Н.И. Пирогов в усадьбе Вишни
Самые счастливые результаты я получил из практики в моей деревне.
Н.И. Пирогов
После отставки с должности попечителя Киевского учебного округа (1861) Н.И. Пирогов поселился в Вишне, в усадьбе, получившей название от речки, вдоль которой тянулись вишневые сады. Усадьба располагалась в живописной местности; с трех сторон ее окружал дубовый и березовый лес, а с четвертой стороны - находился большой пруд В первое время Николай Иванович много внимания уделял приведению в порядок довольно запущенного хозяйства. Особенно любил ухаживать за фруктовым садом и виноградником, занимался также селекцией пшеницы, винограда, роз. В Вишне Н.И. Пирогов жил замкнуто. Только под Новый гол в доме устанавливали елку, на которую приходили крестьянские дети. Вот тут Николай Иванович веселился со всеми от души. Однако ведение хозяйства было не главным занятием Н.И. Пирогова. Дни ученого были заполнены лечебной деятельностью. В деревне он создал первую на Подолии сельскую больницу. Забота о больных всегда у него была на первом плане. В одной из хат-мазанок он оборудовал операционную, которая соединялась с больничным помещением, рассчитанным на 30-40 коек. В 1866 году Николай Иванович построил аптеку, где больные могли покупать себе лекарства; для бедных пациентов лекарства отпускались бесплатно. В усадьбе Н.И. Пирогов выращивал различные лекарственные растения, служившие сырьем при изготовлении многих медицинских препаратов.
К чудесному доктору, изумительному хирургу, как его называли в народе, потянулись вереницы больных со всего юго-западного края, а также из более отдаленных мест - Москвы, Петербурга, Поволжья, Урала. Больные в ожидании приема и операции, а также после хирургического вмешательства, размещались в гостинице и крестьянских хатах, которые представляли собой как бы своеобразный госпиталь. Хорошие результаты лечения в деревенских условиях Н.И. Пирогов объяснял рассредоточением пациентов по крестьянским хатам. Из поколения в поколение передаются рассказы о Н.И. Пирогове, его удивительном даре ставить диагноз и методах лечения. В них действительность и фантастика порой переплетены так, что с уверенностью нельзя сказать, где правда, а где вымысел. В.А. Оппель высказал внешне парадоксальную мысль: "Уход Н.И. Пирогова из профессуры оказался для хирургии выгодным, потому что закончился деревенской
практикой. Вишня - это и Дерпт, и Петербург, я Севастополь, но без рожи, гнойного заражения и пиемии. Вишня - это великое мастерство, искусство хирурга, это примерка и проверка всего того, на что была способна хирургия пироговского времени". Живя я работая в Вишне, Н.И. Пирогов постоянно был в курсе последних достижений мировой медицины.
Жители Винницы с душевной теплотой отзывались о Н.И. Пирогове как о человеке и как о враче. Больным крестьянам ученый часто оказывал материальную помощь: деньгами, вещами, инвентарем, а некоторым дарил корову, вола или лошадь, строил хазу. В1869 году он безвозмездно передал крестьянам сенокосы.
Как врач, Н.И. Пирогов видел связь между нищетой, голодом, невежеством и болезнями. В селе Вишня Н.И. Пирогов строго придерживался определенного распорядка дня, благодаря чему много успевал сделать. Он рано вставал, совершал прогулку верхом на лошади или пешком, после завтрака осматривал оперированных больных и начинал прием пациентов. Почти каждый день Николаю Ивановичу приходилось оперировать, делать перевязки и вести амбулаторный прием. Он лечил ве только хирургические, но и внутренние, инфекционные, кожные, венерические и другие болезни.
Вечера Николай Иванович посвящал чтению специальной литературы, произведений русских и зарубежных классиков. Среди русских поэтов и писателей он особенно любил А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
В Вишне Н.И. Пирогов подготовил ряд фундаментальных трудов, в которых был затронут широкий круг вопросов, касающихся организации работы медицинских учреждений и отдельных их звеньев, эффективности труда медицинского персонала, подготовки, воспитания медицинских и педагогических кадров, привлечения общественности к оказанию медицинской помощи как В период войны, так и в мирное время. Кроме того, он поднимал вопросы больничного строительства, экономики здравоохранения, необходимости проведения противоэпидемических мероприятии* использования статистического метода в медицине. Взгляды ученого на использование статистического метода в клинике и в организации медицинского дела, его критические замечания по этому вопросу сохранили во многом СВОЮ актуальность я в настоящее время. К трудам Н.И. Пирогова, написанных в период 1861-1881 гг. Я обессмертивших его имя, относятся: "Отчет о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе в 1870 году*", "Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей армии в 1972-1871 гг.", "Дневник старого врача", а также "Начала обшей военно-полевой хирургии".
