Настоящее имя - Пешков Алексей Максимович (1868 - 1936), прозаик, драматург, поэт, публицист.
Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В.Каширина, владельца красильного заведения.
В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих "хозяев": посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.
В 1884 приезжает в Казань, чтобы осуществить свою мечту - учиться в университете, но очень скоро понимает всю нереальность такого плана. Начинает работать. Позже Горький напишет: "Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде". В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь.
С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в "Самарской газете" стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 выходят в свет "Очерки и рассказы" Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм ("Старуха Изергиль", "Песня о Соколе", "Песня о Буревестнике").
В 1899 был опубликован роман "Фома Гордеев", выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приезжает в Петербург, где знакомится с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве - с Л.Толстым, Л.Андреевым, А.Чеховым, И.Буниным, А.Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.
В 1901 - 02 написал свои первые пьесы "Мещане" и "На дне", поставленные на сцене МХАТа. В 1904 - пьесы "Дачники", "Дети солнца", "Варвары".
По возвращении в Россию пишет пьесу "Враги" и роман "Мать" (1906). В этом же году Горький едет в Италию, на Капри, где живет до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы "Последние" (1908), "Васса Железнова" (1910), повести "Лето", "Городок Окуров" (1909), роман "Жизнь Матвея Кожемякина" (1910 - 11).
Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах "Звезда" и "Правда". В 1915 основал журнал "Летопись", руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренёв, Гладков и многих других.
В 1921 Горький по настоянию Ленина едет лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: заканчивает трилогию - "Мои университеты" ("Детство" и "В людях" вышли в 1913 - 16), пишет роман "Дело Артамоновых" (1925). Начинает работу над книгой "Жизнь Клима Самгина", которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обращается к драматургии: "Егор Булычев и другие" (1932), "Достигаев и другие" (1933).
Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени, Горький пишет литературные портреты Л.Толстого, А.Чехова, В.Короленко, очерк "В.И.Ленин". В 1934 усилиями М.Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М.Горький скончался в Горках, похоронен на Красной Площади.
Николай Иванович Собольщиков – Самарин.
Никола́й Ива́нович Собо́льщиков-Сама́рин (настоящая фамилия Собольщиков) (родился 28 марта (9 апреля) 1868, Санкт-Петербург, — умер 20 июля 1945, Горький) — русский театральный режиссёр, актёр, антрепренёр, педагог, театральный деятель. Народный артист РСФСР (1934). Награждён: орденом Ленина.
Биография
Родился в крестьянской семье. В раннем возрасте начал выступать в любительских спектаклях. С 1883 года играл и ставил спектакли на клубных сценах Санкт-Петербурга и его пригородов. С 1884 года выступал в театрах Петрозаводска и Новгорода. В 1892 году был актером и режиссером петербургского Василеостровского театра для рабочих. В августе этого же года уехал в Нижний Новгород, где выступал на сцене и занимался режиссурой (1892—1899), спустя год организовал на паях Товарищество артистов под своим руководством. В 1897 году арендовал новое театральное здание и стал антрепренёром. В 1901—1907 годах создал оперную и драматическую труппы в Саратове и Казани, гастролируя с ними по разным городам России. Держал антрепризу в Астрахани, три года работал антрепренером в Ростове-на-Дону. Работал также в Твери, Ярославле, Краснодаре, Самаре, Симбирске, Царицыне и Одессе (1917—1924), где его застала революция. Летом 1917 года Н. И. Собольщиков-Самарин открыл в Одессе театр миниатюр «Улыбки». В 1921 году, после ухода интервентов, был назначен директором и главным режиссером Одесского театра. В 1924 году переехал в Нижний Новгород, где работал всю оставшуюся жизнь как актер, режиссёр, художественный руководитель и консультант. Умер и похоронен в Горьком.
Творческая деятельность
Пропагандировал и развивал систему Станиславского и одновременно «левый театр». Собольщиков-Самарин был редким режиссером, который, работая в провинции, был известен всему русскому театральному миру. Он стремился поднять уровень театральной культуры провинции. Много занимался просветительской деятельностью, пытаясь привлечь к театру самые широкие круги публики, для чего устраивал спектакли по сниженным ценам или бесплатно. Обращался преимущественно к классическим произведениям и лучшим пьесам современного репертуара. Как режиссёр поставил почти все пьесы А. П. Чехова, 15 пьес Островского. Кто-то из театральных работников назвал Самарина «Островским русской режиссуры». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии. Он дважды ставил спектакль Мещане (1903, 1927), и оба раза его постановка считалась лучшей для своего времени. Спектакль шел бессменно в течение 10 лет. Среди известных его работ — Ревизор (1927), Вишневый сад (1929). Многочисленные ученики Собольщикова-Самарина ездили по стране, играли и ставили пьесы Горького, продолжая и обобщая опыт своего учителя. Его постановки отличала яркость театрального языка, романтическая приподнятость, тщательность разработки характеров, психологическая достоверность образов, ансамблевость исполнения.