Педиатрия - наука о здоровом и больном ребенке.
Педиатрия - наука о здоровом и больном ребенке.
Педиатрия ("pais" ("paidos") – дитя, ребенок и "iatreia" – лечение) — раздел медицинской науки, который занимается вопросами ухода за больными и здоровыми детьми любого возраста, а также изучением, диагностикой и методами лечения детских болезней.
Здоровье детей - это будущее нации, обеспечение которого возлагается прежде всего на плечи врача-педиатра. Ведь именно детский врач первым встречается с новорожденным, наблюдает ребенка вплоть до совершеннолетия. Без сомнения, качество предоставления медпомощи зависит от уровня образования врача.
Современная педиатрия - динамично развивающийся в научном и практическом плане раздел медицины, представляет для преподавания один из самых трудных медицинских предметов. В тоже время ни у кого не вызывает сомнения, что здоровье детского населения является одним из самих важных элементов экономического, социального и культурного развития нашей страны.
Как следует из названия дисциплины, изначально сфера интересов данного раздела медицины ограничивалась исключительно лечением больных детей и болезнями, характерными для раннего периода жизни ребенка. Но сегодня педиатрия занимается всеми аспектами жизни детей, которые прямо или косвенно касаются их развития и здоровья.
Главной причиной выделения педиатрии в отдельную науку является то, что ребенка нельзя считать просто маленьким человеком и рассматривать вопросы его здоровья по аналогии с взрослыми людьми, упрощая, таким образом, задачи диагностики, профилактики и лечения.
История развития педиатрии складывается из 3 этапов.
1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)
2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.
3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.
1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написанаяХотовицким С.Ф.
Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.
1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.
Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».
Календарь вакцинопрофилактики
Профилактические прививки должны проводиться строго в сроки, установленные Календарем профилактических прививок, совмещая указанные для каждого возраста вакцины.При его нарушении допускается одновременное проведение и других прививок отдельными шприцами в разные участки тела, для проведения последующих прививок минимальный интервал составляет четыре недели медицине Во избежание контаминации недопустимо совмещение в один день прививки против туберкулеза с другими парентеральными манипуляциями.Введение гамма-глобулинов проводится в соответствии с инструкциями по их применению.
Противопоказания:Все вакцины-Сильная реакция или осложнение на предыдущую дозу*, среднетяжелое, тяжелое заболевание.Все живые вакцины-Иммунодефицитное состояние (первичное), иммуносупрессия, злокачественные новообразования, беременность.БЦЖ – вакцина-Вес ребенка менее 2000 г, келлоидный рубец после предыдущей дозы.ОПВ (оральная полиомиелитная вакцина) Иммунодефицит (в т.ч. инфицированность ВИЧ); домашний контакт с больным иммунодефицитом (в т.ч. ВИЧ); длительная иммуносупрессивная терапия.
Ложные (относительные) противопоказания к проведению профилактических прививок:
Недоношенность, Сепсис, болезнь гиалиновых мембран, Гемолитическая болезнь новорожденных, Осложнения после вакцинации в семье, Аллергия в семье, Эпилепсия, Внезапная смерть в семье.
Естественное вскармливание.
Естественное вскармливание – это питание детей грудного возраста материнским молоком с введением прикорма с 5-го месяца. При этом содержание материнского молока в суточном рационе должно составлять не менее 4/5. Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, его преимущества несомненны, так как по своей структуре материнское молоко приближается к составу тканей.
Затруднения при естественном вскармливании
Основные затруднения при естественном вскармливании могут быть со стороны как матери, так и ребенка. Наиболее частое затруднение — замедленное появление молока. Срок появления адекватного лактопоэза (3—5-й день) может увеличиться до 15—20-го дня от родов. Такие состояния трудно дифференцировать с первичнойгипогалактией и семейной алактией. На практике все случаи недостаточного образования молока относят к отсроченному галактопоэзу и принимают меры к его ускоренному формированию. Для этого применяют частое (до 12 раз) кормление ребенка с докормом донорским молоком. По мере увеличения молокоотдачи докорм уменьшают и нормализуют режим кормления.
