Раздел «социальная психология»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Перцептивная сторона общения: понятие социальной перцепции, механизмы социальной перцепции (эффект ореола, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция).
2. Конфликт: определение понятия, конструктивный и деструктивный конфликт, сигналы конфликтного поведения.
3. Агрессивное и аутоагрессивное (суицидальное) поведение.
4. Типы и формы девиантного поведения.
5. Понятие общения. Средства и уровни общения.
6. Коммуникативная сторона общения: понятие, виды коммуникативных барьеров, понятие кинесики, проксемики, такесики, паралингвистики.
7. Стратегии бесконфликтного реагирования.
8. Классификация больших социальных групп.
9. Малая группа: структура, групповые процессы (конформизм, процесс развития группы, процесс сплочения группы). Работа в медицинской бригаде.
10. Общее понятие о личности. Социализация личности.
11. Виды и механизмы психологического воздействия.
12. Механизмы психологической защиты.
Стратегии бесконфликтного реагирования.
Межличностные стили разрешения конфликтов
Известны, пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов:
Уклонение
Этот стиль характеризуется, подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Сглаживание
Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта.
Принуждение
В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других обычно использует власть путем принуждения. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника, вырывая у него уступку по праву начальника. Этот стиль принуждения может быть эффективным в ситуациях, где руководитель имеет значительную власть над подчиненными.
Компромисс
Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшему по важному решению может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернативы. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий. Такой компромисс - это удовлетворенность тем, что доступно, а не упорный поиск того, что является логичным в свете имеющихся фактов и данных.
Решение проблемы
Данный стиль признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации. Расхождение во взглядах рассматриваете и как неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. Такая конструктивность в разрешении конфликта (путем решения проблемы) способствует созданию атмосферы искренности, столь необходимой для успеха личности и компании в целом.
Кодекс поведения в конфликте. Пятнадцать правил:
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями.
В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга.
Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.
2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?»
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»).
Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете» — лучше звучит: «Я чувствую себя обманутым». Не говорите: «Вы грубый человек» — лучше скажите: «Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.
6. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения. Не ищите виновных и не объясняйте создавшееся положение, ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, а создавайте спектр вариантов. Потом из него выберите лучший. При поиске путей решения помните, что следует искать взаимоприемлемые варианты решения. Вы и клиент должны быть удовлетворены взаимно. И вы оба должны стать победителями, а не победителем и побежденным. Если не можете договориться о чем-то, то ищите объективную меру для соглашения (нормативы, закон, факты, существующие положения, инструкции и т. д.).
7. В любом случае дайте партнеру «сохранить свое лицо». Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию. Не задевайте его достоинства. Он этого не простит, даже если и уступит нажиму. Не затрагивайте его личности. Давайте оценку только его действиям и поступкам. Можно сказать: «Вы уже дважды не выполнили свое обещание», но нельзя говорить: «Вы необязательный человек».
8. Отражайте, как эхо, смысл его высказываний и претензий. Кажется, что все понятно, и все же: «Правильно ли я вас понял?», «Вы хотели сказать...?», «Позвольте я перескажу, чтобы убедиться, правильно ли я вас понял или нет». Эта тактика устраняет недоразумения, и, кроме того, она демонстрирует внимание к человеку. А это тоже уменьшает его агрессию.
9. Держитесь как на острие ножа в позиции «на равных». Большинство людей, когда на них кричат или их обвиняют, тоже кричат в ответ или стараются уступить, промолчать, чтобы погасить гнев другого. Обе эти позиции неэффективны. Держитесь твердо в позиции спокойной уверенности. Она удерживает и партнера от агрессии, помогает обоим не «потерять свое лицо».
10. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину. Во-первых, это обезоруживает клиента, во-вторых, вызывает у него уважение. Ведь способны к извинению только уверенные и зрелые личности.
11. Ничего не надо доказывать. В любых конфликтных ситуациях никто никогда и никому ничего не может доказать. Даже силой. Отрицательные эмоциональные воздействия блокируют способность понимать, учитывать и соглашаться с «врагом». Работа мысли останавливается. Если человек не думает, рациональная часть мозга выключается, незачем и пытаться что-то доказывать. Это бесполезное, пустое занятие.
