Продемонстрируйте технику подмывания грудного ребенка.

Оснащение:проточная вода (37-38°), марлевые салфетки, пеленка, стерильное масло, перчатки, емкость с дезраствором.

1. Отрегулировать температуру воды в кране (запястьем).

2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

3. Грязную одежду сложить в мешок.

4. Положить ребенка на предплечье и кисть руки.

5. Подмыть под проточной водой, используя салфетки (девочек спереди назад, мальчиков
не отодвигая крайнюю плоть).

6. Вытереть ребенка промокательными движениями.

7. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном
растительном (вазелиновом) масле. Обрабатывать в строгой последовательности:

- заушные;

- шейные;

- подмышечные;

- локтевые;

- лучезапястные;

- подколенные;

- голеностопные;

- паховые;

- ягодичные.

8. Запеленать.

9. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Промежуточная аттестация

по учебной дисциплине:

«Сестринское дело в педиатрии»

По специальности 060501 «Сестринское дело»-51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки)

Курс 5 семестр

Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15   «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 ­­­_________ А.В. Смирнова «__»_________2011г.

1.Острая пневмония — это острый воспалительный процесс в паренхиме легких, который характеризуется признаками интоксикации, дыхательной недостаточ­ностью, локальными физикальными изменениями и ха­рактерными рентгенологическими параметрами.

Этиология.Причиной развития воспалительного процесса в легких могут быть пять видов агентов:

1) патогенные микроорганизмы (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка);

2) вирусы (гриппа, респираторно-синтициальные, аденовирусы и др.);

3) микоплазма;

4) паразиты (пневмоцисты);

5) патогенные грибы (кандиды).

Нередко при пневмонии обнаруживается смешан­ная флора: бактериальная, вирусо-бактериальная и дру­гие сочетания.

В возникновении заболевания решающую роль иг­рает состояние макроорганизма: его реактивность, сен­сибилизация, наследственная предрасположенность к заболеваниям органов дыхания. Способствуют разви­тию пневмонии морфологическая и функциональная незрелость ребенка раннего возраста, врожденные де­фекты органов дыхания и ферментных систем, анома­лии конституции, иммунодефицитные состояния, не­доношенность, осложненные роды, очаги хронической инфекции в носоглотке. Большое значение имеет фак­тор охлаждения.

Основной путь проникновения инфекции в лег­кие - бронхогенный. Возможен лимфогенный и ге­матогенный пути инфицирования.

Пневмонией чаще болеют дети после года, но ле­тальность от пневмонии выше на первом году жизни. Если ребенок заболевает дома, то наиболее частым эти­ологическим фактором является пневмококк, в стаци­онаре — стафилококк.

Патогенез.В развитии пневмонии ведущая роль принадлежит нарушению бронхиальной проходимо­сти и ослаблению механизма защиты легких. Как правило, пневмония развивается на 4-7 день после начала ОРВИ, так как вирусы подготавливают дыха­тельный тракт для попадания бактериальной фло­ры. Вирусы, попадая на слизистую оболочку верх­них дыхательных путей, разрыхляют ее, снижают ее сопротивляемость, ослабляют организм в целом, что создает благоприятную почву для внедрения бактериальной флоры. В результате этого инфекционный агент легко достигает терминальных бронхиол и аль­веол, проникает в паренхиму легких и вызывает вос­палительные изменения. Недостаточная вентиляция легких и нарушение перфузии газов приводят к из­менению газового состава крови с развитием гипоксемии и гипоксии. Гипоксия и токсическое воздей­ствие инфекционных агентов нарушают функцию ЦНС, сердечно-сосудистой и других систем, способствуя развитию ацидоза и усилению гипоксии. Нарушают­ся все виды обмена, снижается клеточный и гумо­ральный иммунитет.

Клиника.Основными клиническими признаками пневмонии являются:

1) фебрильная, довольно стойкая лихорадка;

2) интоксикация (или токсикоз);

3) признаки дыхательной недостаточности (степень ДН зависит от размеров пораженного участка легких);

4) стойкие локальные изменения в легких (перкус­сионные и аускультативные);

5) инфильтративные тени при рентгенографии;

6) изменения периферической крови, свидетельству­ющие об остром воспалительном процессе.

В основу классификации пневмонии положена рен­тгенологическая картина. В зависимости от объема поражения бронхопневмония делится на очаговую, сег­ментарную, крупозную и интерстициальную. По характеру течения различают острую (до 2 месяцев), затяжную (от 2 до 8 месяцев) и хроническую (свыше 8 месяцев) пневмонию. По тяжести заболевания — осложненную и неосложненную.

Тяжесть течения пневмонии определяется выражен­ностью токсикоза и степенью дыхательной недоста­точности. Различают легкие, среднетяжелые и тяже­лые формы заболевания.

Лечение.Госпитализации подлежат больные с тя­желыми формами пневмонии и дети первого года жизни.

