Внутриутробное развитие плода,и факторы влияющие на его развитие.
Все развитие, начиная от созревания половой клетки (гаметы) до рождения зрелого плода, делят на два периода — период прогенеза и период киматогенеза.
Периоду прогенеза соответствует созревание гамет (яйцеклетки и сперматозоида) до оплодотворения. В этот период возможно возникновение патологии гамет — гаметопатии. Патологии гамет могут стать источником наследственных пороков развития или заболеваний, проявляющихся на разных этапах внутриутробного и внеутробного развития (см. Медикогенетическое консультирование).
Период киматогенеза исчисляется с момента оплодотворения и образования зиготы до родов и делится на три периода.
Первый период — бластогенез — продолжается с момента оплодотворения до 15-го дня беременности, когда идет дробление яйца, заканчивающееся выделением эмбрио- и трофобласта. Патология этого периода называется бластопатией. Она может проявиться в нарушении имплантации (например, внематочная беременность, приращение плаценты), различных тяжелых пороках развития плода, плаценты. Чаще всего бластопатии приводят к выкидышу в первый месяц беременности.
Второй период — эмбриогенез — охватывает отрезок времени с 16-го по 75-й день беременности, когда осуществляетсяосновное формирование органов и образуются амнион и хорион. Патология этого периода называется эмбриопатией. К основным видам эмбриопатий относят врожденные пороки развития, которые охватывают чаще не один орган, а систему или системы органов. Беременность, как правило, заканчивается выкидышем, внутриутробной смертью плода, рождением нежизнеспособного ребенка.
Третий период — фетогенез — продолжается с 76-го по 280-й день, когда идет дифференцировка и созревание тканей плода, а также образование плаценты, заканчивающееся рождением плода. Патология этого периода называется фетопатией. Фетопатии могут быть инфекционными или неинфекционными. Проявляются чаще всего гипотрофией плода или наоборот крупными его размерами (например, диабетическаяфетопатия), а также отставанием созревания различных органов.
Какие же факторы вызывают патологию внутриутробного развития плода в различные периоды?
Среди повреждающих факторов, которые могут действовать на внутриутробное развитие плода, начиная с момента зачатия, можно выделить 5 групп. Это лекарственные препараты, физические факторы внешней среды (радиоактивность, тяжелые металлы), заболевания матери (заболевания внутренних и половых органов), вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), инфекции у матери (краснуха, цитомегало-вирус, вирус герпеса, вирус иммунодефицита человека и др.). Особенно неблагоприятное воздействие этих факторов во время созревания половых клеток родителей, момент оплодотворения и в первые месяцы беременности — у эмбриона и плода возникают тяжелые пороки развития, часто беременность прерывается.
9.Физическое развитие детей.Индивидуальная оценка физического и психического развития.
Для изучения физического развития применяется методика антропометрических обследований. Из множества признаков используют наиболее доступные для выявления, точные и простые: 1) морфологические (соматометрические) показатели: масса тела, длина тела и его частей (рост), окружность грудной клетки; 2) функциональные (физиометрические) показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, спины (становая сила); 3) соматоскопические (описательные) показатели: оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений.
Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития. Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводят массовые обследования детей области или целой республики (региона). Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой"группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Применяются они для индивидуальной оценки физического развития детей только данной местности (региона). Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамичный процесс. Возрастные стандарты помогают своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями-воспитателями различных методов обучения и воспитания детей. Отсутствие знаний о детском организме может привести преподавателя к ошибкам в работе. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей. Оценивают физическое развитие ребенка на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных, соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.