Продемонстрируйте технику подмывания грудного ребенка.
Оснащение:проточная вода (37-38°), марлевые салфетки, пеленка, стерильное масло, перчатки, емкость с дезраствором.
1. Отрегулировать температуру воды в кране (запястьем).
2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
3. Грязную одежду сложить в мешок.
4. Положить ребенка на предплечье и кисть руки.
5. Подмыть под проточной водой, используя салфетки (девочек спереди назад, мальчиков
не отодвигая крайнюю плоть).
6. Вытереть ребенка промокательными движениями.
7. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном
растительном (вазелиновом) масле. Обрабатывать в строгой последовательности:
- заушные;
- шейные;
- подмышечные;
- локтевые;
- лучезапястные;
- подколенные;
- голеностопные;
- паховые;
- ягодичные.
8. Запеленать.
9. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Промежуточная аттестация
по учебной дисциплине:
«Сестринское дело в педиатрии»
По специальности 060501 «Сестринское дело»-51
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Курс 5 семестр
Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. | ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15 | «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 _________ А.В. Смирнова «__»_________2011г. |
1.Острая пневмония — это острый воспалительный процесс в паренхиме легких, который характеризуется признаками интоксикации, дыхательной недостаточностью, локальными физикальными изменениями и характерными рентгенологическими параметрами.
Этиология.Причиной развития воспалительного процесса в легких могут быть пять видов агентов:
1) патогенные микроорганизмы (стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечная палочка);
2) вирусы (гриппа, респираторно-синтициальные, аденовирусы и др.);
3) микоплазма;
4) паразиты (пневмоцисты);
5) патогенные грибы (кандиды).
Нередко при пневмонии обнаруживается смешанная флора: бактериальная, вирусо-бактериальная и другие сочетания.
В возникновении заболевания решающую роль играет состояние макроорганизма: его реактивность, сенсибилизация, наследственная предрасположенность к заболеваниям органов дыхания. Способствуют развитию пневмонии морфологическая и функциональная незрелость ребенка раннего возраста, врожденные дефекты органов дыхания и ферментных систем, аномалии конституции, иммунодефицитные состояния, недоношенность, осложненные роды, очаги хронической инфекции в носоглотке. Большое значение имеет фактор охлаждения.
Основной путь проникновения инфекции в легкие - бронхогенный. Возможен лимфогенный и гематогенный пути инфицирования.
Пневмонией чаще болеют дети после года, но летальность от пневмонии выше на первом году жизни. Если ребенок заболевает дома, то наиболее частым этиологическим фактором является пневмококк, в стационаре — стафилококк.
Патогенез.В развитии пневмонии ведущая роль принадлежит нарушению бронхиальной проходимости и ослаблению механизма защиты легких. Как правило, пневмония развивается на 4-7 день после начала ОРВИ, так как вирусы подготавливают дыхательный тракт для попадания бактериальной флоры. Вирусы, попадая на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, разрыхляют ее, снижают ее сопротивляемость, ослабляют организм в целом, что создает благоприятную почву для внедрения бактериальной флоры. В результате этого инфекционный агент легко достигает терминальных бронхиол и альвеол, проникает в паренхиму легких и вызывает воспалительные изменения. Недостаточная вентиляция легких и нарушение перфузии газов приводят к изменению газового состава крови с развитием гипоксемии и гипоксии. Гипоксия и токсическое воздействие инфекционных агентов нарушают функцию ЦНС, сердечно-сосудистой и других систем, способствуя развитию ацидоза и усилению гипоксии. Нарушаются все виды обмена, снижается клеточный и гуморальный иммунитет.
Клиника.Основными клиническими признаками пневмонии являются:
1) фебрильная, довольно стойкая лихорадка;
2) интоксикация (или токсикоз);
3) признаки дыхательной недостаточности (степень ДН зависит от размеров пораженного участка легких);
4) стойкие локальные изменения в легких (перкуссионные и аускультативные);
5) инфильтративные тени при рентгенографии;
6) изменения периферической крови, свидетельствующие об остром воспалительном процессе.
В основу классификации пневмонии положена рентгенологическая картина. В зависимости от объема поражения бронхопневмония делится на очаговую, сегментарную, крупозную и интерстициальную. По характеру течения различают острую (до 2 месяцев), затяжную (от 2 до 8 месяцев) и хроническую (свыше 8 месяцев) пневмонию. По тяжести заболевания — осложненную и неосложненную.
Тяжесть течения пневмонии определяется выраженностью токсикоза и степенью дыхательной недостаточности. Различают легкие, среднетяжелые и тяжелые формы заболевания.
Лечение.Госпитализации подлежат больные с тяжелыми формами пневмонии и дети первого года жизни.
