наблюдения. Кроме того, при резком прекращении приема лекарственных препаратов у больного может развиться состояние, представляющее серьезную угрозу его здоровью и даже жизни.
Возможные последствия прекращения лечения, согласно требованиям ч. 2 настоящей статьи, врач-психиатр обязан разъяснить пациенту или его законному представителю, с тем чтобы попытаться убедить их в нецелесообразности принятия такого решения. Применение для этих целей насилия, угрозы или обмана так же недопустимо, как и при получении согласия на лечение (см. комментарий к ст. 11 Закона). Следует отметить, что конечный результат в определенной мере зависит от того, насколько добросовестно и профессионально врач выполнил требования, изложенные в комментарии к названной статье.
Дело в том, что при отказе от лечения врач может поступить двояко: либо принять отказ, уважая право пациента на добровольное решение, если оно исходит от лица, способного понимать последствия своих действий, либо вопреки желанию больного оказывать ему помощь в недобровольном порядке, если на то имеются законные основания. Но прежде чем склониться в ту или иную сторону, врач обязан выяснить мотивы отказа. Это даст ему дополнительную возможность оценить способность пациента к принятию осознанных решений и откроет путь к поиску согласия.
Причины отказа больного от психиатрической помощи могут быть вполне реальными, например: недостаточная информированность о состоянии психического здоровья, о течении болезни, об условиях и методах лечения; опасения получить "ярлык" психически больного, оказаться "на учете" у психиатров, подвергнуться социальным ограничениям; негативное отношение к лекарственной терапии вообще или к назначенному препарату в частности; боязнь побочных эффектов и осложнений, особенно при наличии собственного печального опыта; страх возникновения зависимости от психотропных препаратов; неуверенность в успехе лечения, наконец, недоверие к лечащему врачу или данному лечебному учреждению. Отказа от лечения по перечисленным мотивам в большинстве случаев удается избежать благодаря активной, профессионально грамотной и добросовестной работе врача с пациентом и его ближайшим окружением, т.е. посредством налаживания отношений терапевтического сотрудничества.
На эту тактику ориентирует врача и профессиональная этика: "Отсутствие законных оснований для применения недобровольных мер к пациенту, психическое состояние которого вызывает у психиатра опасения, не освобождает психиатра от моральной обязанности искать другие возможности и действовать ненасильственным путем" (ст. 7 Кодекса профессиональной этики психиатра). Умение установить контакт, объяснить, предупредить, успокоить, убедить и т.д. составляет искусство проведения беседы как при получении согласия больного на лечение, так и в процессе преодоления отказа от помощи.
Если же доводы врача не приводят к желаемому результату, а психическое расстройство у пациента не является тяжелым, то врачу остается принять добровольный отказ от лечения, как того требует ч. 2 настоящей статьи.
5. Отказ от начала лечения следует оформлять в виде записи в медицинской документации, которая осуществляется в порядке, установленном ч. 1 ст. 11 настоящего Закона. Отказ от уже начатого лечения (т.е. прекращение лечения по воле пациента или его законного представителя) с указанием сведений о возможных последствиях оформляется отдельной записью.
Представляется целесообразным к записи в медицинской документации приобщить личное заявление пациента или его законного представителя с требованием о прекращении лечения и мотивировкой этого требования. При отсутствии заявления и при нежелании пациента или его законного представителя ставить свою подпись в медицинском документе факт отказа и сделанную врачом запись об этом следует удостоверить подписью третьего лица (свидетеля).
Судебно-психиатрическая экспертиза по уголовным и гражданским делам производится по основаниям и в порядке, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
Комментарий к статье 14
1. Статья 14 содержит юридическую норму, указывающую на другие законодательные акты, которыми следует руководствоваться. В данном случае речь идет о двух кодексах, действующих в настоящее время на территории России, - Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) 1960 г. и Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) 1964 г.
Судебно-психиатрическая экспертиза относится к категории судебных экспертиз, которые назначаются и проводятся по правилам, установленным процессуальным законодательством (УПК и ГПК). Нормы Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", регламентирующие основания и порядок проведения психиатрических освидетельствований (например, ст. ст. 23, 24, 25), к судебно-психиатрической экспертизе неприменимы.
2. Судебная экспертиза назначается в случаях, когда в ходе производства по уголовному или гражданскому делу требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 78 УПК и ст. 74 ГПК). К числу "специальных" в упомянутом смысле относятся, в частности, познания в области медицинской научной дисциплины - психиатрии. При возникновении потребности в них назначается судебно-психиатрическая экспертиза.
