Истоки отечественной педиатрии
Педиатрия (от греч. paid -ребеноки iatria -лечение)- самостоятельная область медицинской науки, которая изучает закономерности развития ребенка, причины, патогенез, клинические проявления, лечение и профилактику заболеваний детского возраста. Она наблюдает за ростом и развитием человека от рождения до подросткового возраста и является, таким образом, медициной растущего организма.
Истоки развития педиатрии как науки лежат в глубокой древности. Первые отрывочные сведения о здоровом и больном ребенке появились в трудах ученых Индии, Китая, Древнего Египта. Они содержали советы по вскармливанию и уходу за детьми, лечению некоторых заболеваний. Учение о ребенке получило дальнейшее развитие в трудах Галена, Абу Али ибн Сины (Авиценны). В "Каноне врачебной науки", содержащем все имеющиеся сведения о медицине того времени, Авиценна описал физиологию в патологию детского возраста, подчеркнул важность вскармливания детей, особенно новорожденных, грудным молоком.
Согласно истории педиатрии как самостоятельная дисциплина педиатрия начала формироваться лишь в первой половине XIX столетия. Датой ее рождения считают 1802 г., когда в Париже была открыта первая детская больница, ставшая на долгие годы центром подготовки педиатрических кадров для всей Европы. Однако еще выдающимися учеными древности и средневековья начиная с Гиппократа, который доказывал необходимость выделения педиатрии в особую дисциплину, были даны описания некоторых особенностей детского организма и обсуждались вопросы вскармливания, гигиены, клинических проявлений ряда заболеваний у детей и их лечения.
В России выделение педиатрии в самостоятельную медицинскую дисциплину произошло в XIX в. Прежде детей лечили лишь на дому, и самые общие вопросы тактики выхаживания детей излагали акушеры или терапевты. В России наиболее известными являются публикации С. Г. Зыбелина «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775), «Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1780); А. И. Данилевского «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814).
История педиатрии. В развитии отечественной педиатрии выделяют три периода: первый - до середины XIX века, второй - до Октябрьской социалистической революции, третий - советский. Первый период характеризуется возникновением и развитием педиатрии в рамках других специальностей, преимущественно акушерства и терапии. Наиболее передовые ученые того времени уже говорили о необходимости мероприятий в области здоровья детей и снижения высокой детской смертности.
Так, М. В. Ломоносов в своем письме "О размножении и сохранении российского народа" предлагал ряд мер по борьбе со смертностью. В трудах Н. И. Новикова и А. Н. Радищева указывалось на необходимость государственной охраны здоровья детей. И. И. Бецкой, крупный государственный деятель XVIII столетия, спроектировал, построил и открыл первые воспитательные дома для "подкидышей" в Москве (1764) и Петербурге (1771). Он же разработал правила по организации работы детского учреждения, по уходу за детьми и их воспитанию. К сожалению, скученность, плохой уход, недостаточное питание, инфекционные болезни привели к тому, что эти первые зачатки государственной заботы о детях превратились в "фабрики ангелов". Большинство детей, помещенных в эти дома, погибали. Потерпели неудачу и попытки воспитания подкидышей ("зазорных" детей) в крестьянских семьях, которым выплачивалась мизерная сумма на их содержание и воспитание.
В начале XVIII в. крупное историческое значение имели преобразования, связанные с именем Петра I. Экономические и социальные преобразования, происшедшие в России в эти годы, послужили основой подъема культуры и науки и отразились на их развитии на протяжении всего XVIII в.
Основными формами медицины России разбираемого периода были народная и профессиональная, но преобладающей являлась народная медицина, включающая совокупность средств и приемов народного врачевания, выработанных в результате эмпирического опыта на протяжении тысячелетий. Составной частью народной медицины является народная «педиатрия». Под этим термином понимается совокупность способов ухода за ребенком, приемов печения детей и элементов профилактики детских болезней, накапливаемых веками.
В XVII в. в России создается первый государственный орган управления медицинским делом — Аптекарский приказ. Наиболее ранними медицинскими учреждениями, относящимися к X—XI вв., являются монастырские больницы. В Московской Руси в XVII в. во время военных действий организовались временные военные госпитали. Появились первые частные гражданские больницы. Дети, как правило, в этих больницах не лечились.
