Определение размеров большого родничка
Цель: оценить физическое развитие.
Показания: контроль за изменением размеров родничка.
Противопоказания:нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента или прозрачная линейка;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Техника безопасности: не оставлять ребёнка на пеленальном столе без присмотра.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Познакомить маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
3. Обработать сантиметровую ленту (линейку) с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий |
Выполнение манипуляции | |
Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка в области большого родничка и измерить расстояние от стороны к стороне | Углы большого родничка переходят в швы черепа, поэтому возможно искажение результатов Обеспечение достоверности результатов исследования |
Завершение манипуляции | |
1. Записать результат | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Измерение окружности грудной клетки
Цель: оценить физическое развитие.
Показания:- контроль физического развития детей;
- определение соотношения окружностей головы и груди.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
— сантиметровая лента;
— 70% этиловый спирт, марлевая салфетка;
— ручка, бумага.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребёнку цель и ход исследования, получить согласие мамы | Обеспечение права ребенка / родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4Уложить или усадить ребенка | Создание комфортных условий ребенку |
Выполнение манипуляции | |
Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам: а) сзади - нижние углы лопаток; б) спереди - нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста - верхний край 4 ребра над молочными железами) Определить показатели окружности головы | Достижение достоверности результатов исследования |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результат | Обеспечение преемственности в передаче информации |
2.Сообщить результат ребенку/ маме | Обеспечение права на информацию |
Измерение температуры тела в паховой складке
и в подмышечной области
Цель: определить температуру тела ребенка; определить периоды лихорадки.
Показания:плановое измерение температуры тела ребёнка; у лихорадящих больных– по назначению врача.
Противопоказания: - опрелости;
- воспалительные процессы на коже.
Оснащение:
— медицинский максимальный термометр;
— часы;
— марлевые салфетки — (2 шт.);
— лоток с дезраствором;
— температурный лист, ручка.
Техника безопасности: во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
В случае нарушения целостности резервуара со ртутью действовать согласно инструкциям.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме / ребенку цель и ход проведения процедуры | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35оС | Обеспечение достоверности результата измерения |
5. Осмотреть паховую (подмышечную) область | Исключение повреждений кожи |
Выполнение манипуляции | |
1.Протереть насухо салфеткой область, используемую для термометрии | Влага охлаждает ртуть |
2.Поместить ртутный резервуар термометра в паховую (подмышечную) область так, чтобы он полностью охватывался кожной складкой и не соприкасался с бельем | Обеспечение условий для получения достоверного результата |
3.Фиксировать ногу ребенка (нога несколько согнута в тазобедренном суставе) или руку (плечо прижать к грудной клетке) | Смещение термометра искажает результат измерения |
4.Засечь время и через 10 минут извлечь термометр и определить его показания | Оценка полученных данных |
Завершение манипуляции | |
1.Сообщить маме / ребенку результат термометрии | Обеспечение права на информацию |
2.Зафиксировать температуру в температурном листе. Примечание: а) каждая клеточка температурного листа соответствует 0,2оС; б) точку, фиксирующую температуру, необходимо ставить в центре, а не по краям клеточки | Документирование результатов термометрии |
3.Термометр встряхнуть так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | Подготовка термометра к последующему измерению |
4.Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | Обеспечение инфекционной безопасности |
5.Вытащить термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | Подготовка к последующему использованию |
6. Поместить термометр в футляр | Обеспечение сохранности термометра |
Примечание: в настоящее время широко используются электронные термометры, термометры-соски, накладные пластинки.
Измерение температуры тела в прямой кишке
Цель: определить температуру тела.
Показания: невозможность определения температуры тела на коже.
Противопоказания: различные заболевания прямой кишки.
Оснащение:
— медицинский термометр (детский);
— часы;
— марлевые салфетки;
— лоток с дезраствором;
— температурный лист, ручка;
— вазелиновое масло.
Необходимое условие: перед измерением температуры сделать ребенку очистительную клизму.
Техника безопасности:во время проведения термометрии не оставлять ребёнка без присмотра.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1.Объяснить маме ход процедуры | Обеспечение права на информацию, осознанное участие в процедуре |
2.Подготовить необходимое оснащение | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Достать термометр из футляра, встряхнуть его и добиться, чтобы столбик ртути опустился ниже отметки 35°С | Обеспечение достоверности результата измерения |
5.Смазать термометр методом полива вазелиновым маслом | Облегчает введение термометра в прямую кишку |
Выполнение манипуляции | |
1.Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу Примечание: ребенка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | Учет анатомической особенности расположения сигмовидной и прямой кишки |
2. Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении | Обеспечение выполнения процедуры |
3.Осторожно ввести термометр в анальное отверстие и продвинуть его в прямую кишку на 1/2 его длины, направляя его сначала к пупку, а затем преодолев сфинктеры, параллельно копчику | Учет анатомических изгибов прямой кишки |
4.Сжать ягодицы ребенка левой рукой | Фиксация термометра |
5.Засечь время - 3-5 минут | Время, необходимое для получения достоверного результата |
6. Извлечь термометр через салфетку и определить его показания | Обеспечение инфекционной безопасности |
Завершение манипуляции | |
1.Сообщить маме/ребенку результат термометрии | Обеспечение права на информацию |
2.Записать результат в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
3.Помыть термометр под проточной водой с мылом | Механическое очищение термометра |
4. Встряхнуть термометр так, чтобы ртутный столбик опустился в резервуар | Подготовка термометра к последующему измерению |
5. Полностью погрузить термометр в лоток с дезраствором (длительность дезинфекции зависит от используемого дезраствора) | Обеспечение инфекционной безопасности |
6. Вынуть термометр, промыть под проточной водой и вытереть насухо салфеткой | Подготовка к последующему использованию |
7. Поместить термометр в футляр | Обеспечение сохранности термометра |
8. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Исследование пульса
Цель: определить основные характеристики пульса (ритм, частоту, напряжение) для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей.
Показания: назначения врача.
Противопоказания: нет.
Оснащение:
- часы или секундомер,
- ручка,
- температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения | Психологическая подготовка, осознанное участие в исследовании |
2.Обеспечить спокойную обстановку | Пульс у детей очень лабильный (возрастные особенности); беспокойство, крик способствуют учащению пульса |
3.Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4.Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу» | Обеспечение достоверности результата |
Выполнение манипуляции | |
1.Слегка прижать 2,3,4-м пальцами лучевую артерию (1-й палец находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяют на височной артерии, а у детей старше 2-х лет - на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят 2 и 3-м пальцами. | Эти крупные сосуды близко расположены, их можно прижать к кости. |
2.Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту | Обеспечение достоверности результата, т.к. пульс у детей аритмичный |
3. Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить напряжение пульса Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии - напряжение хорошее, если полностью прекращается - напряжение слабое, если пульсация не ослабевает - пульс напряженный | Обеспечение точности оценки напряжения пульса |
Завершение манипуляции | |
1.Записать результаты исследования в температурный лист | Документирование результатов исследования Обеспечение преемственности |
2. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: детям грудного возраста можно подсчитывать пульс на височной, сонной и бедренной артерии, а также на большом родничке. Частоту сердечных сокращений можно подсчитать с помощью фонендоскопа.