Продемонстрируйте технику кормления новорожденного через зонд

Оснащение: резиновые перчатки; маска; молоко, подогретое до температуры 37-38°С; стерильный желудочный катетер; зажим; стерильный шприц 20 мл; лоток для оснащения; электроотсос или резиновая груша.

1. Объяснить маме цель и ход проведения предстоящей процедуры.

2.Подготовить необходимое оснащение.

3.Надеть косынку, маску.

4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5. Уложить ребенка на бок с приподнятым головным концом, зафиксировать такое положение с помощью валика.

6. Измерить глубину введения катетера от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до конца мечевидного отростка. Сделать метку.

7. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость, пропустив через него воздух. Следить, чтобы свободный конец катетера был постоянно зафиксирован рукой.

8. Удалить поршень из шприца. Поместить шприц в левую руку и пропустить присоединенный катетер между указательным и средним пальцами левой руки, расположив его слепым концом вверх.

9. Заполнить шприц на 1/3 объема грудным молоком.

10. Взять слепой конец зонда в правую руку и, осторожно опуская его вниз, заполнить молоком (до появления первой капли молока из отверстия в области слепого конца зонда).

11. Вернуть зонд в левую руку в исходное положение.

12. Зажать катетер зажимом на расстоянии 5-8 см со стороны шприца.

13. Кольцо зажима поместить на большой палец левой руки.

14. Правой рукой взять зонд на расстоянии 7-8 см от слепого конца, смочить его в молоке.

15. Вставить зонд через нос по нижнему носовому ходу или рот по средней линии языка до отметки (при введении зонда не прилагать усилий и следить, нет ли одышки, цианоза и т.д.).

16. Добавить в шприц молоко.

17. Приподняв шприц, снять зажим с катетера и медленно (регулируя высоту расположения шприца) ввести молоко в желудок младенца.

18. При достижении молоком устья шприца, вновь наложить зажим на катетер. Если в результате проведенных мероприятий не было введено все отмеренное количество молока, вновь заполнить им шприц и ввести в желудок ребенку.

19. Зажать катетер большим и указательным пальцами правой руки на расстоянии 2-3см от ротовой полости и быстрым движением извлечь его через салфетку.

20. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом

21. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

22. Использованный инструментарий поместить в дезраствор.

1.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Промежуточная аттестация

по учебной дисциплине:

«Сестринское дело в педиатрии»

По специальности 060501 «Сестринское дело»-51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки)

Курс 5 семестр

Рассмотрен и утвержден на заседании Методического Совета ГОУ СПО МК № 4 Протокол №____ «__» ________2011 г. ЭТАЛОН ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2   «Утверждаю» Заместитель директора по учебной работе ГОУ СПО МК № 4 ­­­_________ А.В. Смирнова «__»_________2011г.

1.Под термином внутричерепная родовая травмапринято объединять различные по локализации и степени тяжести повреждения центральной нервной системы (ЦНС) у новорожденных.

Факторы риска развития повреждения ЦНС:

1. Гипоксия и асфиксия плода. Антенатальная гипоксия развивается вследствие заболеваний матери (врожденные пороки сердца, анемия, нефропатия и др.). Интранатальная гипоксия развивается во время родов (отслойка плаценты, обвитие пуповины и пр.).

2. Механический фактор (сдавление головки плода при стремительных родах, ягодичном предлежании, неквалифицированном наложении акушерских щипцов и вакуум-экстрактора).

3. Патология сосудов плода (тонкостенные сосуды и повышение давления в них ведет к нарушению проницаемости и кровоизлияниям в ткани мозга).

4. Особенности свертывающей системы крови (снижение концентрации протромбина и других факторов).

Клинические признаки внутричерепной родовой травмы новорожденного:

1.Острый период (в течение 1-3-х дней преобладают симптомы угнетения ЦНС):

· ребенок вялый, пассивный, малоподвижный, подолгу лежит с широко открытыми глазами, взгляд напряжен, периодически тихо протяжно стонет; вяло сосет, плохо глотает;

· резко снижен мышечный тонус;

· отсутствуют или подавлены физиологические рефлексы;

· замедлена или ослаблена реакция на внешние раздражители;
Вскоре присоединяются симптомы возбуждения ЦНС:

· появляется «мозговой» монотонный крик;

· отмечается двигательное беспокойство, тремор подбородка, конечностей, повышена реакция на внешние раздражители (сильные раздражители могут спровоцировать судороги);

· выражен гипертонус мышц разгибателей, что придает ребенку позу «фехтовальщика»: лежит с запрокинутой головкой и вытянутыми вдоль туловища конечностями, кисти
сжаты в кулачки, прижаты к туловищу;

· выявляется напряжение большого родничка;

· физиологические рефлексы повышены и могут возникать спонтанно (например, рефлекс Моро).

· Постепенно выявляются признаки очаговых поражений ЦНС:

· симптомы поражения черепных нервов: опущение угла рта и
верхнего века (птоз), косоглазие, симптом Грефе («заходящего солнца»), асимметрия хватательного рефлекса (усиление на стороне поражения), спастические параличи и парезы;

· температура тела неустойчивая: гипотермия сменяется гипертермией;

· нарушается дыхательная деятельность: дыхание аритмичное, судорожное, стонущее или поверхностное, учащенное (80- 120 в 1 минуту), могут возникать остановки дыхания (апноэ);

· нарушается сердечно-сосудистая деятельность: брадикардия до 90-100 ударов в 1 минуту, гипотензия сменяется гипертензией.