Уровень медицинских знаний в этот период представляет синтез отечественной народной медицины и медицины зарубежных стран {Др. Греции, Др. Рима, Арабских халифатов. Зап. Европы и др.).
Опыт народной педиатрии отражен в рукописных лечебниках и травниках в виде дополнений и поправок к основному тексту. В разных лечебниках можно встретить от одной до нескольких глав, касающихся детей. Обычно они имели следующие названия: «О рождении младенческом»; «Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить его ко здравию»; «О млеке и мамке, како выбирать их и коль долго дитя кормити»; «О младенческих болезнях»; «О возрасте человеческом и како подобает кое-гождо врачевати и како по его возрасту коего врачевания подавати и в кую меру».
Сведения о положении детей, об отношении к ним мы находим в различных древних уставах, духовных завещаниях и других документах.
Отношение к детям, забота о них, развитие народной педиатрии во всех странах зависели от условий жизни народа. На Руси, где основная часть населения с древнейших времен перешла к оседлому образу жизни, занималась земледелием, рыболовством, ремеслами, появились условия для многодетной семьи и постепенно стали складываться обычаи ухода за детьми и их лечения.
Помощь грудным и малолетним детям исторически развивалась как составная часть повивального искусства и на протяжении многих столетий сосредоточивалась у представителей народной медицины — повивальных бабок.
Естественно, что специальных сведений по анатомии и физиологии детского организма еще не существовало. Однако мы встречаемся с первой попыткой периодизации детского возраста. С древнейших времен на Руси было принято деление жизни человека на семь степеней: «...младенец, детинец, отроча, юноша, муж, средовечие, старец... Младенец, детинец убо до 7 лет, до исподения зубов, отрок до испущения семени, отроча до обра-дения, юноша до возрастания всего тела совершенно».
Распространенные в народной педиатрии способы ухода за ребенком и приемы лечения детей можно разделить на 3 основные группы; 1) рациональные, способствующие укреплению здоровья ребенка; 2) опасные для жизни и здоровья ребенка; 3) бесполезные, но не приносящие ребенку вреда, обряды и обычаи.
Обычно на Руси роды принимались в бане, но иногда в избе или даже в хлеве. С целью облегчения родов и сохранения плода невредимым совершались различные обряды. Часто вo время родов отмыкали в доме все замки, развязывали все узлы на платье и расплетали косы. Если данные действия были безвредными для роженицы и ребенка, то обычай, распространенный в некоторых местностях, когда муж брал к себе на плечи жену, бегал с нею по избе и тряс ее изо всей мочи, мог принести большой вред как роженице, так и новорожденному.
В бане совершалось первое обмывание ребенка. Как правило, ребенок принимался в чистый «плат». Вокруг рождения ребенка существовало много обрядов, порой просто забавных, когда, например, воду в которой был вымыт мальчик выливали вверх, чтобы рос высоким, а в которой мыли девочку, выливали кругом, чтобы женихов было много. Были и вредные обряды, так в Рязанских селах новорожденного носили в курятник, чтобы раньше вставал. В Новгородских селах новорожденного иногда принимали в грязную рубаху отца, чтобы он любил дитя или в грязное полотенце, чтобы все любили.
По народным воззрениям роды делают роженицу и ребенка не чистыми. Поэтому в некоторых местностях родильницы оставались с ребенком в бане от нескольких дней до б недель, в других на 2-й день возвращались в избу.
В России широко было распространено «ровняние и правление тела» новорожденного, в связи с убеждением повивальных бабок, что будто во время родов все косточки ребенка повреждены. Ровняние проводилось в бане; ребенка парили, натирали маслом и расправляли ему руками голову, туловище, руки, ноги, сопровождая это приговорами. Такие приемы не всегда проходили для ребенка бесследно: он не только страдал от боли, но следствием такого воздействия могли быть внезапная смерть, вывихи, переломы и другие повреждения.
