Кормление новорожденного через зонд.

Оснащение: резиновые перчатки; маска; молоко, подогретое до температуры 37-38°С; стерильный желудочный катетер; зажим; стерильный шприц 20 мл; лоток для оснащения; электроотсос или резиновая груша.

1. Объяснить маме цель и ход проведения предстоящей процедуры.

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Надеть косынку, маску.

4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.

6. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку.

7. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой.

8. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх.

9. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком.

10. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда).

11. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение.

12. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см со стороны шприца.

13. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки.

14. Правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см от слепого конца, смочить его в молоке.

15. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.д.).

16. Добавить в шприц молоко.

17. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения
шприца) ввести молоко в желудок младенца.

18. При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку.

19. Зажать катетер большим и указательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3см от ротовой полости и быстрым движением извлечь его через салфетку.

20. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом

21. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

22. Использованный инструментарий поместить в дезраствор.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Промежуточная аттестация

по учебной дисциплине:

«Сестринское дело в педиатрии»

По специальности 060501 «Сестринское дело»-51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки)

Курс 5 семестр

Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 32   «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 ­­­_________ А.В. Смирнова «__»_________2011г.

1. Ринит — воспаление слизистой носовой полости. В клинической картине на первый план выступают сим­птомы нарушения дыхания, что затрудняет кормление грудью. Недоедание приводит к нарушению сна, беспо­койству, потере массы тела. Отекание слизи по задней стенке глотки вызывает кашель, усиливающийся при дыхании через рот. Наиболее часто кашель проявляется ночью.

У детей старшего возраста вначале появляются ощущение сухости, жжение в носу и носоглотке, за­труднение носового дыхания, слезотечение, головная боль. Снижается обоняние. Голос принимает гнуса­вый оттенок. Через несколько часов появляется се-розно-водянистое, затем более густое слизистое отде­ляемое. Выделения вызывают раздражение кожи пред­дверия носа.

Симптомы интоксикации, как правило, выражены умеренно. Ринит практически всегда бывает ринофарингитом, т. е. в процесс вовлекается глотка.

Фарингит

Фарингит — это воспалительный процесс, лока­лизованный в глотке. При фарингите характерны жа­лобы детей старшего возраста на «першение в горле» (чувство зуда, инородного тела), сухой, навязчивый ка­шель («дерет горло»). При объективном обследова­нии выявляется гиперемия и «зернистость» (гиперт­рофия глоточной лимфоидной ткани) задней стенки глотки. Воспалительный процесс в носоглотке часто приводит к развитию острого среднего отита у ма­леньких детей. Инфекция попадает в среднее ухо че­рез короткую и широкую евстахиевую трубу. При этом определяется положительный козелковый или трагусимптом.

Задача

У ребенка нарушены потребности: адекватное питание (не соответствует возрасту ребенка), сон (беспокойный), поддержание безопасности окружающей среды (не соблюдаются правила ухода за ребенком, принципы рационального режима дня).

Настоящие - раздражительность, плаксивость, плохой сон, потливость, изменения со стороны костной системы не соответствующее возрасту питание, дефицит знаний; потенциальные - задержка психомоторного развития снижение сопротивляемости к инфекции, прогрессирование изменений со стороны других органов и систем, риск возникновения неотложных состояний (судорожный синдром, D-витаминная интоксикация).

2.Профилактика:

Неспецифическая дородовая (антенатальная) профилактика:

♦ соблюдение беременной женщиной режима дня, достаточ­ное пребывание на свежем воздухе в светлое время дня;

♦ рациональное питание, обогащенное витаминами;

♦ предупреждение развития преждевременных родов;

♦ ежедневный прием поливитаминов;

♦проведение курсов УФО в зимний и весенний периоды года. Неспецифическая профилактика после родов (постнатальная):

♦ рациональное питание кормящей матери с ежедневным приемом поливитаминов;

♦ соблюдение режима дня и правил ухода за ребенком;

♦ организация ежедневных прогулок в светлое время дня, ле­том - в «кружевной» тени деревьев;

♦ максимально длительное сохранение грудного вскармливания;

♦ правильная организация смешанного и искусственном! вскармливания;

♦ своевременное введение корригирующих добавок и при кормов в пищевой рацион ребенка при всех видах вскармливания;

♦ регулярное проведение ребенку закаливающих процедур, гимнастики, массажа.

Специфическая профилактика:

♦ с 3-4-недельного возраста всем доношенным детям, нахо­дящимся на грудном вскармливании, назначается масля­ный раствор эргокальциферола в суточной дозе 400-500 ME в течение первого года жизни в осенне-зимний и весен­ний периоды;

♦ детям, находящимся на искусственном вскармливании, профилактическая доза назначается с учетом дозы витами­на D, содержащейся в адаптированной молочной смеси (до суточной дозы - 500 ME);

♦ для специфической профилактики можно использовать и другой способ: курс УФО - 10-15 сеансов в осенне-зимнее время, а между курсами - масляный раствор витамина D.

С июня по сентябрь, в связи с достаточной инсоляцией, специ­фическая профилактика витамином D не проводится.

Манипуляция

I. Подготовка к процедуре

1.Уточнить у пациента понимание цели и хода предстоящей процедуры и получить его согласие.

В случае не информированности пациента уточнить у врача дальнейшую практику.

2.Вымыть руки.

3.Проверить пригодность горчичников: горчица не должна осыпаться и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанным по другим технологиям, например, пакетированная горчица, этот пункт исключается.

4.Налить в лоток горячую (40-45оС) воду.

5.Опустить изголовье кровати. Помочь пациенту лечь на живот (при постановке горчичников на спину) и попросить его обхватить руками подушку (голова повёрнута в сторону).

II. Выполнение процедуры

6.Погрузить горчичники в горячую воду, дать ей стечь. Плотно приложить к коже стороной покрытой горчицей.

7.Разместить нужное количество горчичников на спине (другой области тела).

8.Укрыть пациента плёнкой, затем одеялом.

III. Завершение процедуры

9. Снять горчичники через 5-15 минут и положить в лоток для использованных материалов.

10.Смочить салфетку в тёплой воде и снять с кожи остатки горчицы.

11.Вытереть кожу насухо. Помочь пациенту надеть нижнее бельё, укрыть одеялом, которое нельзя снимать 20-30 минут.

12.Вымать руки.

13.Сделать отметку о выполнение процедуры и реакции пациента «Медицинской карте стационарного больного» или в «Амбулаторной карте» (если процедура выполняется в домашних условиях).

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

Наши рекомендации