Тема 6. НАРУШЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ, РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА

Определение мышления, понятие, суждение, умозаключение. Логические операции: анализ, синтез, обобщение, ограничение, деление, классификация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (понятийное, отвлеченное).

Свойства мышления: логичность, доказательность, грамматический строй, целенаправленность, гибкость, подвижность, экономичность, широта, глубина, критичность, самостоятельность, пытливость, любознательность, находчивость, оригинальность, продуктивность.

Интеллект и его составляющие: предпосылки интеллекта, «психический инвентарь» и мышление.

Типология нарушений мышления: нарушение содержания мышления: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи; нарушение формы мышления: по темпу, подвижности, целенаправленности. Нарушение грамматического строя речи.

Навязчивые идеи, определение. Ситуационные и аутохтонные навязчивости. Ритуальные навязчивости, идиаторные навязчивости, навязчивые сомнения, отвлеченные навязчивости, контрастные навязчивости, навязчивые воспоминания, фобии.

Сверхценные идеи, определение. Типология сверхценных идей: переоценка биологических, психологически свойств личности и социальных факторов.

Переоценка биологических свойств личности: дисморфофобические и ипохондрические идеи, идеи сексуальной неполноценности и самоусовершенствования.

Переоценка психологических свойств личности: идеи изобретательства, реформаторства и талантливости.

Переоценка социальных факторов: виновности, эротические, сутяжничества.

Бредовые идеи, определение. Критерии бреда. Типология бредовых идей: по структуре и по содержанию

По структуре выделяют систематизированный (первичный, паранойяльный, интеллектуальный) и несистематизированный (вторичный, параноидный, чувственный) бред.

По содержанию выделяют формы бреда с повышенной или пониженной самооценкой, персекуторный бред.

Нарушение мышления по форме. Снижение и искажение процессов обобщения. Нарушение темпа мышления: ускорение и замедление. Нарушение подвижности мышления: детализация, обстоятельность, вязкость. Нарушение целенаправленности мышления: витиеватость, резонерство, соскальзывание, разноплановость, аморфность, разорванность. Нарушение грамматического строя: бессвязность.

Врожденные и приобретенные формы нарушения интеллекта.

Речевые нарушения: эхолалия, мутизм, вербигерация, неологизмы, криптолалия, алалия, афазия, олигофазия.

Исследование мышления: классификация предметов, метод исключения, выделение существенных признаков, образование простых и сложных аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор, отнесение фраз к пословицам, исследование ассоциаций, объяснение сюжетных картин, называние 50 слов, буквенный эксперимент, складывание картинок из отрезков.

Психометрические методы исследования интеллекта: метод Векслера, шкала прогрессивных матриц Ровена, AIT.

Исследование экспрессивной, импрессивной и внутренней речи.

Основные термины и понятия

· Ментизм · Шперрунг
· Бредовые идеи · Обессивное мышление
· Резонерство · Паралогическое мышление

Тема 7. РАССТРОЙСТВА ВОЛИ И ЭМОЦИЙ

Воля, определение. Мотивационный компонент волевого усилия. Волевые качества человека.

Патология воли: угнетение, усиление, извращение. Навязчивые влечения и компульсии.

Эмоции, определение. Эмоциональные проявления: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект, эмоционально-стрессовое состояние.

Патология эмоций: позитивные и негативные симптомы.

Методы исследования эмоционально-волевого статуса.

Основные термины и понятия

· Депрессия · Гипоманиакальное состояние
· Аффект · Настроение
· Дисфория · Алекситимия

Тема 8. ШИЗОФРЕНИЯ И МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ

Шизофрения (F20).

Этиология и патогенез. Наиболее признанной является генетическая природа шизофрении, которая обоснована в результате исследований риска развития болезни у моно- и дизиготных близнецов, у сибсов, родителей и детей, а также в результате изучения приемных детей от родителей, страдающих шизофренией.

РаспространенностьРиск развития шизофрении составляет 1%, а заболеваемость — 1 случай на 1000 населения в год.

Клиника.Для диагностической группы в целом характерно сочетание расстройств мышления, восприятия и эмоционально-волевых нарушений, которые продолжаются не менее месяца, однако более точный диагноз может быть установлен лишь на протяжении 6 мес. наблюдений.

Согласно МКБ 10 должен отмечаться хотя бы один из следующих признаков:

1.«Эхо мыслей» (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей.
2. Бред воздействия, моторный, сенсорный, идеаторный автоматизмы, бредовое восприятие. Такое сочетание в отечественной психиатрии обозначается как синдром Кандинского — Клерамбо.
3. Слуховые комментирующие истинные и псевдогаллюцинации и соматические галлюцинации.
4. Бредовые идеи, которые культурально неадекватны, нелепы и грандиозны по содержанию.

Или хотя бы два из следующих признаков:
1. Хронические (более месяца) галлюцинации с бредом, но без выраженного аффекта.
2.Неологизмы, шперрунги, разорванность речи.
3.Кататоническое поведение.
4. Негативные симптомы, в том числе апатия, абулия, обеднение речи, эмоциональная неадекватность, в том числе холодность.
5. Качественные изменения поведения с утратой интересов, нецеленаправленностью, аутизмом.

Наши рекомендации