Н.И. пирогов, как ученый и врач расцев рано и ярко, цвел долго и только на закате жизни, в деревне расцвел до конца. Из Вишни Н.И пирогов трижды выезжал за границу: один раз - для руководства молодыми учеными в германии и дважды - на
театры военных действий со специальными поручениями общества красного креста.
Николай Иванович много внимания - уделял развитию земской медицины. Он откликался на обращение к нему Полтавского и пермского земств. в своих ответах Н.И пирогов советует земским медикам не распыляться, а концентрировать усилия важнейших мероприятиях: прививке против оспы, борьбе с дифтерией, сифилисом,проведением просветительской работы среди населения.
После приезда в Вишню 3 мая 1861 года сенат утвердил Н.И пирогова мировым посредником реализации положений манифеста от 19февраля 1861 года в жизнь. Н.И пирогов курировал такие вопросы как контроль за работой землемеров, решение спорных вопросов возникающих между помещиками и крестьянами, введение уставных грамот, оспариванием и др. Несмотря на то, что положение предусматривало выгоды для помещиков, Н.И. Пирогов, как правило, на мировых съездах старался поддерживать требования крестьян. Он принимал строгие меры к должностным лицам за вымогательство, злоупотребление спиртным. Это касалось судей, следователей, волостных старост. Крестьяне почувствовали доброе отношение к ним Н.И. Пирогова. По требованию министра внутренних дел мировые посредники обязаны были, находясь на службе, носить специальные знаки. Н.И. Пирогов это правило нарушал, за что получил замечание. Без огорчений 12 мая 1862 года он ушел с должности мирового посредника.
В апреле 1881 года Н.В. Склифосовский отправился в Вишню для приглашения Николая Ивановича на полувековой юбилей, посвященный его врачебной, научной и общественной деятельности. Н.И. Пирогов принял приглашение и высказал пожелание, чтобы чествование состоялось в Московском университете на совместном заседании хирургического общества. В беседе с Н.В. Склифосовским Н.И. Пирогов разбирая способы радикального лечения грыж, ругал себя за то, что в молодости плохо знал биологию. Он анализировал свои Дерптские неудачи: сорок лет назад он пытался Прирастить к грыжевому отверстию рыбий пузырь, не увидя в этом приеме биологической погрешности.
В Москву Николай Иванович с женой Александрой Антоновной выехал 20 мая; чествование состоялось 24 мая в актовом зале Московского университета, Н.И. Пирогов- один из немногих ученых, который еще при жизни приобрел всеобщее признание как Учитель и наставник. Именно эта его заслуга была отмечена почти во всех юбилейных поздравлениях, которые были подписаны выдающимися русскими и зарубежными учеными. Многие адреса завершались словами: "истекшее 50-летие можно с полным правом назвать пироговским периодом русской медицины". В ответственном выступлении Н.И Пирогов не стал восхвалять прошлое. Юнным, одушевленным и резким голосом он пожелал молодому поколению правды и свободы. печать того времени отметила, что юбилей Н.И Пирогова явился торжеством разума и прогресса.
это была последняя встреча великого ученого со своими коллегами и учеными. Еще зимой у Н.И пирогова появилась болезненная язва язва твердого неба. Через несколько дней, в разговоре с Александрой Антоновной он обронил:"В конце в концов это как будто рак"
Н. И. Пирогов после консультации Н.В. Склифосовского, В.Ф. Грубе и др., а позже Т. Бильрота, поставил себе окончательный диагноз: "...ulcus jris mem. muc. cancerosum serpiginosum"(распространенная раковая язва слизистой оболочки рта.
против такой болезни был бессилен даже сам Н.И. Пирогов.
Глава 11