Нарушения ассоциативного процесса


Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю речь, все-таки не успевают их высказывать.
Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, Обстоятельность мышления заключается в чрезвычайной вязкости, туго подвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного

Персеверация мышления - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов.
Вербигерация - речевая стереотипия - бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних и тех же слов, реже - фраз или их обрывков.
Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболела шизофренией, потому что в детстве мало ела манной каши»

Резонерство - склонность к пустым рассуждениям. Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности.
Разорванность мышления выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла.
Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

10.ПАТОЛОГИЯ СУЖДЕНИЯ:

навязчивые состояния, сверхценные идеи. Навязчивые идеи.

Навязчивости – это мысли, чувства, желания, возникающие помимо воли больного. Человек понимает их нелепость, но не может избавиться от них

Выделяют три вида навязчивостей:
1) навязчивые мысли – обсессии (Навязчивый счет, бесплодные мудрствования, навязчивые воспоминания, сомнения).

2) навязчивые страхи – фобии (Страхи за свое здоровье (кардиофобия, лиссофобия, мизофобия) и страх смерти (танатофобия). Встречаются также социальные фобии (эритрофобия, логофобия) и другие (клаустрофобия, арахнофобия).

3) навязчивые действия – компульсии простые, в виде стереотипных движений (моргание, шмыгание носом, подергивание плечами) и сложными, в виде завершенных действий. Последние носят защитный характер при фобиях и называются ритуалами (навязчивое мытье рук, ношение лекарств и т.п.).
Навязчивости встречаются при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивном расстройстве), а также в рамках неврозоподобных состояний при вялотекущей шизофрении, органическом поражении головного мозга, депрессии.
Сверхценные идеи.
Возникают под влиянием реальных событий, которым придается чрезмерное значение, занимают доминирующее положение в сознании больного, подчиняют себе поведение больного, отличаются стойкостью, отсутствует нелепость, нет критического отношения.

11. Бредовые и бредоподобные идеи.
Бред – ложные суждения и умозаключения, возникающие на болезненной основе, и не поддающиеся коррекции путем разубеждения.
Критерии бреда:
1) возникает только у психически больных (встречается при шизофрении, психозах позднего возраста, органическом поражении головного мозга и др.);
2) бред не соответствует действительности, в основе бредовых идей лежит кривая логика;
3) бредового больного невозможно разубедить.
Механизмы бредообразования.
1. Первичный интерпретативный бред. Больной правильно воспринимает события, но вкладывает в происходящее особый смысл (при бреде ревности). Т.е. больной неправильно (паралогично) интерпретирует события. При этом бреде нет галлюцинаций, расстройств настроения и др., т.е. бред является единственным симптомом заболевания. Такой бред характеризуется хроническим течением, монотематичностью, высокой систематизацией (системой доказательств).
2. Вторичный бред.
1) Острый чувственный бред. Возникает по механизмам бредового осознавания. Больной внезапно «понимает» особый смысл происходящего. Бредовые идеи не имеют доказательств, они фрагментарны (нет системы). Течение острое.
2) Галлюцинаторный бред. Развивается вторично по отношению к галлюцинациям.
3) Аффективный бред. Вторичный бред к расстройствам настроения (депрессия, мания). Во втором и третьем случаях бред также не имеет системы доказательств. Он распадается при устранении первичного расстройства.
Формы бреда по содержанию.
1. Персекуторный бред (больной считает, что ему стремятся причинить вред). Бред преследования, воздействия, отношения, отравления, ущерба, ревности, колдовства.
2. Стенический бред. Бред величия, могущества, богатства, бессмертия, реформаторства, изобретательства, знатного происхождения, мессианский бред, любовный бред.
3. Астенический бред. Самообвинения, самоуничижения, обнищания, ипохондрический, бред Котара.

Патология интеллекта

Интеллект — это понятие, объединяющее в себе способность человека к рациональному познанию, суждениям, умозаключениям, анализу и синтезу. В мировой психиатрии различают две основных формы патологии интеллекта:

  • врожденная или приобретенная в первые три года жизни недостаточность интеллекта — олигофрения (малоумие);
  • приобретенное слабоумие - деменция.

В зависимости от уровня недоразвития интеллекта различают три степени выраженности олигофрении — идиотия (тяжелое умственное недоразвитие), имбецильность (среднее умственное недоразвитие) и дебильность (легкая степень умственного недоразвития

Приобретенное слабоумие.По клиническим проявлениям выделяют органическую, апатическую (шизофреническую) и эпилептическую деменцию.