Наоборот, при бурном нарастании лактопоэза возможно нагрубание молочных желез, развитие лактостаза, мастита. В этих случаях перед кормлением для ослабления напряжения молочных желез и лучшего захватывания ребенком соска рекомендуется сцедить некоторое количество молока и после кормления как можно полнее сцедить остатки молока.
При неправильной форме сосков (малые, инфантильные, плоские, втянутые) используют в начале кормления накладку, а затем ребенок сам приспосабливается сосать грудь.
Ссадины и трещины сосков появляются в первую неделю лактации, вызывают резкую болезненность у матери при кормлении ребенка; при их инфицировании может возникнуть мастит. Причины появления ссадин и трещин сосков различны: аномалии сосков, травматизация их при кормлении, несоблюдение гигиенических норм. В этих случаях ребенка кормят через насадку, применяют дезинфицирующие, способствующие эпителизации средства (мази с витамином А, сок каланхоэ или подорожника, растворы и мази с фурацилином, антибиотиками, анаболическими гормонами). Профилактика заключается в гигиеническом уходе за молочной железой, правильном прикладывании ребенка к груди, ненасильственном отнятии от груди.
При избыточномлактопоэзе, во-первых, рекомендуют прикладывать ребенка в одно кормление к обеим грудям до полного насыщения, во-вторых, производят неполное сцеживание оставшегося молока для сохранения остаточного молока. Последнее является естественным механизмом снижения молокопродукции.
Мастит — воспаление молочной железы — развивается обычно на фоне нагрубания молочных желез, например на фоне лактостаза, или в связи с инфицированием трещин и ссадин сосков. Мастит может быть асептическим и гнойным. Профилактика заключается прежде всего в соблюдении правил личной гигиены женщины при прикладывании ребенка к груди, предотвращении лактостаза, ссадин и трещин сосков.
Галакторея — самопроизвольное выделение молока из груди во время кормления другой грудью или истечение молока из обеих грудей в перерывах между кормлениями.
В этих случаях применяют меры защиты кожи от постоянного раздражения выделяющимся молоком (повязки из впитывающего материала, частая их смена, лигнин и мази).
Частым затруднением при естественном вскармливании является гипогалактия — пониженная секреторная способность молочных желез. Ее надо отличать от замедленного появления молока, нарушений вскармливания (нарушения питания матери, «ленивые» сосуны), временных уменьшений молокоотдачи — лактазионные кризы. Существуют объективные признаки нехватки молока. Главным из них является динамика нарастания массы.
Затруднения при кормлении ребенка грудью могут быть связаны со слабой сосательной активностью детей («ленивые» сосуны). Это бывает прежде всего у недоношенных, «незрелых» детей, перенесших родовую травму. В некоторых родильных домах продолжают давать новорожденным 5%-й раствор глюкозы для питья. В последующем это может привести к затруднениям при естественном вскармливании.
Противопоказания к естественному вскармливанию ребенка
Существуют абсолютные и относительные противопоказания к естественному вскармливанию ребенка как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
Абсолютными противопоказаниями к первому прикладыванию ребенка к груди являются тяжелые формы перинатального поражения ЦНС (нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния), синдром дыхательных расстройств (дистресс-синдром). Таких детей кормят сцеженным молоком. При гемолитической болезни новорожденных кормят сцеженным донорским молоком. Глубоко недоношенных детей при отсутствии глотательного и сосательного рефлексов кормят через зонд сцеженным молоком.
Абсолютными противопоказаниями к вскармливанию ребенка молоком являются врожденные заболевания обмена веществ: галактоземия, фенилкетонурия, болезнь «моча с запахом кленового сиропа».
Не рекомендуется кормить ребенка грудью, если мать страдает заболеванием в стадии декомпенсации (заболевания почек, сердца, крови, базедова болезнь и др.), злокачественными новообразованиями, острым психическим расстройством. В таких случаях рекомендуется кормить детей донорским молоком.
Многие заболевания матери являются относительными противопоказаниями к кормлению грудью, чаще всего они временные.
