Первый этап доказательной медицины
Студенты-медики, особенно на младших курсах, довольно редко обращаются к оригинальным медицинским статьям. Причин тому несколько, однако, основная заключается в том, что им не требуется брать на себя ответственность за ведение больных и решать связанные с этим проблемы. Даже при использовании учебных программ, базирующихся на решении конкретных задач, студентов в первую очередь интересуют нормальная физиология человека и общие патофизиологические механизмы развития отдельных заболеваний или состояний. После знакомства с основными принципами наступает черед изучения прогноза, существующих методов диагностики и лечения. И наконец, при столкновении с проблемой, значимой для конкретного больного, студенты начинают интересоваться такими вопросами, как, например, особенности течения сахарного диабета, причины возникновения полиурии у данного больного и возможная тактика лечения.
Напротив, опытные врачи, которым ежедневно приходится брать на себя ответственность за принимаемые клинические решения, задаются вопросами совсем другого характера. Их скорее интересуют не принципы диагностики того или иного заболевания, а интерпретация результатов конкретного диагностического теста; не общий прогноз при каком-либо хроническом заболевании, а перспективы конкретного больного, не перечень всех существующих методов лечения, а сравнительные преимущества и недостатки двух альтернативных вариантов.
Вопросы, возникающие у студентов, можно отнести к общим вопросам, а у практикующих врачей — к частным. В подавляющем большинстве случаев грамотно сформулировать частные вопросы можно лишь при четком понимании общих вопросов.
Правильно поставленные вопросы служат основой всей доказательной медицины. Хорошо сформулированный вопрос концентрируется на первоочередных потребностях пациента, определяет оптимальную форму ожидаемого ответа, экономит время.
Вопросы подразделяются на базовые (фоновые) и прикладные (фронтальные).
Правильно сформулированный базовый вопрос состоит из двух частей: Корень вопроса (кто, что, где, когда , почему, как) и глагол.
Клинически важные фронтальные вопросы состоит из четырех компонентов (англ. PICO)(таблица 4.):
Patient (problem, population) – пациент и/или проблема
Intervention – вмешательство
Comparison –сравнение (если необходимо)
Outcome – исход
Таблица 4 –Формулирование вопроса по принципу PICO
Пациент (или популяция) | особенности пациента (возраст, пол, профессия) |
вмешательство | лечение, диагностика, факторы влияния на организм |
сравнения | будем сравнивать, плацебо, исключение вмешательства или другой вид вмешательства |
исход | какова эффективность вмешательства. выздоровление, госпитализация, смерть и т.д. |
Типы клинического вопроса
· Лечение - оценка методов лечения. Клинический результат - улучшение состояния здоровья больного или снижение риска развития осложнений
· Профилактика – вероятность развития болезни, скрининг.
· Оценка факторов риска - оценка возможных побочных эффектов при проведении методов лечения, заболевание или смерть
· Диагностика - оценка различных методов диагностики
· Прогноз - определение дальнейшего течения заболевания, оценка
· Безопасность (побочные эффекты)
· Этиология – причины и факторы риска болезни.
У клиницистов есть потребность и в фоновых и во фронтальных знаниях. Их соотношение со временем меняется и зависит прежде всего от опыта лечения определенного заболевания. Когда опыт ограничен, большинство вопросов могут быть фоновыми. С приобретением клинического опыта и ростом ответственности будет увеличиваться количество фронтальных вопросов.
Опыт показывает, что следует правильно сформулировать вопросы по семи причинам.
1. Правильно сформулированные вопросы помогают использовать драгоценное время на доказательства, которые непосредственно релевантны к клиническим нуждам пациентов.
2. Они помогают использовать драгоценное время на доказательства, которые непосредственно отвечают специфическим потребностям знания или потребностям студентов.
3. Они могут предложить высокопродуктивные стратегии поиска.
4. Они предлагают форму, которую могли бы принять полезные ответы.
5. При направлении пациента на консультацию или при приеме посланного больного на консультацию помогают большему взаимопониманию с коллегами.
6. Помогает студентам лучше понять содержание излагаемого материала, а также моделирует некоторые адаптивные процессы для пожизненного обучения.
7. Когда находятся ответы, знания расширяются, любопытство удовлетворено, когнитивный резонанс восстановлен.
Обучение навыкам задавать вопросы можно объединить с любым клиническим обучением прямо у постели больного или в другой ситуации, и это не занимает много дополнительного времени. На формулирование вопроса уходит меньше минуты, а для практикования студентов в постановке вопроса обычно требуется 2-3 мин.
Когда студент сформулировал вопрос, нужно проследить, как он продвигается к клинически полезному ответу. В дополнение к методам сохранения вопросов существует тактика, называемая «образовательный рецепт» или «матрица» (таблица 5).
Таблица 5 – Образовательный рецепт
R Образовательный рецепт | |
Имя пациента: | Обучаемый: |
Клинический вопрос из четырех частей | |
Целевое заболевание: | |
Вмешательство: | |
Сравнение: | |
Исход: | |
Время и место исполнения: |
В первый год обучения студентов мы не применяли «матрицу» составления вопроса, что послужило причиной того, что почти все вопросы, сформулированные студентами, были фоновыми. К тому же трудности у студентов возникали с определением исходов. Например, часто студенты могли формулировать вопрос следующим образом: Какова эффективность скрининга рака молочной железы при помощи маммографии? Как видно из сформулированного вопроса, в нем есть три компонента из PICO: проблема – рак молочной железы, вмешательство – проведение скрининга при помощи маммографии. Но результат, исход вмешательства из этого вопроса нельзя сформулировать: согласитесь, измерить эффективность трудно. Правильнее сформулировать вопрос, например, следующим образом: каков процент выявления рака молочной железы на ранней, операбельной стадии при помощи скрининга маммографией по сравнению с самообследованием? В последующем при применении образовательного рецепта облегчилась работа студентов в формулировании прикладного вопроса по принципу PICO. Также студентам можно подсказать, что клинически важные вопросы по принципу PICO лучше формулировать, начиная с измеримых, подсчитываемых результатов, исходов.