3. Судебно-психиатрическая экспертиза проводится только по заданию органов расследования (лица, производящего дознание, следователя, прокурора) или суда (иногда судьи единолично). Она не может проводиться по поручению иных органов или лиц либо по инициативе самих экспертов. Слово "судебная" применительно к экспертизе не означает, что ее правомочен назначать исключительно суд. В уголовном процессе в стадии предварительного расследования ее вправе назначить дознаватель, следователь, прокурор. Суд (судья единолично) может назначить судебно-психиатрическую экспертизу только тогда, когда он рассматривает дело по первой инстанции. Суды кассационной и надзорной инстанций правом назначения судебной экспертизы не обладают.
Перечисленные выше лица и органы правомочны назначать судебно-психиатрическую экспертизу лишь по делам, которые находятся в их производстве. По приостановленному или прекращенному делу судебные экспертизы не проводятся.
4. Наибольшая часть судебно-психиатрических экспертиз назначается при возникновении у дознавателя, следователя, прокурора или суда сомнений в психической полноценности и вменяемости лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Согласно п. 2 ст. 79 УПК, проведение экспертизы обязательно "для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости или способности к моменту производства по делу отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими".
Обязательно также проведение экспертизы для определения психического состояния "свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания" (п. 3 ст. 79 УПК). В отличие от п. 2 ст. 79 УПК, который целиком относится к судебно-психиатрической экспертизе, п. 3 той же статьи охватывает (в зависимости от обстоятельств, препятствующих даче показаний) разные виды экспертиз. Если способность к даче показаний нарушается психическим расстройством, то назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Судебно-психиатрическая экспертиза обязательна по всем делам о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (ст. 260 ГПК).
В перечисленных случаях судебно-психиатрическая экспертиза обязательна в силу прямого указания закона. Ее обязательность означает, что дознаватель, следователь, прокурор, суд или судья должны назначить ее независимо от наличия или отсутствия иных доказательств, свидетельствующих о состоянии психического здоровья лица. Например, ставя вопрос о признании недееспособным одного из своих пациентов, психиатрическая больница представляет в суд историю болезни и иные медицинские документы. Из них явствует, что данное лицо страдает тяжелым хроническим психическим заболеванием. Однако суд не вправе ограничиться рассмотрением представленных документов и должен направить лицо на судебно-психиатрическую экспертизу.
Предусмотренные процессуальным законодательством варианты обязательного производства судебно-психиатрической экспертизы не исчерпывают, однако, всех случаев ее возможного проведения. На практике она назначается также для определения беспомощного состояния потерпевшего (если это состояние вызвано психическим расстройством); способности лица понимать значение своих действий или руководить ими в момент совершения гражданской сделки (например, при составлении завещания) и в ряде других случаев.
При проведении экспертизы в связи с возникновением сомнений по поводу вменяемости обвиняемого и подозреваемого или наличия у них психического расстройства ко времени производства по делу эксперты-психиатры дают в своих заключениях рекомендации относительно нуждаемости испытуемого в применении к нему принудительных мер медицинского характера (см. комментарий к ст. 13 Закона).
При рассмотрении судом жалоб, принесенных по основаниям, предусмотренным настоящим Законом (ч. 1 ст. 47, ст. 48 и ч. 4 ст. 49), суд при необходимости решения специальных психиатрических вопросов может назначить судебно-психиатрическую экспертизу. Она будет проводиться по основаниям и в порядке, установленным ГПК, а не статьями настоящего Закона, регулирующего проведение психиатрических освидетельствований. Таким образом, судебно-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе может назначаться для установления наличия или отсутствия у гражданина психических расстройств, которые обусловливают необходимость недобровольного психиатрического освидетельствования, недобровольной психиатрической госпитализации, установления диспансерного наблюдения и т.п.
5. Необходимость использования при производстве по уголовному или гражданскому делу наряду с психиатрическими также иных, смежных с психиатрическими, научных познаний является основанием для проведения комплексных судебных экспертиз (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической и пр.). Они проводятся в соответствии с общими нормами УПК и ГПК и положениями ведомственных нормативных документов, регламентирующими производство экспертиз данного вида.
6. Ведомственные (подзаконные) нормативные акты по вопросам судебной психиатрии развивают и конкретизируют общие нормы УПК и ГПК с учетом специфики судебно-психиатрической экспертизы и ее отличий от других судебных экспертиз. В случае расхождений между нормами закона и ведомственного нормативного правового акта следует руководствоваться нормой закона.