Если ребенок рождался слабым, то повивальные бабки старались возбудить в нем жизненные силы различными способами. Один из них — повитуха ударяла ребенка по ягодицам, растирала тело, дула в уши, темя, рот, нос. При мнимой смерти ребенка бабка в течение часа, и более, качала его на руках, при этом ребенка окуривали, сжигая холщевую тряпку или сучья из помела, стремясь, чтобы дым от сгорания проникал ребенку в нос и рот. В других местностях ребенка качали на решете, опрыскивая его голову и грудь холодной водой. Если это не помогало, то лили на него несколько ковшей воды, окуривали дымом, а затем парили в бане.
В рукописных лечебниках даются советы по гигиене детей только раннего грудного возраста. В лечебнике XVII в. в главе «Како дитя новородившееся беречь и кормить и строить ко здравию» говорится об обработке пуповины, первом туалете ребенка: «дитя обмывши водою теплою, ноздри ему перстом or вороти, а у перста ногти были бы обрезаны, и вычистить в ноздрях легонько. Добро еще того же масла ему в очи пустить... Надо дитя беречь и стеречь от лишнего студена и от лишнего горяча». Рекомендовалось ежедневно или дважды в день мыть ребенка. «...То делать после спанья. То делать зимой и летом водою теплою. В воде не долго держати, но покаместо тело согреется. Как согреется и станет зарумянивать, тогда вынуть воч и береми, чтобы в уши вода не налилась, потому что то слышанию зашкодит. После мытья надобе дитя отереть и согреть пеленицами тонкими, согрев их у огня».
Детей носили обычно вместе с родителями в баню. С одной стороны баня являлась противовесом частым антисанитарным условиям жизни, с другой стороны неумеренное парение детей могло привести к заболеванию ребенка. Обращалось внимание на положение ребенка во время сна: «накрепко того беречь, чтобы составы прямы лежали; шея чтобы не наклонялася, чтоб хребет высоко не поднимался...». Широко было распространено тугое пеленание (повивание детей).
Грудные дети обычно содержались в колыбели. Были распространены висячие колыбели с пологом. В 2 — 3 месяца ребенка сажали на некоторое время в лукошко, ящики или специальные стульчики, так называемые седухи или седульки. В 10—12 месяцев детей ставили на ножки: для обучения ходьбе, также существовали особые аппараты — ходульки.
Общегигиенические советы (чистота тела, одежды, умеренность в питании) и правила воспитания детей школьного возраста сообщаются в древнерусских литературных и педагогических памятниках: «Домострой» {начало XVI в.), «Книга степенная» (1563), «Наставления малым детям» (XVII в.), «Юности честное зерцало» (1717), «Духовный регламент» (Лрокопович, 1721), а также в учебниках-букварях, азбуках, азбуковниках.
Во второй половине XVII в. в Москве вышла книга Епифания Славинецкого «Гражданство обычаев детских», в основе которой лежит сочинение Эразма Роттердамского. Эта книга служила руководством для светского воспитания и, в основном, излагала правила культурного и гигиенического поведения мальчиков. Написана книга в вопросно-ответной форме и делится на следующие основные разделы: о внешности ребенка, об одежде, о поведении в церкви, о поведении при встречах, о поведении в училищах, об играх, о сне или спальне. В книге много внимания уделено опрятности детей: «Глава имать быти чиста, учесана, не засквернена гнидами или вшами», волосы не должны быть «чрез меру долги», не закрывать лба и не «разлагаться» по плечам с тем, чтобы их можно было бы назвать «стриженные или власы мужеские». В книге указывалось на необходимость «радети о чистоте зубов», так как в противном случае они «гниют и диравеют». Далее говорилось об опрятности, простоте и чистоте одежды ребенка, о правилах пользования носовым платком. Выдвигалось требование соблюдать правильную осанку. Большой интерес представляет раздел об играх, которые, по мнению Е. Славинецкого, должны быть отрадой и утешением для утомленных учением детей. Полезными играми признавались лишь те, которые связаны с физическими упражнениями и содействуют развитию организма.
Говоря о здоровье детей, нельзя обойти вопрос о телесных наказаниях. В «Домострое» и других произведениях, посвященных домашнему воспитанию детей, имелись указания о применении телесных наказаний как средстве педагогических воздействий.