При острых формах туберкулеза с бацилловыделением у матери, при сифилисе с заражением матери на 6—7 месяце беременности, при особо опасных инфекциях (оспа, сибирская язва) ребенка не кормят молоком матери. При кори и ветряной оспе у матери ребенка можно кормить грудью при условии введения ему Y-глобулина.
При тифах, хроническом гепатите, дизентерии, сальмонеллезе, ВИЧ-инфекции ребенка кормят сцеженным стерилизованным материнским молоком. При ОРВИ, ангинах, бронхите, пневмонии естественное кормление ребенка прерывают лишь на время острого периода заболевания матери. В таком случае молоко сцеживают и дают ребенку. После улучшения состояния матери ребенка вновь начинают прикладывать к груди при ограничении времени контакта и использовании матерью маски.
Противопоказанием к кормлению ребенка грудным молоком является использование матерью лекарственных средств, выделяемых с молоком. Перечень таких препаратов весьма широк. Современная фармацевтическая промышленность обязательно указывает противопоказания к назначению того или иного препарата кормящим матерям.
Исскуственное вскармливание
Искусственное вскармливание – это вскармливание ребёнка первых месяцев жизни молоком животных или растений (соевое, миндальное) при дефиците грудного молока, составляющем 4/5 и более от суточного рациона.
Принципы искусственного вскармливания:Частота кормлений при назначении адаптированных смесей может быть такая же, как .при .естественном вскармливании, при назначении неадаптированных – количество кормлений уменьшается на 1 и можно с 3-4-х месяцев перейти на 5-ти разовое кормление.Объемы питания при искусственном вскармливании рассчитываются также, как при естественном (объемы зависят не от вида вскармливания, а от возможностей желудочно-кишечного тракта).Прикорм вводится в те же сроки, что и при естественном вскармливании.Повышается потребность в белке при питании неадаптированными смесями до 4-4,5 г/кг, при получении адаптированных смесей количество белка – как при естественном.Калораж повышается на 10% при использовании неадаптированных смесей.Поощряется любая попытка перехода к смешанному и естественному вскармливанию.
Адаптированная молочная смесь (АМС) – пищевой продукт в жидкой или порошкообразной форме, изготовленный на основе коровьего молока, молока других сельскохозяйственных животных, предназначенный для использования качестве заменителя женского молока и максимально приближенный к нему по химическому составу с целью удовлетворения физиологических потребностей детей первого года жизни в пищевых веществах и энергии. Содержание белка, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в смесях должно соответствовать отечественным и международным стандартам для адаптированных молочных смесей. Существует современная классификация детских адаптированных молочных смесей (рис. 1). В основном это касается деления смесей в зависимости от возраста детей на «начальные» (от 0 до 6 мес.), «последующие» (от 6 до 12 месяцев) и для детей от 0 до 12 месяцев.
18.гипогалактия
Под гипогалактией понимают снижение функций молочных желез, проявляющееся в виде нарушений процессов выработки молока, поддержания лактации после ее начала, молокоотдачи и в сокращении общей продолжительности лактационного периода (менее 5 месяцев).
ипогалактия может быть ранней, когда нехватка молока возникает у женщины в течение 10 дней после родоразрешения, и поздней, когда недостаток выявляется несколько позднее данного срока. Также она может быть первичной (истиной) и вторичной, а также ложной (когда мамочке только кажется, что ребенку не хватает молока).
Первичная гипогалактия наблюдается редко (всего 2,8-8%) и выражается в нехватке молока у матери с первых дней лактационного периода. Часто развивается на фоне нейрогормональных нарушений, нарушений роста и развития молочных желез. Гипогалактия на фоне общего недоразвития молочных желез встречается в 20% случаев. Подобное состояние может развиваться вследствие кровотечения после родов, тяжелых токсикозов в 3 триместре беременности, послеродовых инфекций и травматических операций во время родов.