12. Замолчите первым. Если так уж получилось, что вы потеряли контроль над собой и не заметили, как вас втянули в конфликт, попытайтесь сделать единственное — замолчите. Ваше молчание позволяет выйти из ссоры, прекратить ее.
В любом конфликте участвуют обычно две стороны, а если одна исчезла, с кем ссориться?
Если же ни один из участников не склонен замолчать, то обоих очень быстро захватывает отрицательное эмоциональное возбуждение. Напряжение стремительно возрастает. В таком «диалоге» взаимные реакции участников только подливают масла в огонь.
Чтобы погасить это возбуждение, нужно убрать то, что его разжигает. Молчание не должно быть обидным для партнера. Если же оно окрашено издевкой, злорадством или вызовом, оно может подействовать как красная тряпка на быка.
13. Не характеризуйте состояние оппонента. Подобные «успокаивающие» слова - только укрепляют и усиливают развитие конфликта.
14. Уходя, не хлопайте дверью. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты. Но если при этом хлопнуть дверью или перед уходом сказать что-то обидное, можно вызвать эффект страшной, разрушительной силы. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
15. Говори, когда партнер остыл. Если вы замолчали и партнер расценил отказ от ссоры как капитуляцию, лучше не опровергать этого. Держите паузу, пока он не остынет. Позиция отказавшегося от ссоры должна исключать полностью, что бы то ни было обидное и оскорбительное для партнера. Побеждает не тот, кто оставляет за собой последний разящий выпад, а тот, кто сумеет остановить конфликт в начале, не даст ему разгона.
МЕДРАБОТНИКА
Конфликты— это осознаваемое противоречие, воспринимаемое человеком как значима для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Есть созидательные, а есть разрушительные конфликты. Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности, волю, разум, и противопоказаны те, что мешают нормально трудиться, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психологическое здоровье человека.
За любым поступком человека кроется стремление реализовать свои цели, желания, потребности, а за конфликтом - столкновениенесовместимых желаний партнеров по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороне грозит ущемлением интересов другой. Именно столкновение потребностей является истоком конфликта, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека:
- пониженная самокритичность;
- предубеждение и зависть;
- эгоизм;
- желание подчинить других себе;
- его настроение, самочувствие;
- интеллект;
- знание или незнание психологии человека, психологии общения
Вероятность конфликта повышается при:
- несовместимости характеров и психологических типов;
- наличии темперамента холерика;
- отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе,
терпимости к другим и доверии к другим;
Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения.
В конфликтной ситуации нельзя:
- критически оценивать партнера;
- приписывать ему плохие намерения;
- демонстрировать знаки превосходства;
- обвинять и приписывать ответственность за конфликт только
партнеру;
- игнорировать его интересы;
- видеть все только со своей позиции;
- преувеличивать свои заслуги;
- раздражать, кричать, нападать;
- задевать «болевые» точки партнера;
- обрушивать на партнера множество претензий
Принято различать следующие типы конфликтов. Конфликты могут быть парными, межгрупповыми, скрытыми (внутренними) и открытыми (внешними), случайными и преднамеренными, внутриличностными и межличностными.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов:
- стычки;
- столкновения;
- кризисы
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда ваш пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ранее все приводит в соответствующий порядок.
Столкновение. Признаком конфликта является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу. Как столкновение можно оценить ситуацию, в которой вам приходиться неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости.
Кризис- такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называется барьером межличностного общения.
В ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или непонимание потребности пациента в получении поддержки, признании его индивидуальности, уважении.
Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств.
Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в результате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций.
Медицинскому работнику необходимо знать основные механизмы возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустрации, повторение или закрепление которой составляют основу психоэмоционального стресса.
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ
Прежде всего - это учет индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента и др.) и их изменений во время болезней.
Если у человека доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании.
Встречаются ригидные пациенты, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо максимальное терпение и такт.
Экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии.
Интроверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам.
Пациент холерического темперамента, черты которого заостряются во время болезни, может вступить в спор, начать излишне возражать, не согласиться с той или иной процедурой и т.д.
Меланхолик способен отреагировать на болезнь замкнутостью, отрешенностью, подавленным настроением, бессонницей, слезами.
Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие-либо вопросы своей болезни.
Для предупреждения конфликтных ситуаций медсестре, фельдшеру важно учитывать особенности личности, возраст, характер болезни при общении, размещении пациентов в палаты в стационаре, при посещении на дому.
