Перцептивная сторона общения: понятие социальной перцепции, механизмы социальной перцепции (эффект ореола, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция).
Социальная перцепция (закономерности восприятия, понимания и оценки людьми друг друга, себя, социальных общностей)
Перцептивная сторона общения (восприятие людьми друг друга)
Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения строятся отношения между людьми.
Функции социальной перцепции
• Познания себя
• Познания партнеров по взаимодействию
• Установления эмоциональных контактов
• Организации совместной деятельности
МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ
• Стереотипизация – выполняет функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека;
• Идентификация – способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление, отождествление себя с его характеристиками
• Рефлексия – осознание субъектом того, как он воспринимается партнером по общению
• йствительности нет.
• Идеализация -наделение наблюдаемого исключительно положительными качествами
• Эмпатия – эмоциональное сопереживание другому человеку
• Аттракция – основано на формировании устойчивого позитивного чувства к человеку.
• Проекция– перенос на наблюдаемых психических особенностей наблюдателя, приписывание как положительных, так и отрицательных свойств, которых в которых в действительности нет.
• Этноцентризм – опасность завышения положительных качеств своей национальности
• Механизм первого впечатления
Типичные схемы:
• Фактор превосходства
Схема начинает работать в ситуации неравенства партнеров (по уму, росту, материальному положению и др.). Человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им значительно выше и по остальным значимым параметрам
• Фактор привлекательности партнера
Внешне привлекательного человека люди склонны переоценивать и по другим важным для них психологическим и социальным параметрам
• Фактор отношения к наблюдающему
Людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные наши идеи, мы склонны оценивать выше и по другим показателям
• Имплицитная структура личности
Это устойчивое сформировавшееся представление о людях. В основном заканчивается к 16-18 годам.
• Каузальная атрибуция – механизм интерпретации поступков и чувств другого человека. Существуют привычные схемы объяснения чужого поведения:
Личностная атрибуция (в любой ситуации находится виновник случившегося)
Обстоятельная атрибуция (виноваты обстоятельства)
Стимульная атрибуция (причина в предмете «сам виноват», «плохой предмет»)
Особенности влияния субъекта восприятия
• Пол лица, который выступает оценивающим
• Фактор возраста (особенности подросткового возраста – внешние физические данные: рост, полнота, экспрессия)
• У пожилых людей снижение дифференцированных способностей (феномен «близнецов», поляризации). Упрощают оценку жизни.
• Психологическое состояние
• Профессиональный фактор
• Ценностные ориентации (стремление оценить как работника;
человек в отношениях с другими людьми, по одежде; по манере
держаться. То, что для человека ценно, он видит в других людях)
• Темперамент
• Национальность оценивающего (феномен этноцентризма)
• Опыт общения;
• Социальные установки
Установка:
1) позитивная;
2) негативная;
3) адекватная
УСТАНОВКА (АТТИТЮД) - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении. Установка - это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения. Иногда это собственное мнение человека, выработанное на основе своего опыта, но чаще - заимствованное из чужого опыта, авторитетов, книг и газет.
Установки определяются нашими мнениями и убеждениями. Определяются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства. С большим трудом изменяются после 30 лет жизни.
Компоненты установки
1. Когнитивный компонент (познавательный)
2. Аффективный компонент (эмоциональный)
3. Интерактивный компонент (поведенческий)
Адекватная установка, включающая и позитивное, и негативное отношение, принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных черт («Медсестра грубая, но руки – золотые»).