Нарушение структуры иерархии мотивов
На современном этапе исследований нет сколько-нибудь жесткой устоявшейся классификации личностных нарушений. Поэтому мы остановимся на тех личностных изменениях, анализ которых можно провести в наиболее разработанных в отечественной психологии теоретических понятиях, к которым следует отнести понятие деятельностного, системного подхода. Изменение мотивов часто наблюдается у людей, страдающих разными формами психических заболеваний.
К основным характеристикам мотивов, на которые должен опираться психологический анализ, относятся – их опосредованный характер и иерархичность их построения.
Деятельность человека отвечает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответственно побуждается несколькими мотивами.
Однако в конкретной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив. Именно он придает всему поведению определенный смысл.
Наличие ведущих мотивов не устраняет необходимости мотивов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведение, однако без ведущих мотивов содержание деятельности лишается личностного смысла. Именно этот ведущий мотив обеспечивает возможность опосредования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, позиций, ценностей.
Представляется удобным рассмотреть проблему нарушения иерархии мотивов на примере больных, страдающих хроническим алкоголизмом. По мере прогрессирования данного заболевания происходит постепенное снижение личности вплоть до полной ее деградации. Это снижение идет в первую очередь по линии изменений в сфере потребностей и мотивов, разрушения преморбидных социальных установок, сужения круга интересов.
Принятие алкоголя не входит в число естественных потребностей человека и само по себе не имеет побудительной силы. Поэтому вначале его употребление вызывается другими мотивами (как правило, отмечание какого-либо события).
На первых порах употребление алкоголя вызывает повышение настроения, активности. Кроме того, состояние опьянения привлекает многих и как средство облегчения контактов. Со временем может появиться стремление вновь и вновь испытать это приятное состояние, которое опредмечивается в алкоголе, и человека начинают привлекать уже не сами по себе события, а возможность употребления спиртного.
Именно алкоголь начинает побуждать самостоятельную деятельность, и тогда уже сами события становятся только поводом для выпивки. Происходит процесс “сдвига мотива на цель”, формируется новый мотив, побуждающий к новой деятельности, а, следовательно, и новая потребность в алкоголе. Принятие алкоголя приобретает определенный личностный смысл.
Наряду с этим у больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но меняется и их структура – они становятся все менее опосредованными.
У таких пациентов побуждение приводит прямо и непосредственно к действиям, у них отсутствует возможность опосредования сознательной целью, поэтому их потребности неуправляемы – они приобретают характер влечений.
Следует помнить, что опосредованность потребностей, мотивов связана с их иерархическим построением. Чем больше опосредован характер мотивов и потребностей, тем выраженнее их иерархическая связь.
У больных алкоголизмом разрушается прежняя иерархия мотивов. Главенствующим мотивом, направляющим деятельность больного становится удовлетворение потребности в алкоголе. Со временем все проблемы начинают разрешаться пациентом через алкоголь, с его помощью, и алкоголь становится смыслообразующим мотивом поведения. По мере того, как в ходе заболевания алкоголь становится смыслом жизни, прежние интересы и установки отходят на задний план. Работа и семья перестают интересовать больных. Центральным пунктом личностной деградации является постепенное нарушение прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей, мотивов, моральных ценностей и формирование взамен ее новой иерархии. Оттесняются и разрушаются высшие потребности и установки личности. Сужается круг интересов. Больные утрачивают свои прежние социальные контакты. Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает разрушение сложной организации деятельности, которая теряет специфическую человеческую характеристику – из опосредованной она становится импульсивной. Исчезают дальние мотивы, потребность в алкоголе переходит во влечение и становится доминирующей в жизни больного.
Таким образом, проведенный анализ изменений опосредованности и иерархии мотивов показывает, что они не выводятся непосредственно из нарушений мозга, а проходят длинный и сложный путь формирования.
Формирование патологических потребностей и мотивов
Рассмотренный выше (на примере хронического алкоголизма) феномен превращения социальной потребности в патологическое влечение можно проиллюстрировать и при анализе группы больных нервной анорексией, у которых резко выражено нарушение восприятии физического «образа-Я».
В ходе развития личности мотивы собственной деятельности, поступки человека становятся объектом его активного отношения, объектом его сознания, характер которого зависит от специфики реальных связей данного человека с миром, особенностей его деятельности. При этом различные стрессовые ситуации могут изменить самосознание человека. Изменение самосознания является результатом нарушения рефлексии, что может привести к изменению мотивов, изменить их смыслообразующую функцию, нарушить эмоциональную реактивность. Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер изменения восприятии физического «образа-Я».
