Продемонстрируйте технику пеленания новорожденного.
Оснащение:
тонкая и теплая распашонки; фланелевая и тонкая пеленки; подгузник или памперс; полотенце; пеленальный стол; перчатки; емкость с дезраствором, ветошь.
1. Объяснить маме цель и ход пеленания.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дезинфицирующим раствором.
5. Уложить на пеленальном столе пеленки послойно (снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник или выложить памперс).
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу.
7. Распеленать ребенка в кроватке (при необходимости подмыть и осушить чистым полотенцем), положить на пеленальный стол.
8. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
9. Надеть подгузник. Для этого:
а) уложить ребенка на пеленки так, чтобы широкое основание подгузника приходилось
на область поясницы;
б) провести нижний угол подгузника между ножками малыша;
в) обернуть боковые концы подгузника вокруг тела.
10. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
а) расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний ее край был на уровне «подмышек»;
б) один край пеленки провести между ножек;
в) другим краем обернуть малыша;
г) подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек и обернуть им туловище ребенка;
д) зафиксировать пеленку, расположив «замочек пеленки» спереди.
11. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с ручками» при необходимости:
а) расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка;
б) одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
в) другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
г) подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
д) зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замочек» расположить спереди.
12. Уложить ребенка в кроватку.
13. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором.
14. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Промежуточная аттестация
по учебной дисциплине:
«Сестринское дело в педиатрии»
По специальности 060501 «Сестринское дело»-51
(среднее профессиональное образование базовой подготовки)
Курс 5 семестр
Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. | ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 | «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 _________ А.В. Смирнова «__»_________2011г. |
1. Потница
Возникает в результате перегревания и недостаточном уходе за кожей ребенка. На коже туловища, шеи, в складках кожи появляется множество мелких пузырьков, наполненных прозрачным серозным содержимым. Кожа вокруг не изменена. Нарушение целостности кожи является благоприятным фактором для ее инфицирования.
Лечение состоит в устранении дефектов ухода, обязательном проведении ежедневных гигиенических ванн с бледно-розовым раствором перманганата калия. Местно кожу обрабатывают детской присыпкой.
Опрелости локализуются в естественных складках кожи и на ягодицах. Появляются опрелости в результате неправильного или недостаточного ухода за кожей ребенка (редкое пеленание, нерегулярное купание и подмывание ребенка, использование «застиранных» пеленок и др.).
I степень характеризуется появлением умеренного покраснения кожи;
при II степени— появляются яркая краснота и эрозии на коже;
III степень сопровождается выраженным покраснением кожи и наличием мокнущей поверхности.
Появление опрелостей причиняет ребенку большие страдания. Кал, моча, мокрые пеленки, мыло, попадая на кожу, вызывают боль, чувство жжения. Ребенок становится беспокойным, плохо спит, капризничает.
Лечение заключается, прежде всего, в тщательном гигиеническом уходе за кожей ребенка. Показаны местные и общие ванны с бледно-розовым раствором перманганата калия, отварами ромашки, коры дуба, череды. При I степени кожу обрабатывают прокипяченным растительным маслом, масляным раствором витамина А, детским кремом, присыпкой. Во время смены белья делают «воздушные ванны» (пораженные участки кожи на время оставляют открытыми). При П-Ш степени — на мокнущие поверхности кожи накладывают примочки с 0,5% раствором резорцина или 1,25% раствором нитрата серебра, или 0,1% раствором риванола, или болтушками. Хорошим терапевтическим эффектом обладает кварц (бактерицидное, подсушивающее действие).
Задача
1.Проблемы пациента:
- беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери;
- тревожный сон;
- низкая прибавка массы.
Приоритетная проблема: беспокойство ребенка после кормления из-за недостаточного количества молока у матери.
Цель: нормализовать питание ребенка к концу недели.
План | Мотивация |
Провести контрольное кормление | Для определения дозы всасываемого молока, выяснения дефицита массы. |
Определить возрастную суточную и разовую дозу молока, дозу докорма. | Для выявления дефицита питания и его устранения. |
Провести беседу с мамой по режиму кормления ребенка.800 мл молока в сутки необходимо данному ребенку. Если ребенка кормят 6 раз, то ему на одно кормление необходимо 130-140 мл молока | Для выработки условного рефлекса на кормления. |
По назначению врача медицинская сестра рекомендует введение докорма в виде адаптированное смеси в количестве 70-80 мл | Для устранения недостающего объема питания. |
Провести беседу с кормящей матерью, о необходимости увеличения объема употребляемой жидкости в размере 3-х литров. Включить в пищу продукты стимулирующие лактацию (по назначению врача) | Для устранения гипогалактии. |
Оценка: мать свободно ориентируется в вопросах рационального питания ребенка, режима кормления. При проведении контрольного взвешивания наблюдается положительная динамика в прибавке массы. Цель достигнута.
2.Этиология. К экзогенным причинам относятся: алиментарные нарушения (количественный или качественный недокорм); инфекционные факторы (острые и хронические заболевания, особенно органов пищеварения); дефекты ухода; экологические факторы; токсическое воздействие лекарственных веществ. Эндогенными факторами являются наследственные аномалии обмена веществ, иммунодефицитные состояния, врожденные пороки развития (расщелина верхней губы, твердого нёба, пилоростеноз, врожденные пороки сердца и др.), перинатальные повреждения ЦНС, эндокринные расстройства.
При гипотрофии I степени дефицит массы тела составляет 10-20% . Состояние удовлетворительное, аппетит снижен умеренно, кожа эластичная, бледная. Тургор тканей снижен, и толщина подкожно-жирового слоя на животе уменьшена.
При гипотрофии II степени дефицит массы тела по отношению к его длине, уменьшенной на 2-4 см, составляет 20-30%. Отмечается снижение активности ребенка, раздражительность. Кожа бледная с сероватым оттенком, сухая, шелушащаяся. Эластичность кожи и тургор тканей снижены, выражена мышечная гипотония. Подкожно-жировой слой уменьшен или отсутствует на животе и конечностях, сохранен на лице. Терморегуляция нарушена. Аппетит снижен. Сон беспокойный. Стул неустойчивый.
При гипотрофии III степени (атрофии) дефицит массы тела составляет более 30%. Длина тела меньше возрастной нормы на 7-10 см. Внешний вид ребенка напоминает скелет, обтянутый кожей. Подкожно-жировой слой резко истончен или отсутствует на лице. Кожа бледно-серого цвета, сухая, конечности — холодные. На коже обилие морщин. Развивается атрофия мышц и гипертонус сгибателей. Температура тела снижена. Стул неустойчивый. Иммунитет резко снижен, воспалительные заболевания протекают без повышения температуры и часто дают осложнения.
Манипуляция