Протекторные свойства Спирулины при кордароновой пневмопатии в эксперименте.
Гаврилова Е.В., Яковлева О.А., Казмирук Л.И.
Винницкий Государственный медицинский университет
Амиодарон - один из наиболее активных универсальных антиаритмических препаратов, защищающий от фатальных тахиаритмий сердца. Однако, будучи липотропным препаратом, содержащий йод, в сочетании с длительным периодом полувыведения, он обладает выраженной токсичностью. Способность кордарона повреждать все системы организма постоянно побуждает исследователей к изучению механизмов его токсического действия, тем не менее, они остаются невыяснеными до настоящего времени. Среди механизмов и теорий токсического действия кордарона отдельными исследователями обосновывается иммунологический, токсический свободнорадикальный или мембранный патогенез повреждений органов и тканей. В еще меньшей мере изучены возможности защиты от прогрессирующего фиброзирующего альвеолита - одного из фатальных и наиболее скрыто протекающих осложнений кордарона, среди ряда других системных повреждений.
ВГМУ ряд лет проводится комплексное морфолого-биохимическое экспериментальное исследование механизмов развития и особенностей течения пневмотрофных осложнений кордарона, а также протекторных возможностей Спирулины при кордароновой пневмопатии. Эксперименты проведены в нескольких сериях опытов. Во-первых, анализировалась эффективность длительного, до трех месяцев, применения кордарона у крыс в дозах 5 и 10 мг/кг м.т. с применением Спирулины в течение последнего месяца, т.е. на высоте уже значительных морфологических проявлений пневмофиброза. Во втором варианте опытов Спирулина назначалась сразу же одновременно с аналогичными дозами кордарона на протяжении 3-х месяцев, с дозой кордарона 10 мг/кг, и в течение 4-х месяцев - с дозой кордарона 5 мг/кг м.т. внутрижелудочно. Спирулина назначалась в дозе 200 мг/кг м.т. крыс. В сравнительном аспекте исследовано изолированное действие Спирулины для анализа вызванных ею метаболических сдвигов, когда спирулину назначали на протяжении трех месяцев.
Течение кордароновой пневмопатии характеризуется фазовыми изменениями с максимально выраженными сдвигами через 3 месяца после введения кордарона. К этому времени, в соответствии с морфологически выраженными проявлениями пневмофиброза (О.В.Федорченко и В.В. Биктиморов), метаболическая активность в легких угасает, что находит отражение в уменьшении содержания белка, средних молекул и малонового диальдегида, кроме непрерывно нарастающего увеличения содержания фосфолипидов во всех структурах - в смывах бронхоальвеолярного лаважа и в гомогенатах тканей легких. Такая динамика подтвержает развитие фосфолипидоза - одного из наиболее типичных признаков мембраноповреждающих эффектов кордарона.
Использование Спирулины в первом варианте опыта, на поздних сроках модели кордароновой пневмопатии, на фоне вышеописанных метаболических нарушений, ограничивало ее протекторные возможности. Они проявились преимущественно нормализацией проницаемости аэрогематического барьера, что отражает мембранотропные свойства Спирулины. Доказательством этого положительного влияния Спирулины было увеличение объемов смывов бронхоальвеолярного лаважа и, соответственно, с более дифференцированной проницаемостью аэрогематического барьера, возрастание на альвеолярной поверхности содержания фосфолипидов, белка, средних молекул и малонового диальдегида - т.е., Спирулина способствовала повышению выделительной функции легких аэрогематического барьера.
Во втором варианте опытов, при одновременном длительном применении Спирулины спектр исследований расширили за счет анализа метаболизма в гомогенатах сердца, печени и легких.
Учитывая, с одной стороны, высокое содержание в составе Спирулины аминокислот, с другой стороны, накопление оксипролина при развитии коллегана в процесе фиброзирования,- представляло интерес определить динамику некоторых аминокислот в тканях легких и печени при кордароновой пневмопатии и под влиянием Спирулины. Применение кордарона в обеих дозах способствовало значительному приросту оксипролина в тканях легких и печени при дозе 10 мг/кг м.т. Аналогичные, но менее выраженные тенденции наблюдались для содержания тирозина и аргинина в названных органах. Применение Спирулины способствовало нормализации этих отклонений - прирост содержания аминокислот уменьшался на 11 - 68 %.
Что касается показателей углеводного обмена, то высокие дозы кордарона (10 мг/кг м.т.) вызывали значительное обеднение тканей как печени глюкозой - снижение до 36,8 % от уровня контроля (Р<0,01), так и легких - снижение до 83,8 %.Применение Спирулины приближало содержание глюкозы к контрольному уровню, но полной нормализации не происходило: в печени этот параметр возрос на 12,8 %, в легких - на 4,3%.
При дозе кордарона 5 мг/кг м.т. гипогликемическое его действие было выражено только в тканях печени – снижение ее уровня до 36,1 % от контроля, с помощью Спирулины этот показатель возрос до 50,4 %, а в легких - даже до 162,8 % от контроля (Р<0,05).
Нормализующее влияние Спирулины проявилось и на показателях содержания глюкуронидов, хотя степень снижения их уровня была почти вдвое менее выраженная, чем для глюкозы печени. Изменение содержание глюкуронидов в легких были менее значимы, они составляли колебание в пределах 15 -25 % от уровня контроля.
Кордарон способствовал накоплению в легких содержания гексозамина - прирост 25 - 41 % от контроля (Р<0,05), в печени прирост был связан с дозой 10 мг/кг - достигал 34,7 %. Использование Спирулины нивелировало выраженность этих сдвигов, приближая их к контрольному уровню с колебаниями от него до 13 - 27 %. Можно отметить, что длительное введение кордарона более способствовало белковым нарушениям в легких и углеводным - в печени, но на оба эти процесса Спирулина оказывала нормализующее влияние.
В гомогенатах тканях сердца применение Спирулины сопровождалось снижением повышенного от кордарона уровня малонового диальдегида и средних молекул, однако она практически не нормализовала содержание фосфолипидов в сердце, по-видимому, из-за наиболее специфического и значительного влияния кордарона на фосфолипиды в тканях.
При сравнении этих результатов с метаболическими сдвигами от изолированного применения Спирулины в той же дозе и в такие же сроки, оказывалось, что ее применение способствует сглаживанию полярных изменений: от самого кордарона и от самой Спирулины, т.е. приводит к сближению кордароновых изменений с нормальными показателями метаболизма в легких, сердце и печени у совершенно интактных крыс.
Полученные данные являются основанием для последующего клинического этапа исследований протекторных свойств Спирулины при длительном применении, кордарона в клинических условиях.