Одно из главных мест в лечении занимает противомикробная терапия. Используют антибиотики, нитро-фураны и сульфаниламидные препараты. Основной путь введения антибиотиков — парентеральный, преимущественно внутримышечный. Внутривенное введение препаратов показано при тяжелых формах пневмонии. Возможно, введение антибиотиков в виде аэрозолей непосредственно в очаг поражения, а также внутрь. При длительном применении антибиотиков показаны противогрибковые препараты (нистатин, леворин). В лечении используют антигистаминные средства, витамины, эубиотики.
С первых дней заболевания активно проводится дезинтоксикационная, симптоматическая и посиндромная терапия.
Для устранения дыхательной недостаточности проводится оксигенотерапия. При скоплении секрета в дыхательных путях необходимо удалить содержимое из носоглотки, гортани и крупных бронхов. Показаны бронхолитики, муколитики и отхаркивающие средства, вибрационный массаж, постуральный (позиционный) дренаж.
При развитии гнойных осложнений применяется хирургическое лечение.
Большое значение имеют рефлекторная терапия, дыхательная гимнастика, массаж и физиотерапевтические методы лечения.
Уход. В условиях стационара для предупреждения перекрестной инфекции и реинфицирования необходимо помещать детей в боксы или палаты, соблюдая принцип циклического заполнения. Не менее 3 раз в день должна проводиться влажная уборка и кварцевание палат. В течение всего периода лихорадки или других проявлений интоксикации необходимо соблюдать постельный режим. Для облегчения дыхания головной конец кровати приподнимают на 30°. Запрещается тугое пеленание. Чтобы предупредить застойные явления в нижнезадних отделах легких, ребенка поворачивают с одного бока на другой, берут на руки.
В связи с нарушением внешнего дыхания особое значение приобретает аэротерапия. Палаты или боксы необходимо проветривать 5-6 раз в день по 20-30 минут. Оптимальная температура в палате — 18-20 °С. Через 3-4 дня после нормализации температуры и устранения интоксикации разрешаются прогулки на улице или веранде при температуре не ниже 10-15 °С, постепенно увеличивая их длительность с 10-15 минут до 1 часа и более.
Питание ребенка должно соответствовать возрасту и быть полноценным. При сильном и частом кашле исключают из рациона продукты, частицы которых могут быть аспирированы (сухари, ягоды с косточками).
С целью восполнения недостающего объема пищи дополнительно вводится жидкость в виде питья. Дополнительное питье способствует разжижению и отделению мокроты. В качестве питья используют клюквенный и брусничный морсы, отвары шиповника, черной смородины, сухофруктов, кислые соки.
Важное значение имеет уход за кожей ребенка. Необходимо своевременно менять увлажненные потом или другими выделениями пеленки, нательное и постельное белье, следить за регулярностью физиологических отправлений.
Профилактиканаправлена на повышение сопротивляемости и охрану организма от инфекционных заболеваний. Первичная профилактика включает закаливание ребенка с первых месяцев жизни, рациональное вскармливание, достаточное пребывание на свежем воздухе, хороший уход. Следует своевременно санировать очаги хронической инфекции, предупреждать и активно лечить заболевания, способствующие развитию бронхолегочной патологии.
Вторичная профилактика заключается в предупреждении повторных заболеваний и перехода острой пневмонии в затяжную или хроническую форму, включает своевременное и адекватное лечение заболеваний органов дыхания до полного выздоровления; предупреждение реинфекции, особенно в первые два месяца после острой пневмонии.
2.Задача
1. Коллапс (проявление острой сосудистой недостаточности).
2. Алгоритм действий медицинской сестры:
- вызвать врача;
- уложить ребенка с приподнятыми ногами;
- обеспечить свободное дыхание (расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха);
- согреть ребенка;
- дать вдохнуть пары нашатырного спирта;
- по назначению врача ввести подкожно раствор кордиамина 1,0 мл или 10 % кофеина 0,1 мл/г;
- по назначению врача ввести преднизолон 70 мг внутримышечно
Манипуляция
Мазок на энтеробиоз.
Оснащение: 1.) прозрачная липкая лента; 2) шпатель (деревянная палочка): 3) предметные стекла; 4) стеклограф: 5) ножницы; 6) лоток; 7) перчатки медицинские; 8) инструментальный столик; 9) бланк-направление.
1. Проверить оформление направления, указать номер, соответствующий номеру в журнале.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Необходимое оснащение.
4. Поставить стеклографом номер на предметном стекле, аналогичный: номеру в направлении и журнале.
5. Отрезать кусок липкой ленты, соответствующий размеру предметного стекла или чуть меньше его.
6. Уложить ребенка, раздвинуть ягодицы (выполняется матерью или другим лицом).
7. К перианальной области приложить отрезок ленты, плотно прижать его шпателем (деревянной палочкой) и несколько раз провести по ленте.
8. Перенести липкую ленту на предметное стекло. Положить его на лоток.
9. Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их, вымыть и просушить руки.
10. Бланк-направление положить в полиэтиленовый пакет.
11.Транспортировать предметные стекла на лотке в лабораторию.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4