Если эти особенности не будут учтены и медработники сочтут их обидными для себя, оскорбительными, то возможное их эмоциональное поведение будет способствовать возникновению конфликта и дополнительных психотравмирующих моментов.
Самой главной профилактикой конфликтов является создание благоприятного психологического климата. Медицинской сестре важно прогнозировать, анализировать возможные последствия своих слов и поступков.
Правила медицинской этики и деонтологии, знания общей и медицинской психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верной профилактическое средство, чтобы не возник конфликт.
Смысловой барьер в медицинской практике является нередко причиной психического напряжения и ятрогении.
Компоненты установки
1. Когнитивный компонент (познавательный)
2. Аффективный компонент (эмоциональный)
3. Интерактивный компонент (поведенческий)
Адекватная установка, включающая и позитивное, и негативное отношение, принимает во внимание возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных черт («Медсестра грубая, но руки – золотые»).
ТЕОРИИ АГРЕССИИ
n Врожденные агрессивные побуждения. Взгляды Гоббса о том, что агрессивные побуждения являются врожденными и потому неизбежными, в нашем столетии поддерживали З.Фрейд и К.Лоренц, но идея о том, что агрессия – инстинкт, потерпела крах.
n Генетические влияния - во многом агрессия обусловлена биологическими факторами.
n Биохимические факторы.
n Агрессия – естественная реакция на фрустрацию. Фрустрация ведет к какому-нибудь проявлению агрессии, но не всегда.
n Агрессивное поведение, как результат научения. Теория, согласно которой мы учимся социальному поведению посредством наблюдения и имитации, под воздействием вознаграждений и наказаний. Она представляет агрессию, как поведение, приобретенное посредством научения.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА АГРЕССИЮ?
Аверсивные случаи
( боль, жара, атакующее поведение, теснота)
Возбуждение ( в сочетании с враждебными мыслями и чувствами могут облегчить появление агрессивного поведения)
Массовая культура
Групповой интеллект
ГРУППЫ РИСКА
молодежь;
пожилые люди;
сексуальные меньшинства;
заключенные в тюрьмах;
военнослужащие;
ветераны войн и военных конфликтов;
врачи
Психологические предпосылки
n Воспитание по типу гипоопеки;
n Высокая значимость эмоциональных связей, доминирующее значение личной жизни как следствие прямого или отрицательного подражания родителям;
n Ригидность целевых установок;
n Напряженность потребностей (настойчивость в значимых ситуациях);
n Неспособность к принятию компромиссных решений;
n Склонность к импульсивным реакциям
В целом суициденты отличаются более низким уровнем социальной адаптации, высокой конфликтностью в разных сферах, слабым уровнем развития самозащитных реакций.
Признаки
Перед совершением попытки самоубийства человек может быть подавленным, либо наоборот, чрезмерно возбужденным
Варианты взаимодействия индивида с реальностью
n Приспособление – характерно для гармоничной личности
n Борьба (противодействие)
n Болезненное противостояние
n Уход от реальности
n Игнорирование реальности
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
1. Агрессия
2. Аутоагрессия
3. Злоупотребление психоактивными веществами
4. Нарушение пищевого поведения
5. Аномалии сексуального поведения
6. Сверхценные увлечения (азартные игры, трудоголизм, паранойя здоровья)
7. Сверхценные психопатические увлечения (бродяжничество, забытые философские течения)
8. Характерологические и патохарактерологические реакции (отказ от общения, реакция оппозиции; грубость, брань, угрозы)
9. Коммуникативные девиации (изменение общения: аутистичность или гиперобщительность)
10. Безнравственное и аморальное поведение
11. Неэстетическое поведение
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
n Перцептивная – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
n Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами.
n Интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, но и действиями.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
n По форме;
n По содержанию;
n По числу участников;
n По характеру используемых средств
По содержанию
• Формальное – обусловленное социальными функциями и регламентированное по форме и содержанию
• Неформальное-установление психологического контакта с партнером в признании и принятии, в сохранении душевного равновесие
Полное отсутствие неформального компонента в производственных отношениях сказывается негативно: оно ведет к состоянию дискомфорта
По числу участников:
• Парное
• Групповое
• Межгрупповое
По характеру используемых средств:
• Вербальное (словесно-речевое)
• Невербальное (мимика, жесты, интонации)
ЗАПАХИ
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
· интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его личную
неприкосновенность;
- личная, или персональная (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями,
коллегами, предполагает только визуальный контакт между людьми;
- социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных
встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях;
- публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой
группой людей
БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ
Оценочные суждения.
5. Переход с роли на личность.
Сравните:
Страдание или горе.
Барьер презрения.
Барьер страха.
Барьер стыда и вины.
ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ
Следующие советы помогут вам произвести наиболее благоприятное впечатление:
- следите за осанкой, никогда не сутультесь;
- походка должна быть свободной, без суеты, лености и усталости;
- поза, в которой сидите или стоите, должна говорить о вашей уверенности и доброжелательном спокойствии (не следует скрещивать руки, подобострастно наклонять голову набок или высокомерно откидываться на спинку сиденья);
- смотрите в глаза собеседнику большую часть времени беседы, это признак вашей внимательности, открытости и искренности;
- низкий спокойный тембр голоса свидетельствует о продуманности и
прочувствованности сообщения, поэтому вызывает больше доверия, чем высокий тон, визгливый и громкий;
- темп речи должен быть спокойным и размеренным;
- паузы позволяют подчеркнуть ключевые фразы, дают время подумать и лучше запомнить сказанное;
- одежда должна соответствовать вашей профессиональной компетентности и желаемому статусу (одевайтесь в соответствии с той должностью, на которую претендуете).
ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
Время существования больших групп:
1. Длительно существующие (классы, нации)
2. Кратковременные (митинги, толпы)
Характер организованности – неорганизованности:
1. Организованные (партии, союзы)
2. Стихийные (толпа, «фанаты»)
ТОЛПА - относительно кратковременное, неорганизованное и бесструктурное скопление множества людей, обладающее огромной силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотворить или уничтожить, дезорганизовать поведение и деятельность людей.
Циркулярная реакция
Циркулярная реакция - нарастающее обоюдно направленное эмоциональное заражение людей в неорганизованных общностях и экстремальных ситуациях.
ОКАЗЫВАЕТ:
Отрицательное воздействие:
Обусловливает иррациональное и общественно опасное поведение людей (снижение критичности людей, ощущение паники, теряется способность воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы)
Положительное воздействие:
Повышает эффективность коллективного восприятия искусства и агитации
Психологические особенности толпы
Кратковременность и бесструктурность скопления множества людей
Сходство эмоционального состояния участников
Эмоциональная возбудимость
Контактность
Общий объект внимания
Отсутствие общей осознанной цели
Пространственная близость
Высокая степень конформизма
ВИДЫ ТОЛПЫ
Пассивная (выжидательная)
Активная (действующая)
ПАССИВНАЯ ТОЛПА
Случайная толпа – неорганизованная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием (ДТП, пожар и др.)
Конвенциональная толпа – поведение людей основывается на явных или подразумеваемых нормах и правилах поведения (митинг, концерт, демонстрация) массового проявления эмоций и чувств (болельщики)
ФУНКЦИИ МАЛОЙ ГРУППЫ
Социализация – процесс вовлечения личности в определенную социальную среду и усвоения ее норм и ценностей.
Инструментальная – осуществление совместной деятельности.
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии.
Поддерживающая– объединение людей в трудной ситуации с целью психологической поддержки.
КРИТЕРИИ
Наличие единства места, времени
Совместные действия
Идентификация каждого индивида со своей группой (формирование чувства «мы»)
ВИДЫ МАЛЫХ ГРУПП
Условные – это группы, объединенные по какому-то общему признаку (возраст, пол)
Реальные группы – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности
Неформальные группы – это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений
Диффузные группы – это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями
Референтныегруппы – это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях. Было введено Г.Хайменом. В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определённых малых групп (студенческие группы) определяется как «значимый круг общения».
Формальные – это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.
КРИТЕРИИ КОНТАКТНОЙ ГРУППЫ
Ценностно-ориентационное и мотивационное единство группы.
Организационная интеграция.
Групповая подготовленность в области профессиональной деятельности.
