Микрофлора ротовой полости при стоматите
ЗАНЯТИЕ № 1.2.6
МИКРОФЛОРА РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПРИ СТОМАТИТЕ
Цель занятия:
изучить микрофлору ротовой полости при стоматитах; методы дифференциальной диагностики воспалительных заболеваний полости рта; способы микробиологического исследования стоматита.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Нормальную микрофлору ротовой полости и ее роль.
2. Изменение микрофлоры ротовой полости при стоматите.
- Этиологию, патогенез и осложнения заболеваний полости рта.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- сделать правильно забор материала из полости рта для бактериологического исследования;
- сделать посев материала на питательную среду;
- интерпретировать результаты микробиологического анализа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
- методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры;
- методами микробиологических исследований биоматериала из различных биотопов полости рта;
- методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта;
· методами оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней полости рта; основами профилактических мероприятий по предупреждению стоматологических инфекционных болезней.
Работа № 1. Основные способы микробиологического исследования стоматитов
Цель:освоить микробиологические методы определения этиологии стоматитов.
Задача № 1.К врачу стоматологу обратился пациент после травмы слизистой оболочки полости рта. При осмотре врачом выявлены пузырьки, наполненные кровянистой жидкостью, неприятный гнилостный запах изо рта, повышенная температура. Врач направил соответствующий материал в бактериологическую лабораторию на диагностику. Сделан посев на кровяной агар.
Самостоятельная работа: зарисовать и описать культуральные свойства микроорганизмов на кровяном агаре. Отметить назначение данной среды, её состав, на основе чего можно сделать вывод о наличии патогенной микрофлоры. Микроскопировать препарат, приготовленный из колоний на КА и окрашенный по Граму, описать морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Определить вид стоматита, его этиологию.
Кровяной агар
Результат:
Вывод:
Микропрепарат с КА
Результат:
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2. В стоматологическую клинику обратился пациент с жалобами на болезненность при приеме пищи, движениях губ и языка. При осмотре врачом стоматологом обнаружена язвочка, окруженная ярко-красным ободком. Отделяемое язвочки направлено в бактериологическую лабораторию. Произведен посев на среду ЖСА.
Самостоятельная работа: зарисовать и описать культуральные свойства микроорганизмов на среде ЖСА. Отметить назначение данной среды, её состав, на основе чего можно сделать вывод о наличии патогенной микрофлоры. Микроскопировать препарат, приготовленный из колоний на ЖСА и окрашенный по Граму, описать морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Определить вид стоматита. Его этиологию.
ЖСА
Результат:
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микропрепарат с ЖСА
Результат:
Вывод: ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 3.В отделение детской стоматологии обратилась мама с ребенком, у которого на слизистой оболочке полости рта появился налет, напоминающий творожную массу. Из анамнеза - ребенок родился недоношенным, питается материнским молоком. Врачом был собран материал с пораженной поверхности и отправлен в бактериологическую лабораторию для диагностики. Сделан посев на среду Сабуро.
Самостоятельная работа: зарисовать и описать культуральные свойства микроорганизмов на среде Сабуро. Отметить назначение данной среды, её состав, на основе чего можно сделать вывод о наличии патогенной микрофлоры. Микроскопировать препарат, приготовленный из колоний на среде Сабуро и окрашенный по Граму, описать морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Определить вид стоматита. Его этиологию.
Среда Сабуро
Результат:
Вывод: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микропрепарат со среды Сабуро
Результат:
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 4. При обследовании пациента врачем-стоматологом обнаружен стоматит на фоне имеющейся вирусной инфекции. Доктором выписано направление в бактериологическую лабораторию. Сделан посев на тиогликолевую среду.
Самостоятельная работа: учесть результат, отметить назначение данной среды, её состав, на основе чего можно сделать вывод о наличии патогенной микрофлоры. Микроскопировать препарат, приготовленный из колоний на тиогликолевой среде и окрашенный по Граму, описать морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов. Выявить возможную этиологию стоматита.
Результат:
«К» «О»
Вывод: _____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Микропрепарат с тиогликолевой среды
Результат:
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Род Fusobacterium
Род Treponema
Вывод: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись преподавателя ______________________________________________________
Самостоятельная работа студента во внеурочное время:
I. Ответить на вопросы:
1. Влияет ли кариесогенная ситуация полости рта на появление стоматита?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Назовите условно-патогенные микроорганизмы ротовой полости
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Укажите причины возникновения стоматита
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Назовите «входные ворота» при стоматите
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. На основании каких методов исследования возможна постановка диагноза – стоматит?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Укажите общие симптомы стоматита
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Что можно обнаружить в результате лабораторного исследования при стоматитах?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. При возникновении стоматита происходят ли какие-либо изменения микрофлоры ротовой полости?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
9. Для чего врачу-стоматологу следует определять микрофлору, являющуюся источником стоматита?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ № 1.2.6
МИКРОФЛОРА РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПРИ СТОМАТИТЕ
Цель занятия:
изучить микрофлору ротовой полости при стоматитах; методы дифференциальной диагностики воспалительных заболеваний полости рта; способы микробиологического исследования стоматита.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
1. Нормальную микрофлору ротовой полости и ее роль.
2. Изменение микрофлоры ротовой полости при стоматите.
- Этиологию, патогенез и осложнения заболеваний полости рта.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- сделать правильно забор материала из полости рта для бактериологического исследования;
- сделать посев материала на питательную среду;
- интерпретировать результаты микробиологического анализа.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
- методами микробиологических исследований с использованиеммедико-технической аппаратуры;
- методами микробиологических исследований биоматериала из различных биотопов полости рта;
- методами анализа и оценки результатов лабораторной диагностики по выявлению возбудителей типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта;
· методами оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней полости рта; основами профилактических мероприятий по предупреждению стоматологических инфекционных болезней.