Нарушение физического «образа-Я» описано в психиатрической литературе не только в виде синдрома дисморфофобии, деперсонализации, но и нервной анорексии (заболевания, характерного, в основном для девушек). Речь идет о девушках, которые произвольно и длительно голодают с целью «исправления» своей внешности. У большинства пациенток заболевание, что характерно, началось в подростковом возрасте. Все девушки отличались некоторой полнотой и сверстники зачастую подшучивали над ними, называя «толстушками». Кроме этого, девочки находились в окружении взрослых, которые всячески подчеркивали, «как важно для женщины обладать красивой фигурой». В результате специфического влияния социального окружения у девочек складывался некий «идеал красивой женщины». Девочки начинали беспокоиться о своей внешности и изыскивать средства для ее исправления.
Следует особо отметить то обстоятельство, что стремление к коррекции началось у этих больных в подростковом возрасте. В этом периоде развития формируется особая деятельность, заключающаяся в установлении личностных взаимоотношений между подростками. При этом подросток сравнивает свое поведение и свои возможности с возможностями сверстников, появляется мотив самоутверждения, стремление овладеть формами «взрослого поведения».
Именно в процессе такого общения и происходит главным образом формирование самосознания и самооценки. Невозможность соответствовать выработанным требованиям окружающих или выработанному собственному «идеалу» приводит к аффективным переживаниям у подростков. У больных нервной анорексией такие аффективные переживания возникали вследствие несоответствия «идеала красоты» и собственной внешности. Мотив к похуданию первоначально не носил патологического характера. Голодание было лишь действием для осуществления некоей духовной ценностной ориентации «быть красивой», «обладать красивой фигурой». Однако в дальнейшем эти действия по похуданию вступают в противоречие с органической природой потребности в пище. При этом родители старались контролировать пищевой рацион девочек и всячески препятствовать голоданию. Девочки вступали в конфликт с семьей, скрывали, что голодают сознательно, объясняя свое поведение отсутствием аппетита.
В ходе развития заболевания «антивитальные» действия не только не прекращаются, но сами преобразуются в мотив (сдвиг мотива на цель действия). Более того, этот мотив становится доминирующим, смыслообразующим в иерархии. Учеба, которой ранее девочки отдавали много сил, отходит на задний план, уступая свое место деятельности по похуданию. Несмотря на то, что сами больные длительно и упорно голодали, доводя себя до истощения, они охотно занимались всем, что имеет отношение к еде. Девушки любили готовить, закупали продукты в магазинах, на рынках, следили, чтобы близкие хорошо питались, многие из них хотели выбрать профессию, связанную с приготовлением еды.
Выше названные факты свидетельствуют о том, что сам способ удовлетворения природной потребности претерпевает известное изменение – происходит символическое замещение, т.е. «гиперкомпенсация» органической потребности. Это означает изменение природы самой потребности и переход ее в патологическую форму.
Нарушение смыслообразования
Слияние обеих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Ослабление и искажение этих функций – смыслообразующей и побудительной – приводят к нарушениям деятельности.
Это выражается в одних случаях в том, что смыслообразующая функция мотива ослабляется, а мотив превращается в только «знаемый». Так, больной знает, что к близким надо хорошо относиться, но при этом он оскорбляет и избивает свою мать. В других случаях выступало «сужение круга смысловых образований». Это выражалось в том, что мотив, сохраняя до известной степени побудительную силу, придавал смысл меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что ранее имело для больного личностный смысл (например, учеба, работа, дружба, отношение к родителям и т.п.), постепенно теряет свою актуальность. В результате теряется и побудительная сила мотива.
Так, у больных шизофренией главным нарушением в структуре изменения мотивационной сферы является то, что пациенты знают, что им надо делать, могут привести доказательства того, как надо поступать в том или ином случае, но, становясь просто «знаемым», мотив терял свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Это и служит причиной многих неадекватных поступков, суждений, отражающих парадоксальность шизофренической психики и нарушение селективности деятельности этих больных.
Таким образом, смещение смыслообразующей функции мотивов, отщепление действенной функции от «знаемой» нарушало деятельность больных, и было причиной деградации их личности. При этом редукция мотивов приводит к оскудению деятельности больных, оскудение деятельности оказывает и «обратное» влияние – не формируются новые мотивы.