Социально-правовой, педагогический, психологический и клинический подходы к классификации поведенческих отклонений.
Социальная норма - совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам. Социальные отклонения могут быть не только негативными, но и позитивными. 2. Группы отклонений Социальные отклонения - это нарушение социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогическиеи социальные. Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Психические отклонения от нормы, прежде всего, связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Педагогические отклонения — такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Социальные отклонения связаны с понятием «Социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др. Поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям: - в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные отклонения; - по значению последствий - негативные и позитивные; - по субъекту - отклонения конкретных лиц, неформальных групп, официальных структур, условных социальных групп. - по объекту – экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.; - по длительности – единовременные и длительные; - по типу нарушаемой нормы – преступность, аморальное поведение, хулиганство, бродяжничество, расизм, геноцид. Под отклоняющимся поведением понимается все, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. 3. Психологические классификации отклоняющегося поведения Трудновоспитуемость ребенка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью ребенка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
8. Психология девиантного поведения, как отрасль междисциплинарных знаний.
Психология девиантного поведения—это междисциплинарная область научного знания, изучающая механизмы возникновения, формирования динамики м и исходов отклоняющегося от разнообразных норм поведения, а так же способы м и методы, коррекции терапии и профилактики. Под девиантным поведением принять понимать: поступок или действие человека не соответствующее официально установленным, или фактически сложившимся в данной общности нормам. (норма стандарты, шаблоны, корпоративная этика).
Социальные явления выраженные в массовых формах чел деятельности не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данной общественной норме.
Предмет изучения психологии девиантного поведения:
1. Ситуационные реакции—если человек демонстрирует неадаптивное поведение. В стрессе научиться ничему нельзя, только после.
2. Психические состояния—агрессивные, аффект, аффектогенные реакции, ярко выраженные эмоции
3. Развитие личности. Много различных девиаций.
В псих словаре: девиантное поведение—это действие несоответствующее официально установленным или фактически сложившееся в данном обществе, нормам и ожиданиям, и приводящим нарушителя, к изоляции лечению, исправлению или наказанию.