Психологическое единство – интеллектуальная и эмоционально-волевая коммуникативность и психологическая совместимость
КРИТЕРИИ СОВМЕСТИМОСТИ
Результаты деятельности;
Эмоционально-энергетические затраты участников;
Удовлетворенность деятельностью
Психофизиологический
Лежит в основе сходства эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизации темпа совместной деятельности (работа медицинских сестер терапевтического отделения, действия хирургической бригады)
Социально-психологический
Общность интересов, ценностей, потребностей
Механизмы социализации
· идентификация,
· подражание,
· внушение,
· социальная фасилитация*,
· конформность,
· следование установленным нормам
Социальная фасилитация – это стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность протекает свободнее.
Примитивная изоляция
Магическое мышление
Отрицание: неоправданный оптимизм.
Регрессия: появление более ранних, детских моделей поведения в ответ на стрессовую ситуацию.
Идентификация: моделирование собственного поведения по образцу другого более авторитетного человека.
Идеализация: приписывание человеку или событию безусловно хороших или безусловно плохих свойств (например, бездумное восхищение врачом, недоучет его промахов)
Расщепление (диссоциация): выделение в собственной психике признаков второй личности, которой приписываются отрицательные мысли и поступки («Это не я – это меня бес попутал»)
Более развитые механизмы
n Вытеснение: неосознанное «забывание» неприятных фактов
n Конверсия: вариант вытеснения, при котором чувство неудовлетворенности преобразуется в соматические и неврологические расстройства
n Обесценивание
n Рационализация
n Замещение (преодоление ложных препятствий)
n Проекция
n Сублимация: удовлетворение потребности в символической форме так, что это поощряется обществом
n Механизмы постоянной защиты («броня характера»): юмор, педантизм, альтруизм, фантазии, ирония, дерзость, аутизм, постоянная улыбка.
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
n Перцептивная – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
n Коммуникативная – обмен информацией между общающимися индивидами.
n Интерактивная – организация взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмен не только знаниями, но и действиями.
ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
n По форме;
n По содержанию;
n По числу участников;
n По характеру используемых средств
По содержанию
• Формальное – обусловленное социальными функциями и регламентированное по форме и содержанию
• Неформальное-установление психологического контакта с партнером в признании и принятии, в сохранении душевного равновесие
Полное отсутствие неформального компонента в производственных отношениях сказывается негативно: оно ведет к состоянию дискомфорта
По числу участников:
• Парное
• Групповое
• Межгрупповое
По характеру используемых средств:
• Вербальное (словесно-речевое)
• Невербальное (мимика, жесты, интонации)
ЗАПАХИ
Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
· интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его личную
неприкосновенность;
· личная, или персональная (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями,
коллегами, предполагает только визуальный контакт между людьми;
· социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях;
· публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей.
Варианты взаимодействия индивида с реальностью
n Приспособление – характерно для гармоничной личности
n Борьба (противодействие)
n Болезненное противостояние
n Уход от реальности
n Игнорирование реальности
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
1. Агрессия
2. Аутоагрессия
3. Злоупотребление психоактивными веществами
4. Нарушение пищевого поведения
5. Аномалии сексуального поведения
6. Сверхценные увлечения (азартные игры, трудоголизм, паранойя здоровья)
7. Сверхценные психопатические увлечения (бродяжничество, забытые философские течения)
8. Характерологические и патохарактерологические реакции (отказ от общения, реакция оппозиции; грубость, брань, угрозы)
9. Коммуникативные девиации (изменение общения: аутистичность или гиперобщительность)
10. Безнравственное и аморальное поведение
11. Неэстетическое поведение
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ
РАЗДЕЛ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
1. Перцептивная сторона общения: понятие социальной перцепции, механизмы социальной перцепции (эффект ореола, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, аттракция).
2. Конфликт: определение понятия, конструктивный и деструктивный конфликт, сигналы конфликтного поведения.
3. Агрессивное и аутоагрессивное (суицидальное) поведение.
4. Типы и формы девиантного поведения.
5. Понятие общения. Средства и уровни общения.
6. Коммуникативная сторона общения: понятие, виды коммуникативных барьеров, понятие кинесики, проксемики, такесики, паралингвистики.
7. Стратегии бесконфликтного реагирования.
8. Классификация больших социальных групп.
9. Малая группа: структура, групповые процессы (конформизм, процесс развития группы, процесс сплочения группы). Работа в медицинской бригаде.
10. Общее понятие о личности. Социализация личности.
11. Виды и механизмы психологического воздействия.
12. Механизмы психологической защиты.