Общая патология нервной системы
I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.
Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы необходимы провизору для лучшего понимания механизмов действия лекарственных препаратов.
II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.
В результате самоподготовки студент должен знать:
- причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы;
- механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы;
- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;
- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;
- принципы медикаментозной коррекции боли.
III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.
Для усвоения материала темы "Патология нервной системы" необходимо знать:
- анатомо-гистологическое строение нервной системы;
- общую физиологию центральной нервной системы;
- механизмы регуляции движений;
- основные виды простой и сложной чувствительности.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.
1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы:
а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.);
б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы);
в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ).
2. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы.
3. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления:
а) патологическая доминанта;
б) патологические рефлексы;
в) следовые реакции и "больной пункт";
г) патологический парабиоз;
4. Двигательные расстройства и их патогенез:
а) параличи и парезы периферические, центральные;
б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор);
в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная.
5. Сенсорные расстройства и их патогенез:
а) расстройства простой чувствительности;
б) расстройства сложной чувствительности.
6. Боль. Определение понятия, классификация, причины и механизмы развития различных видов боли. Особые виды боли. Ноцицептивная и антиноцицептивная системы: структура, механизмы регуляции, принципы коррекции боли.
V. ЛИТЕРАТУРА:
а) основная:
1. Конспект лекции.
2. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко. – 1994. - С. 516-537.
б) дополнительная:
1. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343, 351-359.
2. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 1994. - С. 414-445.
3. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.
VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Причины, вызывающие поражение нервной системы.
2. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы.
3. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности.
4. Проявления патологической реактивности нервной системы.
5. Сущность и механизмы развития патологической доминанты.
6. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития.
7. Сущность и механизмы развития "больного пункта".
8. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития.
9. Признаки центральных параличей и механизмы их развития.
10. Признаки периферических параличей и механизмы их развития.
11. Причины и механизмы развития различных видов атаксий.
12. Причины и механизмы развития гиперкинезов.
13. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности.
14. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности.
15. Определение понятия "боль" и его обоснование. Принципы классификации боли.
16. Понятие о "физиологической" и "патологической" боли.
17. Причины и механизмы развития соматической боли.
18. Причины и механизмы развития висцеральной боли.
19. Механизмы формирования боли. Медиаторы ноцицептивных афферентных нейронов.
20. Особые виды боли и механизмы их формирования.
21. Центральные и сегментарные механизмы антиноцицептивной системы.
22. Медиаторы антиноцицептивной системы.
23. Биологическое значение боли. Роль антиноцицептивной системы.
24. Патофизиологические основы коррекции боли.
VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.
Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей.
VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.
1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.
2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного.
3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).
4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.
ООД
к выполнению работы
"Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"
Последовательность действий | Способ выполнения действий |
1. Оценка исходного состояния животного. 2. Фармакологическая деафферентация одной из задних конечностей животного. 3. Оценка результатов опыта. 4. Анализ полученных результатов. 5. Оформление протокола. | 1. Дать возможность кролику свободно двигаться в комнате, при этом обратить внимание на синхронность и симметричность движений его задних конечностей, идентичность их тонуса. 2. Набрать в стерильный шприц 20 мл 0,5% раствора новокаина. Зафиксировать кролика руками на столе спиной кверху, оттянуть одну из задних лап. На заднебоковой поверхности бедра удалить шерсть и кожу, протереть спиртом. Сделать прокол кожи в верхней или средней трети бедра и, медленно продвигая иглу вперед, вводить под давлением новокаин для инфильтрации (анестезии) мягких тканей. В ткани у задней поверхности бедренной кости ввести не менее 10 мл новокаина. Общее количество введенного в конечность кролика новокаина должно быть в пределах 20-50 мл. 3. Через 20-30 мин после введения новокаина сравнить движения и тонус задних конечностей кролика. 4. Объяснить полученные результаты, исходя из действия новокаина на ткани организма, эфферентную и афферентную проводимость по нервам. 5. Подробно описать результаты опыта, написать их объяснение и вывод. |