· Клиническая картина заболевания зависит от локализации и размеров внутричерепных кровоизлияний.

При благоприятном течении заболевания острый период переходит в восстановительный.

2.Восстановительный период: происходит постепенное угасание патологических неврологических симптомов.

Быстрота обратной динамики отдельных симптомов может быть различной и длиться от 3-х месяцев до 1-2-х лет.

3.Период остаточных явлений (длится до 2-х лет).

У детей, перенесших внутричерепную родовую травму, могут выявляться следующие нарушения:

а) Гидроцефально-гипертензионный синдром

б) Задержка речевого и умственного развития.

в) Психоневрологические заболевания: олигофрения, эпилепсия

г) Детский церебральный паралич (ДЦП);

д) Парезы, параличи и т. Д.

Основные принципы лечения:

1. В остром периоде:

1. Охранительный режим, максимально щадящие осмотры, сведение до минимума болезненных назначений.

При тяжелом состоянии - постановка двух артериальных катетеров (одного - для лабораторного мониторинга, второго - для парентерального питания).

2. Противосудорожная терапия: фенобарбитал, аминазин, седуксен, пипольфен, дроперидол.

3. Сосудоукрепляющие препараты: витамин К, рутин, глюконат кальция, аскорбиновая кислота.

4. Дегидратационная терапия: маннитол, лазикс и др.

5. Поддержание ОЦК: альбумин, реополиглюкин.

6. Средства, улучшающие процессы метаболизма нервной ткани: АТФ, глютаминовая кислота, глюкоза.

В раннем восстановительном периоде лечение направлено
на ликвидацию ведущих очаговых синдромов:

1. Проводится стимуляция трофических процессов в нервных
клетках: АТФ, церебролизин, экстракт алоэ, витамины
группы В.

2. Длительный прием ноотропных препаратов: аминалон,
ноотропил, пантогам, пирацетам и др.

3. Средства, улучшающие мозговое кровообращение: кавинтон, стугерон, трентал, циннаризин и др.

2.В позднем восстановительном периоде к вышеперечисленным средствам добавляются физиотерапевтические методы, массаж, лечебная физкультура.

3.В период остаточных явлений - повторяются курсы восстановительной терапии.

Возможные исходы внутричерепных родовых травм:

1. Полное выздоровление.

2. Проблемные дети с эмоциональной лабильностью и вегетативными расстройствами.

3. Развитие психоневрологических заболеваний (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия и др.).

4. Поражение опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, парезы, параличи).

5. Нарушение полового развития и репродуктивной функции.

6. Развитие иммунодефицитных состояний и хронических заболеваний.

Прогноз:определяется характером поражения, локализацией
патологического процесса, адекватностью терапии, а также организацией внешних условий, влияющих на развитие ребенка

Задача

1) Проблемы пациента: лихорадка, кашель, насморк, вялость, снижение аппетита,
беспокойство, гиперемия зева, одышка, втяжение уступчивых мест грудной клетки, периоральный цианоз, дыхание ослаблено, лейкоцитоз, ускорение СОЭ

План Мотивация
Информировать больного и его родственников о заболевании и возможных осложнениях Ребенок и его родственники понимают целесообразность выполнения всех мероприятий ухода    
Обеспечить «цикличное» заполнение палат Возможно развитие «перекрестной инфекции»
Организовать масочный режим Предотвращается распространение воздушно-капельных инфекций
Организовать в острый период постельный   Предупреждается развитие осложнений
Обеспечить доступ свежего воздуха   При заб. органов дыхания отмечается недостаток кислорода
Создать ребенку возвышенное положение в постели   Уменьшается приток крови к легким, несколько опускается диафрагма, следовательно, облегчается дыхание
Обеспечить в помещении, где находится ребенок температуру 18-20°С Прохладный воздух способствует отхождению мокроты, углублению дыхания  
Ежедневно минимум 2 раза в день проводить влажную уборку, проветривание помещения Обеспечивается чистота воздуха, уменьшается концентрация возбудителей
Следить за гигиеной кожи и слизистых обол, носоглотки, глаз   Обеспечивается выполнение кожей дыхательной функции
Следить за регулярностью стула, проводить мероприятия, направленные на ликвидацию запоров у ребенка Запоры усиливают интоксикацию. При запорах отмечается подъем диафрагмы, что затрудняет экскурсию легких.
Организовать питание малыми порциями, обильное питье «Дробное» кормление не вызывает нарушения экскурсии легких. Обильное питье оказывает -дезинтоксикоционное действие

2. Правила проведения отвлекающей терапии.

К отвлекающей терапии относится применение горчичников, грелок, банок, компрессов.

При раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях - изменение сосудистого тонуса, моторики и секреции. Применение горчичников приводит к рефлекторному расширению сосудов кожи и внутренних органов, что приводит к противовоспалительному и болеутоляющему эффектам. Детям горчичники ставят обратной стороной или через ткань. Нельзя проводить разогревающие процедуры при заболеваниях кожи, температуре выше 38 градусов, легочном кровотечении, злокачественных новообразованиях, туберкулезе, неясных болях в брюшной полости.

Манипуляция

Наши рекомендации