В обычае русского народа было кормить ребенка грудью до 1 — 1,5 лет. В лечебнике XVII в. говорится, что «всего лучше и здоровее дитяти, коли прямая мать своим молоком из грудей кормит, потому что молоко прямой матери прирожением дитяти ему потребно». Если у матери не было молока, то в знатные, богатые семьи приглашалась кормилица (мамка), иногда вскармливание ребенка кормилицей проводилось и при наличии молока у матери. Кормилица должна была отвечать следующим требованиям: «Чтобы мамка была здорова и умела бы около его гораздо строити: была бы мамка хорошего лица, в плечах сильна, в грудях широка, чтобы после роду была двух месяцев, а не ранее, чтобы родила сына, чтобы полного тела, а не добре бы тучна и не добре бы худа, чтобы была во обычаях и нравах добра, не гневлива, не жестока, не страшлива, понеже таковые случающие шкодливы суть. Вместе с молоком, которое дитя сосет, обычаи входят. Для того непригоже в мамки принимать глупых и своевольных, но которые прядут, платье моют, шьют и иные работы рукодельные имеют». Далее следуют советы, как установить хорошее ли молоко у кормилицы. Подробно описываются средства, способствующие увеличению лактации. Считалось, что «молоко множит» семена тмина, аниса, пастернака, кардамон, творог, мед кислый и др., рекомендовались полноценная диета, тепловые и раздражающие процедуры на грудь. Имеются, правда единичные, указания о соблюдении кормящей женщиной определенного режима.
Условия жизни бедного населения часто вынуждали вскармливать ребенка искусственно.
Для этого употреблялся коровий рог, у которого был отпилен или просверлен глухой, острый конец, сделана на нем зазубрина и привязан веревкой сосок коровьего вымени. Привязанный коровий сосок иногда не менялся до тех пор, пока не испортится. Также употреблялись так называемые жовки — жеванный хлеб или другие продукты в полотняной тряпочке. Это, как правило, вело к заболеваниям или гибели ребенка.
При отнятии ребенка от груди существовал вредный обычай смазывать грудь горчицей или сажей.
Правилом питания детей старшего возраста была умеренность в пище.
Понятие о причинах детских болезней было крайне примитивным. Причинами считались простуда, ушиб, испуг, сглаз. Даже такая причина как «сглаз» приводила к запрещению посторонним брать детей на руки, целовать их, что ограничивало контакты детей, особенно с больными людьми.
Детские инфекционные заболевания определялись как «поветрие», четкого представления о заразительности не было.
Интересны были взгляды на причины рождения детей с врожденными уродствами. Наряду с реалистическими причинами (падение беременной женщины, заболевание матери) были и фантастические воззрения: от взгляда на страшное; если мать во время беременности наступит на кошку или собаку — у ребенка на спине будет шерсть; если съест яичницу со сковороды — ребенок родится с черными пятнами на теле; если мать в праздник шьет, то дитя с заросшим задним проходом рождается и т. п.
В ряде Лечебников были специальные разделы о детских болезнях, которые разбивались на маленькие главки (до 32), посвященные лечению отдельной болезни, а точнее симптому: о поносе, о кашле и сопении, об одышке, об истечении гноя из ушей, о неспании, о коростах на язычку, о глистах, о выхождении пупа кверху, о камени в пузыре, о косых очах и др. Примечательно, что в некоторых лечебниках дозы лекарств указывались в соответствии с возрастом. Доза, предназначенная 7-летнему ребенку, в 3 раза превышает дозу младенца, 14-летнему — в 5 раз.
В народной медицине того времени имелось великое разнообразие лечебных средств. Были лекарства, которыми мы пользуемся до сих пор. Некоторые из них изучались в XIX в. и была доказана их эффективность. Но многие еще ждут исследователей и возможно могут пополнить арсенал лекарственных современных средств. В Древней Руси применялись растительные, минеральные и органические лекарственные вещества; некоторые из них были привозными. Часто при лечении рациональные приемы сочетались с вредными и бесполезными. Приводим ряд примеров лечения больных детей.
