Особенности формирования характера у детей, заболевающих неврозами
Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врожденных (конституциональных) и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживания детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
Эмоциональность. Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, «жалостливые», сострадающие и отзывчивые. В них нет «сухости», излишнего рационализма и практицизма при общем, нормальном для возраста интеллекте. Они отличаются непосредственностью в выражений чувств, некоторой наивностью, т. е. цельностью восприятия. Эти дети могут заплакать от жалости к кому-либо или к себе, за всех переживают или, другими словами, «все близко принимают к сердцу». Это создает повышенную чувствительность ко всякого рода проблемам эмоциональных отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток любви и заботы, излишне принципиальное отношение взрослых или трудности в общении со сверстниками.
Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко,
как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.
Импрессивность — склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Родители говорят о таких детях: «Все держит в себе»; «Не склонен делиться переживаниями с окружающими»; «Выражает радость не бурно, а светится изнутри». В более широком плане импрессивность может быть одним из проявлений несколько более медленного, чем обычно, раскрытия потенциала психического развития, когда нужно подождать, чтобы ребенок созрел, сформировался, стал таким, как все. Импрессивность встречается не только при флегматическом или сангвиническом, но и холерическом темпераменте. Во всех случаях ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.
Так, один мальчик 3 лет, испытав удар электрического тока от неисправной розетки, не рассказал родителям, но вспомнил об этом спустя несколько лет; девочка 4 лет стойко перенесла операцию удаления аденоидов и расплакалась после, уже на руках у матери; другая девочка 5 лет сразу не выразила радости по поводу приезда родителей, по которым очень соскучилась, но спустя некоторое время «повисла» на них.
Внутренняя неустойчивость. Предпосылками внут-. ренней неустойчивости, или противоречивости, могут быть: а) со стороны нервной системы факторы нервной конституции, дизонто-генеза, невропатии и органической церебральной недостаточности; б) трудносовместимое сочетание у детей полярных — холерических и флегматических — черт темперамента родителей; в) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессив-ного характера переработки переживаний; г) беспокойство, неуверенность в себе при общей активности и выраженности чувства «я»; д) противоречия между эмоционально-чувственными и рационально-этическими (в виде развитого чувства долга, обязанности) компонентами психики. К примеру, ребенок хочет вести себя по-своему, но сдерживается, испытывая одновременно чувство вины и беспокойства; е) подчеркнутое чувство «я», собственного достоинства и беззащитность в общении со сверстниками; ж) существование трудносовместимых противоположно направленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок, в том числе это стремление быть собой и в то же время быть вместе со всеми, прежде всего с матерью.
Склонность к беспокойству, волнениям. Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) потрясениями и испугами, заостряющими эмоциональность, или передачей тревоги и беспокойства со стороны родителей; в) неразрешимостью какой-либо жизненно важной ситуации для ребенка; г) блокированием его насущных потребностей, интересов и влечений; д) неспособностью утвердить себя, найти признание и понима-90
ние среди окружающих; е) отсутствием внутренного единства, неуверенностью в своих силах и возможностях, нерешительностью; ж) заостренным чувством совестливости, вины, переживанием случившегося.
Беззащитность, или незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, «дать сдачи», ответить на оскорбление. Он теряется, не находит подходящих слов, молчит или плачет, горько переживая унижение и обиду, свою неспособность дать своевременный ответ. По природе своей он добрый, жалостливый, доверчивый, наивный, бесхитростный, прямодушный. Его легко обмануть, ввести в заблуждение, навязать решение, особенно в обстановке, в которой он не чувствует себя уверенно. Всем этим умело пользуются сверстники с противоположными психопатическими чертами характера, которые безошибочно выделяют детей, неспособных защитить себя, куражатся над ними, постоянно пугая применением силы и используя их в качестве своеобразных заложников для отреагирования своих агрессивных чувств. К тому же дети, о которых идет речь, плохо переносят боль и часто отказываются от ответных действий, посколько они могут причинить ее другому. Речь идет не только о физической боли, но и о душевной боли, пережить которую данный ребенок часто не в состоянии, испытывая острое чувство вины, сожаления и стыда, т. е. проявляя нравственно-этический комплекс переживаний. Будучи неспособным защитить себя, он, однако, может вступиться за другого, не бросить друга в беде. Все эти проявления подчеркивают человеческую, гуманистическую направленность развития характера детей, впоследствии заболевающих неврозами. И поэтому они так чувствительны ко всякого рода конфликтам, угрозам применения физической силы, грубости и диктату.
Выраженность чувства «я» заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, выраженной потребности самоутверждения. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Их крайне трудно заставить попросить прощения; внутренне гордые, они не приемлют несправедливость, фальшь, сиюминутную выгоду, предпочитают оставаться самими собой, насколько это возможно. Мальчик 4 лет выразил это следующим образом: «Я не буду ни военным, ни летчиком, я хочу быть таким, какой я есть».
Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда. Даже представление о том, что над ними будут смеяться и им будет стыдно, способно вывести из равновесия и послужить поводом для отказа посещать детский сад. Не переносят они и повышенного, приказного и тем более раздраженного тона, оскорблений и физических наказаний. В ответ на это плачут, обижаются или «уходят в себя». Свойст-
венна и подчеркнутая чувствительность к похвале, оценкам и мнению других людей, т. е. к тому, как к ним относятся. Крайне тяжело переживают отрицательное, предвзятое, необоснованное отношение к себе, наговоры сверстников, их слухи, сплетни, бойкот или изоляцию. Пытаясь доказать свою правоту и встречая еще большее непонимание, такие дети впадают в состояние аффекта, проявляемое отчаянием, капризами, страхами, подавленностью и неуверенностью в себе, а затем отказом от контактов, чувством обособленности, непонятости и одиночества. Тогда постепенно вместо доверчивости, непосредственности и отзывчивости развиваются несвойственные этим детям недоверчивость, настороженность и эгоцентризм, являющиеся уже реактивно-защитными психическими образованиями.
Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению невроза, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Последний относительно более значим в формировании склонности к беспокойству, беззащитности и выраженности «я», в то время как в эмоциональности, впечатлительности и импрессивности большее значение имеет конституция. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.
Вместе эмоциональность и впечатлительность означают повышенную восприимчивость, которая, сочетаясь с беспокойством, образует сензитивность как своего рода характерологический комплекс: эмоциональной чувствительности; впечатлительности; склонности легко расстраиваться, волноваться, переживать, все относить на свой счет; обидчивости; особой чувствительности к отношению других людей, к ожидаемым неприятным событиям.
Сензитивность является следствием как определенного психо-травмирующего жизненного опыта, так и чрезмерной опеки взрослых.
Сочетание эмоциональности, склонности к беспокойству и беззащитности порождает повышенную ранимость, или уязвимость, таких детей.
Импрессивность, внутренняя неустойчивость и склонность к беспокойству — другой тип сочетания, затрудняющий конструктивную переработку переживаний и представляющий своего рода блокирующий механизм их своевременного отреагирования. Поэтому остается много недоговоренного, и ребенок стесняется или боится выяснить все сразу до конца.
В свою очередь, повышенная эмоциональность вместе с им-прессивностью, внутренней неустойчивостью, склонностью к беспокойству и выраженностью чувства «я» способствуют появлению внутреннего конфликта под влиянием тех или иных жизненных затруднений, что выражается в драматизации происходящих событий, их заостренном переживании.
Наконец, сочетание импрессивности, беззащитности и склон-
ности к беспокойству создает определенные трудности при общении со сверстниками, являясь одним из существенных источников переживаний детей.
Дети, о которых идет речь, испытывают затруднения в том, что не могут легко и свободно, как большинство их сверстников, выразить себя, свои чувства и переживания; забыть обиду и не вспоминать о ней; быть последовательными в действиях и поступках; чувствовать себя уверенно в новой обстановке; вести себя гибко и ситуативно, сообразно обстоятельствам; защищать себя адекватным образом; сразу начинать и заканчивать какое-либо занятие и переключаться с одного на другое.
На последнем следует остановиться подробнее. Невозможность сразу начать какое-либо дело, или раскачка, представляет суммарный эффект воздействия: а) повышенного чувства ответственности, долга, когда идет длительная примерка, настрой и ребенок хочет все сделать как можно лучше; б) беспокойства, опасения или боязни сделать что-либо не так; в) неуверенности в своих силах и нерешительности в действиях и поступках; г) первоначальной растерянности и торможения от неожиданности самого задания; д) интровертированной направленности личности; е) флегматических черт темперамента; ж) некоторой инертности нервных процессов, связанной с их переутомлением.
Средой, в которой эти дети не могут находиться или чувствовать себя нормально, является та, где господствует душевная черствость, голый рационализм и двойственность отношений. Они, возможно, и не заболели бы неврозом, если бы не были так чувствительны, не обращали внимания на переживания других, а во всем искали только выгоду для себя или же вели себя конформно и незаметно, как говорят, «себе на уме».
Большинство сверстников выбирает середину, когда их поведение обладает известной гибкостью при сохранении чувства собственного достоинства. Другими словами, это способность «быть собой среди других», способность, которой ребенок, заболевающий неврозом, овладеть не может и большей частью не по своей вине. Происходит это в результате психологически неприемлемого и несовместимого с его психофизиологическими возможностями воспитания, когда он теряет способность быть самим собой и не может быть таким, каким его хотят видеть родители.
Быть другим — значит потерять остатки своего «я», слепо следовать далеко не всегда объективным, односторонне понимаемым требованиям родителей, навязывающих свой, нередко невротически измененный образ идеального ребенка, не имеющего своего голоса и права по-детски выражать не запланированные родителями эмоции. К тому же требования родителей часто противоречивы и взаимоисключаемы, и сам ребенок может представлять объект для выражения их негативных и конъюнктурно-ревнивых чувств. В ряде случаев ребенок настолько боится быть другим, что не может изменить свое поведение там, где это необходимо, например в отношениях со сверстниками не только играть роли, но даже играть «понарошку». Все это обедняет сферу общения, делает игру неинтересной и оборачивается в конце концов неприятием среди сверстников, что переносится крайне тяжело, особенно при наличии проблем признания в семье. Испытывая труднопереносимое чувство одиночества, ребенок с еще большей силой пытается добиться признания и утвердить себя в семье, становясь временами излишне настойчивым, назойливым (навязчивым) или, как говорят родители, настырным в своих требованиях и желаниях. Это одно из объяснений, почему он не отпускает родителей от себя, беспрерывно прося их о чем-либо или выражая свои требования плачем.
В заключение данного раздела отметим то, чего не хватает детям для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.