Одно из главных мест в лечении занимает противомикробная терапия. Используют антибиотики, нитро-фураны и сульфаниламидные препараты. Основной путь введения антибиотиков — парентеральный, пре­имущественно внутримышечный. Внутривенное введе­ние препаратов показано при тяжелых формах пнев­монии. Возможно, введение антибиотиков в виде аэро­золей непосредственно в очаг поражения, а также внутрь. При длительном применении антибиотиков показаны противогрибковые препараты (нистатин, леворин). В лечении используют антигистаминные сред­ства, витамины, эубиотики.

С первых дней заболевания активно проводится дезинтоксикационная, симптоматическая и посиндромная терапия.

Для устранения дыхательной недостаточности про­водится оксигенотерапия. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалить содержимое из носоглотки, гортани и крупных бронхов. Показаны бронхолитики, муколитики и отхаркивающие средства, вибра­ционный массаж, постуральный (позиционный) дренаж.

При развитии гнойных осложнений применяется хирургическое лечение.

Большое значение имеют рефлекторная терапия, ды­хательная гимнастика, массаж и физиотерапевтичес­кие методы лечения.

Уход. В условиях стационара для предупрежде­ния перекрестной инфекции и реинфицирования не­обходимо помещать детей в боксы или палаты, со­блюдая принцип циклического заполнения. Не ме­нее 3 раз в день должна проводиться влажная уборка и кварцевание палат. В течение всего периода лихо­радки или других проявлений интоксикации необ­ходимо соблюдать постельный режим. Для облегче­ния дыхания головной конец кровати приподнима­ют на 30°. Запрещается тугое пеленание. Чтобы пре­дупредить застойные явления в нижнезадних отделах легких, ребенка поворачивают с одного бока на дру­гой, берут на руки.

В связи с нарушением внешнего дыхания особое значение приобретает аэротерапия. Палаты или боксы необходимо проветривать 5-6 раз в день по 20-30 ми­нут. Оптимальная температура в палате — 18-20 °С. Через 3-4 дня после нормализации температуры и уст­ранения интоксикации разрешаются прогулки на ули­це или веранде при температуре не ниже 10-15 °С, постепенно увеличивая их длительность с 10-15 ми­нут до 1 часа и более.

Питание ребенка должно соответствовать возрасту и быть полноценным. При сильном и частом кашле ис­ключают из рациона продукты, частицы которых могут быть аспирированы (сухари, ягоды с косточками).

С целью восполнения недостающего объема пищи дополнительно вводится жидкость в виде питья. До­полнительное питье способствует разжижению и отде­лению мокроты. В качестве питья используют клюк­венный и брусничный морсы, отвары шиповника, чер­ной смородины, сухофруктов, кислые соки.

Важное значение имеет уход за кожей ребенка. Необходимо своевременно менять увлажненные потом или другими выделениями пеленки, нательное и по­стельное белье, следить за регулярностью физиологи­ческих отправлений.

Профилактиканаправлена на повышение сопро­тивляемости и охрану организма от инфекционных за­болеваний. Первичная профилактика включает зака­ливание ребенка с первых месяцев жизни, рациональ­ное вскармливание, достаточное пребывание на свежем воздухе, хороший уход. Следует своевременно саниро­вать очаги хронической инфекции, предупреждать и активно лечить заболевания, способствующие развитию бронхолегочной патологии.

Вторичная профилактика заключается в предупреж­дении повторных заболеваний и перехода острой пнев­монии в затяжную или хроническую форму, включает своевременное и адекватное лечение заболеваний ор­ганов дыхания до полного выздоровления; предупреж­дение реинфекции, особенно в первые два месяца пос­ле острой пневмонии.

2.Задача

1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

- вызвать врача;

- уложить ребенка с приподнятыми ногами;

- обеспечить свободное дыхание (расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха);

- согреть ребенка;

- дать вдохнуть пары нашатырного спирта;

- по назначению врача ввести подкожно раствор кордиамина 1,0 мл или 10 % кофеина 0,1 мл/г;

- по назначению врача ввести преднизолон 70 мг внутримышечно

Манипуляция

Мазок на энтеробиоз.

Оснащение: 1.) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка): 3) предметные стекла; 4) стеклограф: 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направление.

1. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.

2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.

3. Необходимое оснащение.

4. Поставить стеклографом номер на предметном стекле, аналогичный: номеру в направлении и журнале.

5. Отрезать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.

6. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполняется матерью или другим лицом).

7. К перианальной области приложить отрезок ленты, плотно прижать его шпателем (деревянной палочкой) и несколько раз провести по ленте.

8. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.

9. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их, вымыть и просушить руки.

10. Бланк-направление положить в полиэтиленовый пакет.

11.Транспортировать предметные стекла на лотке в лабораторию.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

Наши рекомендации