Органическая деменция выражается в слабоумии, вызванном органическими заболеваниями головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые заболевания, атрофический, сифилитический процесс, СПИД, старческие психозы). Органическое слабоумие делится на тотальное (диффузное) и парциальное (частичное, очаговое, дисмнестическое, лакунарное). интеллект в основном не страдает, социальные контакты сохранены.

Апатическое (шизофреническое) слабоумие характеризуется бездеятельностью, снижением инициативности, характерно прогрессирующее снижение интереса ко всему (за исключением собственной личности характерен для шизофрении.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие чаще всего проявляется при эпилепсии, хотя может встречаться и при различных органических заболеваниях головного снижение интеллекта. Больные с этим видом патологии несколько растерянны, беспомощны в решении простейших задач, не могут собраться и сконцентрировать свое внимание

Нарушения речи


Нарушения развития речи является частым явлением, как у детей, так и у взрослых. И причины вызывающие нарушения бывают очень разнообразными. В качестве причин нарушений развития речи мы можем назвать:
• аномалию течения беременности и самих родов;
• нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
• поражение слуховых органов;
• отставания в психическом развитии.
• неблагоприятные воздействия наследственности

Уровень поражения речевой системы определяет название заболевания:
• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;
• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;
• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнкаДефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:
• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;
• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;
• сурдомутизм – нарушение слуха и речи, носящее временный, преходящий характер и обусловленное стойкими органическими расстройствами слуха.
Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата
• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);
• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;
Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

Нарушение внимания


"Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)".
Внимание характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.
Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.
Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы.
Нарушения внимания
Нарушения внимания наблюдаются при разных психических и соматических заболеваниях. Возможны также нарушения внимания и при аффективно-эмоциональных реакциях и состояниях у здоровых людей.
Снижение активного внимания (концентрации, переключаемости, устойчивости) отмечается при неврозах.
У больных с органическими заболеваниями головного мозга отмечаются персеверации, трудности в переключении, повышенная отвлекаемость, истощаемость внимания.
У больных шизофренией активное внимание ухудшается в результате снижения энергетического потенциала, апатоабулического синдрома.
У соматических больных (например, туберкулезом и др.) отмечаются трудности концентрации внимания, замедленное врабатывание, трудности переключения, сужение объема внимания.

15 .НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

Эмоции являются особым классом психических состояний, отражающих в форме непосредственного переживания общее позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру
В эмоциях имеется три составные части:
1) аффект (острое переживание приятности или неприятности, эмоциональное напряжение, возбуждение);
2) когниция (осознание своего состояния, обозначение его словом и оценка перспективы удовлетворения потребности);
3) экспрессия (внешнее выражение в телесной моторике или поведении).
Расстройства эмоциональной сферы заключаются в болезненных переживаниях тех или иных эмоциональных состояний. Основное нарушение заключается в изменении эмоционального состояния в сторону угнетения или подъема. Нарушения в эмоциональной сфере включают в себя гипотимию, гипертимию, паратимию,а также нарушения динамики эмоций.
Гипотимия - хроническое снижение эмоциональности по всем трем компонентам (аффект, когниция, экспрессия), что выражается в угнетении всех психических процессов, снижении общей активности человека и его безразличии к внутренним и внешним стимулам.— подавленность и тоска .

дистимия— хронически сниженное, подавленное настроение, когда все становится трудным и ничто не доставляет удовольствия (ангедония). Дистимия характеризуется сниженной самооценкой, чувством безнадежности

Гипертимия - устойчивое эмоциональное возбуждение, чрезмерную эмоциональность. Основное эмоциональное состояние при гипертимии —эйфория: ощущение очень сильного душевного подъема, сопровождающееся чувством безудержного оптимизма, Гипомания — легкая степень мании, когда отмечается постоянный легкий подъем настроения .
Мания — неадекватное обстоятельствам приподнятое настроение, которое может варьировать от беспечной веселости до неконтролируемого возбуждения. Сопровождается гиперактивностью, речевым напором и сниженной потребностью в сне

РАССТРОЙСТВА ВОЛИ

Воля – это осмысленная психическая активность человека, которая направлена на совершение или задержку действия.

Наши рекомендации