При кашле рекомендовались настой подорожника, солодкового корня, настой из лука, мед, сок из черных лесных улиток. Лучшим средством считалось растопленное свечное сало, которое давали внутрь по чайной ложке или же натирали им грудь и спину ребенка. Применялись и такие средства, которые у современного врача могут вызвать недоумение и улыбку вроде совета для прекращения кашля — лить теплую воду свысока на голову ребенка с полчаса.
Понос большей частью связывали с прорезыванием зубов и потому в большинстве случаев не лечили. Чтобы быстрее прорезывались зубы на шею ребенка на шнурке вешали волчий зуб. Понос, не связанный с прорезыванием зубов, лечили сиропом из черемухи, отваром из полевой гвоздики, настоем сухой черники, чаем из мяты, прикладыванием на живот горячего овса в мешке, песка, золы и т. п.
Для изгнания глистов применяли чеснок, обваренный в молоке, или вообще пищу с чесноком, конопляное масло, цитварное семя, цветы пижмы.
При молочнице смазывали слизистую рта соком черники, сырой моркови, пареной репы, калины, медом. В Сибири было принято «выскребать» молочницу изо рта пальцем или мать, моясь с ребенком в бане, листиком веника или своею косой скребла во рту ребенка. В некоторых местах, брали утку и вкладывали ее клюв в рот ребенка.
В народе под названием сухотка понимали различные степени похудания ребенка. Самую легкую степень называли худобищем. Слабого ребенка купали в теплых ваннах с сухою травою молодой ржи, сорванной весной, также использовались ванны с сенными травами или из талой воды. Тяжелые степени похудания называли «собачьей старостью» и «сухой стенью». Безусловно вредным был прием, когда при таком состоянии ребенка несли в лес, находили раздвоенное дерево, иногда оставляли е нем на 2— 3 суток, где он нередко погибал.
При рождении детей слабыми и маленькими применялось «допекание» их в печи — ребенок помещался в переднюю часть печи. Так, например, В. Ф. Ходасевич в книге «Державин» указывает, что и его героя допекали в печи.
Различные болезни, сопровождаемые судорогами, назывались в народе «родимчик» или «младенческая». Распространенными способами «лечения» были следующие: на голову новорожденного клали послед, мыли голову ребенка материнской мочой или обвязывали смоченною в ней тряпкой. Во время припадка покрывали ребенка венчальным платком матери, зажигали венчальные свечи или жгли перед ним перья, т. е. окуривали. Для предупреждения судорог в люльку клали ножницы, т. к. считалось, что «родимчик» их боится.
При бессоннице ребенка распространенным средством был отвар мака, ,которым поили и в котором его купали. Ребенка носили в курятник, чтобы засыпал вместе с курами, сопровождая это различными заговорами.
Под названием «грыжа» понимали как грыжу, так и другие болезни, сопровождаемые болями в животе. При лечении «грыжи» применялись самые различные средства: поили ромашкой, укропной водой, редечным соком. При коликах лучшим средством считалась соска из черного хлеба с солью или моркови, свеклы, яблок, кренделей, пряников, орехов. В Курске применялся экстравагантный и конечно вредный способ лечения: ловили мышь и давали ей укусить пупок ребенка. Даже 2 —3-х месячным детям ставили на живот стакан (как горшок взрослым). Распространено было и грызение пупка бабкой, сопровождаемое наговорами.
Практически не было различия между такими понятиями как золотуха, гнойчиковые заболевания, различные сыпи. В одних случаях было принято никаких средств не использовать и даже из ложной предосторожности прекращалось и мытье ребенка. В других случаях применялись вполне рациональные способы: повреждения на коже пересыпали толчеными гнилушками старого дерева, корой дуба, картофельным крахмалом, употреблялись мази из чистотела, календулы и других растений. Прикладывались листья лопуха, подорожника, капусты, наружно и внутрь применяли частой черной смородины, одуванчика, череды, калины, черемухи, морковных семян. Для размягчения нарыва использовали лепешки из меда и лука, жеванного хлеба с луком или заячьей шкурки, размягченной в теплом молоке. Часто лечение сопровождалось заговорами. Один из них приводит в своей книге Г. Попов: «Сойди нечистота, отвались, ты скорлупа, в широкое море, сядь ты на дно морское, сядь, не подымайся и к детям не прибивайся». Одним из средств, применяемым практически при всех детских болезнях, было парение в бане.