В основном возникает вторичная гипогалактия и развивается из-за воздействия каких-либо неблагоприятных факторов, среди которых трещины сосков, маститы, заболевания во время беременности (эпилепсия, туберкулез, ангина, грипп и т.д.). Чаще наблюдается вторичная гипогалактия, при которой с началом лактации у матери наблюдается достаточное количество молока, но постепенно уровень его выработки снижается или сохраняется на уровне, не удовлетворяющем потребности растущего малыша. Состояние, при котором у матери после родов совсем нет молока, называют агалактия.
Лечение данного состояния начинают, прежде всего, с того, что переводят малыша на более частое кормление грудью (поочередное прикладывание к груди каждые 1,5-2 часа).
В период кормления грудью женщина должна есть чаще, перед самым кормлением выпивать стакан жидкости. Питание должно быть разнообразным, насыщенными витаминами и микроэлементами. В первый месяц после родов женщине нельзя ограничивать себя в еде и питье, делать это по потребности, но при этом не забывать о границах разумного. Предпочтение следует отдавать блюдам, приготовленным на пару, тушеным, отварным. Ничего острого, маринованного, копченого, консервированного и жирного. Чрезмерное употребление жира может повысить жирность грудного молока, что не принесет пользы малышу.
Необходимая суточная норма продуктов для женщины в период лактации (примерные показатели):
Белоксодержащие продукты – по 100 г и более рыбы и мяса, 1 яйцо.
Молоко и кисломолочные продукты (до 1 л).
Овощи и фрукты в свежем виде.
Сметана, сливочное и растительное масло – небольшое количество.
Мёд или варенье (немного) – при отсутствии аллергии у малыша.
Педиатрия - наука о здоровом и больном ребенке.
Педиатрия ("pais" ("paidos") – дитя, ребенок и "iatreia" – лечение) — раздел медицинской науки, который занимается вопросами ухода за больными и здоровыми детьми любого возраста, а также изучением, диагностикой и методами лечения детских болезней.
Здоровье детей - это будущее нации, обеспечение которого возлагается прежде всего на плечи врача-педиатра. Ведь именно детский врач первым встречается с новорожденным, наблюдает ребенка вплоть до совершеннолетия. Без сомнения, качество предоставления медпомощи зависит от уровня образования врача.
Современная педиатрия - динамично развивающийся в научном и практическом плане раздел медицины, представляет для преподавания один из самых трудных медицинских предметов. В тоже время ни у кого не вызывает сомнения, что здоровье детского населения является одним из самих важных элементов экономического, социального и культурного развития нашей страны.
Как следует из названия дисциплины, изначально сфера интересов данного раздела медицины ограничивалась исключительно лечением больных детей и болезнями, характерными для раннего периода жизни ребенка. Но сегодня педиатрия занимается всеми аспектами жизни детей, которые прямо или косвенно касаются их развития и здоровья.
Главной причиной выделения педиатрии в отдельную науку является то, что ребенка нельзя считать просто маленьким человеком и рассматривать вопросы его здоровья по аналогии с взрослыми людьми, упрощая, таким образом, задачи диагностики, профилактики и лечения.
История развития педиатрии складывается из 3 этапов.
1 этап связан с Гиппократом, Цельсом, Галеном. Первые писания о природе ребенка. В эпоху Средневековья открыты сиротские приюты(первый открыт в 787 г.)
2 этап, были созданы казенные воспитательные дома, детские приюты — 1638,1707 гг. 1650г.-научный труд о рахите. 1764г.-первое руководство по педиатрии.
3 этап, педиатрия рассматривалась как наука. 1802 г.- первая детская больница в Париже. 1834г.- первая десткая больница в России. 1842г.- первая детская больница в Москве.
1847г.- первое русское руководство по педиатрии «педиатрика», написанаяХотовицким С.Ф.
Хотовицкий Степан Фомич — первый русский педиатр, сформировал право педиатрии на самостоятельное существование. Организовал первый систематизированный курс по педиатрии в России.
1865г.- первая кафедра педиатрии в России, Фловинский Василий Маркович в Петербурге.
Ним Федорович Филатов — отец клинической педиатрии, ее основатель. Написал «Семиотика и диагностика детских болезней», «Семиотика и диагностика инфекционных болезней», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции».