Близорукость и другие нарушения зрения, причины и его профилактика.
Близорукость(миопия) – особенность заключ-ся: лучи света фокусируются перед сетчаткой, при этом хорошая острота зрения возможна только вблизи; удаленные предметы видны как бы в тумане. Развитие близорукости: 1)наследственная предрасположенность; 2)несоответствие между аккомодационной способностью глаза и зрител-й нагрузкой при работе на близком расстоянии; 3)ослабление прочностных св-в склеральной оболочки глаза под влиянием внутриглазного давления. Причины: повышенная зрител -я нагрузка, неблагоприятные гигиен-ие условия зрител-й работы, общие заболевания, недостаточное физ-ое развитие, гиподинамия.
Эмметропия(нормальная рефракция) - самая высокая острота зрения.
Дальнозоркость - лучи света фокусируются за сетчаткой. Окружающие, близкие предметы кажутся расплывчатыми, неконтрастными. У предшкольников наблюд-ся дальнозоркость.
Бинокулярное зрение – зрительные образы каждого глаза преобразуются в одно зрительное ощущение, обеспечивая пространственное, глубинное зрение. Нарушение б.з наблюд-ся при косоглазии, амблиопии (снижение абсол-й остроты зрения 1-го глаза), анизометрии (разная рефракция глаз).
Косоглазие возник-т при неправил-м рождении или нарушенном в строении оптич-й системы 1-го или обоих глаз. При этом б.з.наруш-ся, предметы перед глазами нач-т расплываться, двоиться. Надо следить, чтобы выписанные очки дети носили постоянно; закрыть спец-й наклейкой здоровый глаз, чтобы избежать его косоглазия.
Профилактика близорукости и др.нарушений – физ-ая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спортивные занятия, утренняя гигиенич-я гимнастика, гимнастика для глаз, закаливающие процедуры.
42.Причины и признаки нарушения цветового ощущения (врожденные и приобретенные расстройства).
Формирование цветового зрения у детей раннего и дошкольного возраста происх-т поэтапно – цветоощущение красного цвета к 1г2мес, к зеленому – от 1г4мес до 1г6мес, к синему – к1г6мес -1г8мес. Для развития цветоощущения с раннего возраста надо давать детям игрушки, окрашенные в яркие красные, зеленые и синие цвета. Все нарушения цветового зрения(дальтонизм) делятся на 1) врожденные – передаются по наследству и сохран-ся в течение все жизни, наруш-ся восприятия красного и зеленого цветов; и 2)приобретенные – нарушения восприятия синего и желтого цветов; это тип нарушения появл-ся в резул-те заболеваний: неврита, атрофии зрител-го нерва, катаракты, опухоли головного мозга, энцефалопатии). Во время занятий реб-к может путать цвета, что люди могут принимать за невнимание или шалость; таким детям делают замечания, снижают оценки за работу, наказывают, и все это может отразится на нервной системе реб-ка, повлиять на его дальнейшее развитие и поведение.
43.Гигиенические требования к естественному освещению и цветовому оформлению доу.
Площадь застекленной поверхности окон в доу = 100лк(мин допустимая норма освещения). Для игровых и групповых помещений принята норма СК (световой коэффициент) 1:4, в сельской местности СК 1:5, 1:6. Для обеспечения достаточной освещенности отдаленных от окон мест опред-т коэффициент заглубленности = 1:2, т.е глубина помещения не должна превышать двойную высоту верхнего края окна над полом. Если глубина комнаты = 6м, то верхний край окна должен быть поднят на 3 м от пола. Коэффициент естественного освещения в основных помещения доу не должен быть менее 1.5%. Прохождению света в помещение не должны мешать цветы, кот-ые могут поглощать до 25-30% света, посторонние предметы, шторы(допустимы только узкие занавезки, ими пользу-ся чтобы ограничить проникновение прямых солнеч-х лучей в комнату). Недостаток света неблагоприятное сказыв-ся на самочувствие реб-ка, состоянии его зрения.
Создание оптимальной цв.среды снижает общее и зрительное утомление, способ-т улучшению освещенности помещений, оказыв-т полож-ое влияние на эмоц-ое состояние детей. Все цвета деляться на хроматические(от красного до фиолет-го) и ахроматические(белый, серый черный) цвета. Светлые оттенки увелич-т освещенност помещений, вызы-т ощущение легкости и увелич-ия объема помещений. Темные оттенки выз-т гнетущее впечатление, способ-т возник-ию общего утомления, оказ-т отриц-ое воздействие на эмоц-ую сферу реб-ка.
3 группы цветов: 1)оптимальная – желтые голубые, зелено-голубые, белые, серые цвета – эти цвета могут использ-ся для окраски приемной, раздевальной, групповых комнатах, в спорт.зале, цвет штор, мебели). 2)субоптимальные – красные, оранжевые, желтые, голубые, синие, фиолетовые, пурпурные, серые – эти цвета использ-ся при создании отдел-х элементов интерьера помещений. 3)предупреждающие – черный флуоресцентные цвета – цвет маркировки мебели, ограждений, электрощитов.
44.Гигиенически требования к искусственному освещению.
Если недостаточно естеств-го света, использ-т искусств-ые источники – это люминесцентные лампы и лампы накаливания. Наиболее благоприятно для освещения помещений люминесцентное освещение, в нем отсутствует влияния на микроклимат помещения; высокая светоотдача, экономичность, равномерность распределения светового потока.
В групповых помещениях искусств-я освещенность должна быть не менее 300 лк, в раздевальной не менее 200 лк в спальнях и спорт.зале не менее 75 лк, в туалтеной – 75 лк, буфетной – 2—лк, в кабинете врача – 300лк, в изоляторе – 200 лк. В качетсве источника света в помещениях для занятий с компьютерами исполь-т лампы типа ЛБ(белого цвета), светильники серии ЛПО36 с зеркализованными решетками. При использовании ламп накаливания рекоменд-ся уровень освещенности не ниже 150 лк. Не следует использ-ть в 1-м помещение люминесцентные лампы и лампы накаливания одновременно. Для поддержания хорошей освещенности в помещнии важно содерж-ть в чистоте стекла окон, ламе. Чистку оконных стекол следует производить не реже 2 раза в глод, осветит-й арматуры и светильников не реже 2 раза в год.