Основными среди действующих в настоящее время на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых документов по вопросам судебно-психиатрической экспертизы являются Инструкция по производству судебно-психиатрической экспертизы в СССР (утверждена Минздравом СССР 27 октября 1970 г. и согласована с Прокуратурой СССР, Верховным Судом СССР и МВД СССР) и Положение об амбулаторной судебно-психиатрической экспертной комиссии (утверждено Минздравом СССР 5 декабря 1985 г. и согласовано с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР, Минюстом СССР и МВД СССР).
Два нормативных документа, касающихся организации судебно-экспертной деятельности, были приняты администрацией Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского по согласованию с прокуратурой г. Москвы: Положение о производстве судебно-психиатрической экспертизы в ГНЦ СиСП им. Сербского от 20 февраля 1997 г. и Положение о производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в ГНЦ СиСП им. Сербского от 14 мая 1998 г. (Их текст опубликован в кн.: Вопросы расследования преступлений: Справ. пособие. 3-е изд. М.: Спарк, 2000. С. 615 - 628.)
Оба документа имеют локальный характер и регламентируют организацию судебно-экспертной работы только в одном учреждении - в Центре им. Сербского. Вместе с тем они, в отличие от общероссийских нормативных актов по судебной психиатрии, принятых в 70 - 80-е гг., учитывают происшедшие за это время изменения российского законодательства, в частности изменения, обусловленные вступлением в силу с 1 января 1997 г. нового УК РФ.
7. Сомнение в психической полноценности участвующего в деле лица, являющееся фактическим основанием назначения большинства судебно-психиатрических экспертиз, представляет собой предположение дознавателя, следователя, прокурора, суда или судьи о наличии у этого лица психического расстройства. Чтобы стать основанием для назначения экспертизы, сомнение в психической полноценности должно быть обоснованным, т.е. действительно вызываться установленными в ходе производства по делу фактическими обстоятельствами.
В качестве обстоятельств такого рода выступают прежде всего данные, согласно которым участник процесса в прошлом уже обследовался психиатром, и последний диагностировал психическое расстройство. Это могут быть сведения о том, что лицо состояло ранее (или состоит и поныне) под наблюдением участкового психиатра, госпитализировалось и лечилось в психиатрической больнице, признавалось по психическому заболеванию негодным к военной службе, признавалось по другому делу невменяемым, находилось на принудительном психиатрической лечении и т.п.
Ко второй группе обстоятельств, ставящих под сомнение психическую полноценность участника процесса, относятся данные об особенностях его поведения, которые являются возможными свидетельствами психической болезни. Речь идет о странном, неадекватном ситуации поведении (нелепых высказываниях и поступках, немотивированных приступах возбуждения и т.п.) либо о проявлениях психического расстройства (например, припадках), понимание болезненного характера которых не требует медицинских знаний. Отмеченные особенности поведения могут относиться как ко времени совершения общественно опасного деяния, сделки или иного юридического действия, в связи с которым ведется судопроизводство, так и к более раннему периоду жизни данного лица.
Сведения о странностях в поведении гражданина могут содержаться в показаниях участвующих в деле лиц или в ходатайствах о назначении судебно-психиатрической экспертизы. Странности в поведении субъекта процесса могут непосредственно наблюдать дознаватель, следователь, прокурор и судья в ходе следственных (судебных) действий. Наконец, сам участник процесса может сообщить лицу или органу, ведущему производство по делу, о своих болезненных переживаниях - об испытываемых им зрительных или слуховых галлюцинациях, необычных ощущениях и пр. Странности в поведении и жалобы на состояние собственного психического здоровья особенно важны, когда гражданин ранее не попадал в поле зрения психиатра. Например, его заболевание носило скрытый (латентный) характер или началось совсем недавно.
8. По сложившейся практике обязательной считается судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемого, если ему инкриминируется преступление, за которое в качестве меры наказания предусмотрена смертная казнь. По таким делам требуется тщательно выяснить все обстоятельства, характеризующие личность виновного, включая возможное наличие у него психического расстройства, способного обусловить невменяемость (ст. 21 УК) или "ограниченную вменяемость" (ст. 22 УК).
9. Каждая назначаемая судебно-психиатрическая экспертиза должна быть тщательно подготовлена следователем (прокурором, судом). От качества подготовительной работы во многом зависят полнота и всесторонность экспертного исследования, надежность экспертных выводов. Ряд необходимых для успешного проведения экспертизы действий вправе совершать только орган, назначающий экспертизу, который не может перелагать их на экспертов. В частности, эксперты неправомочны самостоятельно собирать материалы, подлежащие исследованию.
Если среди фактических оснований назначения экспертизы фигурируют сведения о нахождении лица под психиатрическим наблюдением, то необходимо истребовать из соответствующих психиатрических учреждений медицинскую документацию. В первую очередь - из психоневрологического диспансера (кабинета) по месту жительства данного лица, а также из других учреждений, в которых ему оказывалась ранее психиатрическая помощь (психиатрических больниц, стационарных психиатрических отделений и пр.). Истребуются также документы из наркологических учреждений (диспансеров и больниц), если имеются сведения, что гражданин проходил в них лечение от алкоголизма или наркомании. В ряде случаев полезной для психиатров-экспертов бывает медицинская документация учреждений общесоматического профиля. Например, гражданин мог быть госпитализирован в общесоматическую больницу в связи с тяжелым заболеванием головного мозга (энцефалит, менингит, инсульт, травма черепа и пр.). Записи врачей соответствующей специальности (врачей - не психиатров) отражают обычно все сколько-нибудь значительные проявления такой болезни, в том числе нарушения психики. Истребованию подлежат подлинники медицинских документов в полном объеме (амбулаторная карта, история болезни и пр.). Копии этих документов, отдельные выписки из них истребуются лишь тогда, когда сам документ в силу объективных причин не может быть представлен.
Помимо собирания медицинских документов необходим допрос лиц, знавших данного гражданина, об особенностях его поведения. Это особенно важно в случаях, когда гражданин ранее не наблюдался у психиатра, а основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы послужили странности в его поведении. Однако и в случаях, когда гражданин уже обращался за психиатрической помощью и даже длительное время находился под психиатрическим наблюдением, такой допрос тоже необходим.
Собирая указанные сведения, повышенное внимание следует уделить периоду, относящемуся к совершению преступления, сделки или иного юридического действия, по поводу которого ведется производство данного уголовного или гражданского дела. Показания относительно поступков, высказываний, внешнего вида субъекта в указанный период должны быть собраны как можно более полно. Это позволит выявить возможные свидетельства нарушенной ориентации лица в окружающей обстановке, недостаточного понимания им происходящего, утраты самоконтроля. Нужно установить, не было ли у этого человека состояний немотивированного страха, растерянности, не был ли он чрезмерно пассивным, безучастным к происходящему, полностью подчиняемым действиям других лиц и пр.
Странности и нелепости в поведении лица, наблюдаемые во время следственных (судебных) действий, должны быть кратко отражены в протоколе этого действия, а также в постановлении (определении) о назначении экспертизы.
10. При экспертизе подозреваемых и обвиняемых на предварительном следствии необходимо руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 404 УПК, согласно которой "направление лица на судебно-психиатрическую экспертизу допускается лишь при наличии достаточных данных, что именно это лицо совершило общественно опасное деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование".
11. Подготовив все необходимое для экспертизы, дознаватель, следователь, прокурор, судья выносят постановление, а суд - определение о ее назначении. Постановление (определение) является обязательным процессуальным документом, который служит юридическим основанием проведения экспертизы и не может быть заменен другим (сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.п.).
В постановлении (определении) должно быть указано, кто и когда назначил экспертизу; основания ее назначения (обстоятельства, вызвавшие сомнения в психической полноценности); фамилия, имя, отчество лица, направляемого на экспертизу, и его процессуальное положение; эксперты или экспертное учреждение, которым поручено проведение экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение экспертов; материалы, представленные в распоряжение экспертов; вид экспертизы (способ ее производства) - амбулаторная, стационарная, заочная и пр.
В случаях, когда в постановлении (определении) отсутствуют необходимые данные или реквизиты, вследствие чего невозможно определить, кто назначил экспертизу, по какому делу и в отношении какого лица, кому она поручена и какова суть порученного экспертам задания, последние обязаны немедленно заявить перед органом, назначившим экспертизу, ходатайство о внесении в названный документ соответствующих изменений. Если ходатайство не будет удовлетворено, то эксперты должны письменно сообщить следователю (суду), что экспертиза не состоялась, и возвратить все присланные материалы без исполнения. До получения постановления (определения), а также до удовлетворения упомянутого ходатайства никакие экспертные действия (исследование материалов, прием испытуемого и пр.) проводиться не должны.
12. При назначении экспертизы судом участники судебного разбирательства вправе обсуждать обстоятельства, относящиеся к предстоящей экспертизе (необходимость ее назначения, выбор экспертов или экспертного учреждения, материалы и объекты экспертного исследования и пр.). Участники судебного разбирательства вправе представить свои вопросы эксперту. Окончательно круг вопросов определяется судом. Отклонение им каких-либо из представленных вопросов должно быть мотивировано (ст. 288 УПК; ст. ст. 74, 75 ГПК).
13. На предварительном расследовании постановление о назначении экспертизы составляется дознавателем, следователем, прокурором. Обвиняемый должен быть ознакомлен с постановлением. Он вправе реализовать свои права, предусмотренные ст. 185 УПК, а именно: заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить экспертам дополнительные вопросы. Однако постановление о назначении судебно-психиатрической экспертизы не объявляется обвиняемому, если его психическое состояние делает это невозможным.
О невозможности по психическому состоянию обвиняемого производить с его участием следственные действия следователь обязан составить протокол (ч. 4 ст. 404 УПК). Если по этой причине обвиняемый не знакомится с постановлением о назначении судебно-психиатрической экспертизы, то с постановлением следует ознакомить защитника, участие которого в таком деле обязательно (ст. 405 УПК).
14. В соответствии с процессуальным законодательством судебно-психиатрическую экспертизу можно поручить любому лицу, обладающему для этого необходимыми познаниями. Таким лицом может быть только врач-психиатр. Однако судебно-психиатрическая экспертиза обладает немалой спецификой по сравнению с обычным психиатрическим освидетельствованием пациента. Специфика проявляется в предмете исследования, его методах, порядке проведения, в оформлении результатов. Поэтому производство судебно-психиатрической экспертизы поручают обычно психиатрам специализированных судебно-психиатрических экспертных учреждений.
15. В качестве такого рода учреждений выступают судебно-психиатрические экспертные комиссии (СПЭК) и судебно-психиатрические экспертные отделения, организуемые при психиатрических учреждениях общего профиля - больницах и диспансерах.
Судебно-психиатрические экспертные комиссии подразделяются на амбулаторные и стационарные. Некоторые СПЭК правомочны проводить как амбулаторные, так и стационарные экспертизы ("смешанные" комиссии). Персональный состав СПЭК утверждается местным органом управления здравоохранением по подчиненности учреждения, в котором организована данная экспертная комиссия. Например, состав СПЭК при областной психиатрической больнице утверждается областным департаментом (управлением, отделом) здравоохранения.
Для производства стационарных экспертиз при психиатрических учреждениях открываются специализированные судебно-психиатрические экспертные отделения. Одна их часть предназначена для лиц, содержащихся под стражей ("стражные" отделения), другая - для прочих испытуемых ("бесстражные" отделения). Пребывание лиц, не заключенных под стражу, в отделениях первого типа, равно как и пребывание арестованных в "бесстражном" отделении, запрещено. Направляемые на стационарную экспертизу потерпевшие и свидетели по уголовным делам, а также все лица, подвергаемые стационарной психиатрической экспертизе в гражданском судопроизводстве, могут помещаться также в общие (неэкспертные) отделения и палаты того психиатрического учреждения, в котором имеется стационарная СПЭК.
В последнее время многие психиатрические учреждения организуют свою амбулаторную судебно-экспертную службу тоже в форме специализированного отделения, функционирующего на правах самостоятельного структурного подразделения данного учреждения. Кадровый состав специализированных судебно-экспертных отделений как амбулаторных, так и стационарных, все чаще комплектуется путем принятия врачей и других специалистов (например, психологов) на постоянную экспертную должность. Этот способ комплектования постепенно вытесняет прежний, основанный на ежегодном персональном утверждении состава СПЭК органами управления здравоохранением. К тому же он в большей степени, чем прежний, соответствует требованиям действующего трудового законодательства.
В связи с этим само понятие "судебно-психиатрическая экспертная комиссия" постепенно приобретает в судебной психиатрии общепринятый (среди юристов и судебных экспертов других специальностей) смысл, а именно: комиссия судебных экспертов, проводящих порученную им конкретную экспертизу.
Решение об организации или закрытии судебно-психиатрического экспертного учреждения (отделения или комиссии) принимается органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (республики в составе РФ, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономного округа).
16. Работа судебно-психиатрических экспертных учреждений организована по зональному (зонально-территориальному) принципу. Экспертное учреждение обслуживает органы предварительного расследования и суды определенной территории. Как правило, это территория того субъекта Российской Федерации, органы управления здравоохранением которого организовали данное экспертное учреждение. Но некоторые из них обслуживают также правоохранительные органы других территорий. Перечень таких экспертных учреждений утверждается Минздравом РФ по предварительному согласованию с федеральными правоохранительными органами и с учетом мнений и пожеланий представителей соответствующих территорий.
17. Помимо перечисленных выше экспертных комиссий и отделений функции судебно-психиатрических экспертных учреждений исполняют региональные центры судебной психиатрии и Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Региональные центры создаются на базе крупных психиатрических учреждений, имеющих в своей структуре стационарное экспертное отделение для лиц, содержащихся под стражей, и амбулаторную экспертную комиссию. Такие центры призваны быть не только экспертными, но и методическими учреждениями для достаточно обширного региона, включающего, как правило, несколько областей.
Центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского осуществляет функции практического экспертного учреждения, а также научно-методического центра по судебной психиатрии. Он расположен в Москве и подчинен Минздраву РФ. Здесь проводятся как первичные экспертизы (прежде всего стационарные экспертизы для Москвы и Московской области), так и наиболее сложные экспертизы для остальных регионов России.
18. Экспертные заключения сотрудников региональных центров и ГНЦ им. В.П. Сербского не имеют каких-либо преимуществ по сравнению с экспертными заключениями обычных СПЭК. Встречающиеся иногда утверждения, будто заключения сотрудников названных центров обладают большей доказательственной силой, отменяют заключения других экспертов и т.п., не основаны на законе. Никакие доказательства для суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, "не имеют заранее установленной силы" (ч. 2 ст. 71 УПК; ч. 2 ст. 56 ГПК). При наличии в деле нескольких экспертных заключений с противоречащими друг другу выводами орган, ведущий производство, обязан оценить каждое из них по существу (см. п. 29 комментария к настоящей статье). В результате такой оценки могут оказаться отвергнутыми заключения сотрудников регионального центра или Центра им. В.П. Сербского, а в основу процессуального решения будет положено заключение областной СПЭК.
19. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. ст. 12 и 13) предусматривают возможность организации судебно-экспертных учреждений медицинского профиля лишь в составе государственной и муниципальной систем здравоохранения. Следовательно, организация частных судебно-психиатрических экспертных учреждений не соответствует действующему российскому законодательству.
20. Процессуальное законодательство допускает производство судебной экспертизы как в экспертном учреждении, так и вне его (ст. ст. 187 и 189 УПК). Порядок ее проведения в обоих случаях различен.
В первом случае постановление (определение) и необходимые для экспертизы материалы направляются руководителю экспертного учреждения. Тот поручает ее производство своим сотрудникам. Функции руководителя экспертного учреждения в судебной психиатрии могут выполнять председатель СПЭК, руководитель (заведующий) экспертного отделения, заместитель главного врача больницы или диспансера по экспертной работе, сам главный врач (директор) психиатрического учреждения, в составе которого организована СПЭК.
При проведении экспертизы вне экспертного учреждения следователь (суд) после вынесения постановления (определения) о назначении экспертизы вызывает лицо, которому она поручается, удостоверяется в его личности, специальности и компетентности, устанавливает его отношение к участникам процесса, а также проверяет, нет ли оснований к отводу эксперта. Затем ему вручается постановление следователя (или определение суда) о назначении экспертизы, разъясняются права и обязанности эксперта, он предупреждается об ответственности за заведомо ложное заключение. При выяснении компетентности врача, привлекаемого в качестве психиатра-эксперта, необходимо установить, соответствует ли его врачебная специальность поручаемому экспертному заданию и достаточны ли его профессиональные знания и опыт для ответа на поставленные вопросы. Следует помнить, что по конкретному делу эти вопросы могут быть весьма специфическими и решить их может далеко не каждый врач-психиатр.
21. УПК и ГПК наделяют судебного эксперта процессуальными правами и возлагают на него процессуальные обязанности. Основной обязанностью эксперта-психиатра является исследование предоставленных ему объектов и материалов, включая психиатрическое освидетельствование испытуемого, и дача объективного заключения по вопросам, поставленным орга