При возникновении заболеваний оспой или корью, которые не всегда различали, вполне рациональной предупредительной мерой, распространенной в ряде районов России, была вариоляция. Е. А. Покровским, изучавшим народную педиатрию в России описано существовавшее среди матерей поверье: первому заболевшему ребенку надо было послать гостинец от здоровых детей (пирог, оладьи и т. п.) с тем, чтобы и он прислал каждому такой же гостинец и в нем частицу оспенной или другой болезненной материи и эти гостинцы дети немедленно съедали, в надежде, что они не заболеют.
В Киевской и Московской Руси не существовало специальных медицинских учреждений для детей. Но с далекой древности на Руси была забота о детях-сиротах и выражалась она не только в милосердии отдельных личностей, но и в призывах, а иногда и действительных мероприятиях государственных деятелей. Киевский князь Владимир в 996 г. своим Уставом указал монастырям и церквям иметь богадельни и больницы для странствующих, неимущих людей, в том числе и для сирот.
В XI—XVI вв. при некоторых монастырях кроме богаделен для стариков, калек, слепых были приюты, где содержались подкидыши, сироты, которые считались собственностью церквей. В ряде городов при особых кладбищах, где хоронили одиноки» бедных людей, странников, убитых, умерших без церковного напутствия, устраивались «убогие дома» («божьи дома», «скудельницы»). При этих домах был сторож — божедом, которым обязан был давать приют одиноким детям и брать подкидышей.
Из других детских учреждений распространение имели школы, которые также часто организовывались при монастырях. Существовали школы открытого и закрытого (интернатного) типа. Как уже указывалось выше, в школах проводилось и воспитание гигиенических навыков у учеников.
Известен интересный документ 1682 г., который возможна является докладом царю Федору Алексеевичу для будущего указа В нем среди прочих предложений «О развитии наук и художеств в России» говорится о необходимости издания указа об учреждении для детей-сирот и детей-нищих специальных дворов, где бы их обучали грамоте, разным ремеслам, а также, по возможности, фортификации, архитектуре, живописи и т. п. После обучения юноши должны быть вольными людьми. В докладе указывалось, что эта мера помогла бы России иметь в разных ремеслах и науках своих людей, а не выписывать таковых из чужих стран. Осуществление мер, изложенных в документе, в XVII в. не произошло. Но, вероятно, мы вправе рассматривать этот документ как предтечу будущего проекта И. И. Бецкого о воспитательных домах.
На рубеже XVII—XVIII вв. был широко известен Новгородский митрополит Иов, который организовал при монастырях дома призрения для сирот и незаконнорожденных младенцев. Именно деятельность митрополита Иова вызвала ряд Указов Петра I (1712, 1715, 1719, 1724 гг.) о призрении внебрачных детей, обучении их грамоте и различным ремеслам. Выполнения этих приказов практически не было.
Исторические условия развития стран Западной Европы в XV—XVII вв. обусловили более быстрое, чем в России, вступление в следующий этап — истоки педиатрии в научной медицине. В этот период в различных странах выходят книги по педиатрии как компилятивного характера, основанные на трудах древних авторов — Гиппократа, Сорана Эфесского, Ар-Рази, Ибн-Сины и др. (П. Багеллярд, В. Метлингер, К. Рэланс и др.), так и научные: Ф. Глиссона о рахите (1650), Т. Сиденгама о кори и скарлатине (1675), о хорее (1686), Д. Локка о воспитании. Характерно, что многие выдающиеся педагоги были одновременно деятелями в области детской гигиены (Витторино, Я. А. Каменский, Э. Роттердамский).
Большинство из этих сочинений стало известно в России в конце XVII — XVIII "вв., и некоторые из них бесспорно оказали влияние на взгляды педагогов и врачей России, интересовавшихся вопросами здоровья детей.