Отечественные социологические подходы: В.А. Ядов, Ю.А.Клейберг.
Современный отечественный исследователь Ю.А.Клейберг на примере подростковой девиантности раскрывает девиантное поведение через отношение личности к культурным нормам. Отклоняющееся поведение – это спецефический способ изменения социал. норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношеня к ним. Для этого используются слэнг, символика, мода. Девиантные действия подростков выступают как средство достижения значимой цели самоутверждения и разрядки.
18. Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению (концепция В.Франкла, гуманистическая теория К.Роджерса и А.Маслоу, концепция Э.Фрома).
Экзистенциально-гуманистический подход рассматривают личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека. Концепция В.Франкла. В его понимании спецефические человеческие характеристики – это, прежде всего духовность свобода и ответственность. Духовное бытиё человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей (с учетом объективнх обстоятельств его жизни), за что он несёт ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения так ил иначе связаны с дефицитом рассмотренных качеств, т.е. проявлениями бездуховности. Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В.Франкла, является стремление к смыслу. Когда есть фрустратор перед стремлением к смыслу , тогда возникает экзистенциальная фрустрация, её характеристики скука и апатия. Позиция аномальной личности обозначается В.Франклом как фаталистическая. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях, и, следовательно как активного участника своей жизни . Вследствие этого он позволяет различным – природным, социальным и психологическим детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности , опустошенности и тщетности, так называемый экзистенциональный вакуум. Экзистенциональный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых автор использует термин «массовая невротическая триада». Таким образом, Франкл считала отклоняющееся поведение возникает из-за того что люди подавляют свою духовность и уходят от ответственности за поиск смысла.
К.Роджерс. Ключевое место в данной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или Я-концепция – это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течении жизни. Самоактуализация – стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован . Основная преграда коренится в системе условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким то условным идеалам. Нереалистичные искаженные представления о себе, противоречивый опыт внутренний конфликт между потребностью в самореализаи и зависимостью от внешних оценок – все это вызывает проблемное поведение. таким образом важно проявлять эмпатию и безоценочное принятие.
Понятие самоактуализации является также ключевым и для А. Маслоу. Согласно его , человек как целостная система действует в соответствии врожденных потребностях, которые реализуются под влиянием социальных условий. Потребности образуют иерархии от низших к высшим: 1)физиологические потребности2)потребность в безопасности3)потребность в любви и привязанности4)потребность в признании и оценке5)потребность в самоактуализации. Высшие потребности активизируются только когда удовлетворены более низшие. Одной из причин отклоняющегося поведения может выступать блокировка процесса самоактуализации. Это может означать фрустрацию базовых потребностей, индивидуальную фиксацию на потребностях низших уровней, недоразвитие высших потребностей или неблагоприятные соц.условия. Если в силу разных причин нормальная самоактуализация через любовь творчество и любовь невозможна то возникает девиантное поведение. Э. Фромм, считал , что человек стремясь к гармонии с природой вынужден преодолевать экзистенциальные противоречия.(Дихотомия смерти и жизни и тд) Человек не может устранить эти объективные противоречия, но может по разному отреагировать на них Механизмы преодоления чувства одиночества и бессилия: 1)Авторитарный- отказывается от собств.Я от бремени свободы и автономности.2) Механизм бегства- автоматизирующийся конформизм, при котором человек полностью усваивает тип личности, предлагаемый ему социал. шаблоном.3) Деструктивность отчуждение от мира через его разрушение.
19. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения (психоанализ З.Фрейда, А.Фрейд, индивидуальная психология А.Адлера).
Первоначально фрейдовская теория развития личности была биологически обоснована и подчеркивала первичность инстинктивных процессов. Фрейд выделял 2ведущих- инстинкт жизни (либидо)и инстинкт смерти(танатос). Агрессивный инстинкт признавался производным и главным проявлением инстикта смерти, а склонность к агрессии исходной инстинктивной тенденцией. Так же Фрейд выделил в психич. жизни выделил сознательное и бессознательное(то что недоступно для сознания изза подавления, и то, что может легко перемещаться из бессознательного в сознание(предсознательное)). Другим ключ.моментом является введение структуры психич.аппарата. Структурна модель, включает три блока или силы: Ид(примит.желания и импульсы, иррациональные стремления, деятельность ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения в соответствии с принципом удовольствия), Эго(посредник между требованиями Ид и ограничениями среды, функционирует в соответствии с принципом реальности ), Супер-Эго(подавление требований Ид посредством морального влияния эго.) Психолгическое благополучие личности зависит от того насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры.Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого супер-Эго. Суицид.поведене нередко формируется на фоне депрес.состояния, в следствие потери любимого человека. Вместо «норм.»печали переживают меланхолию(деперессия)- обеднение собственного Я. Принимая во внимание психосекс.стадии развития (орал.,анал, фаллич.,генит.)Характер понимался как выражение фиксации на опред.стадии развития, а след-но и поведение человека объяснялось фиксацией. Основная функция супер –эго является защита собств.Я от тревоги, было развито Анной Фрейд. Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивид. стиля борьбы с трудностями. Фактоы влияющие на преобладании защит:врожденый темперамент, природа стрессов пережитых в раннем детстве, защит.стили родителей, отпыт использования защит в жизни.Защит.механизмы: подавление, отрицание, проекция, формирование реакции, регресс, сублимация.Защиты примитивные и зрелые. Вовзрослом возрасте стремление избегать напряжения может проявится в склонности использовать с этой бессознат.целью хим.вещ-ва. Наркоман котррый отрицает проблему и убежденного в ом что он контролирует проблему. Проекция и интроекция лежит в основе садизма, взрывчатости, депрессии.Таким образом использование примитивных механизмов может привести к девиант.поведению. Проблемы личности появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для норм.адаптации. Теория объетных отношений тоже имеет влияние на поведение.Рассматривают как ребенок переживает отношения с родителями,, какие чувства значимых объектов интернализируются им. какие образы родителей продолжают существовать в его бессознательном, влияя на поведение личности в течении всей жизни. Индивидуальная психология А.Адлера.Фактор определяющий развитие индивидуальности это жизненная цель(превосходство над другими). Цель возникает в детстве как реакция на чувство неполноценности, на что влияют дефекты и неправильное воспитание. Два вида преодоления чувства неполноценности:компенсация(уменьшение проявления нарушенных свойств за счет усиленного развития сохранных) и сверх-компенсация(усиленная тренировка нарушенной фуекции).Люди используют различ.способы преодоления ощущения неполноценности, например пытаются подавлять других через насилие. При плохой компенсации возникает комплекс неполноценности. В случае нарушенного поведения комплекс неполноценности сочетается с неадекват.жизнен.установкой и неразвитым соц.чувством. В итоге форм-ся устойчивые негатив.черты личности – нетерпимость, зависть, самомнение подозрительность – определяющие поведение личности, так и её жизненный путь в целом.