Семинар по теме 7. Психотические расстройства
Учебные вопросы:
1. Опишите формы течения маниакально – депрессивного психоза.
2. Характеризуйте триаду психических отклонений депрессивной фазы маниакально – депрессивного психоза.
3. Что является наиболее тяжелым последствием депрессий.
4. Чем характеризуется маниакальная фаза маниакально – депрессивного психоза?
5. Опишите варианты маний.
6. Почему в современных классификациях шизофрению не относят к функциональным психозам?
7. Назовите основные психотические симптомы шизофрении.
8. По каким критериям ложные убеждения можно отнести к симптому, называемому бред?
9. Какие разновидности галлюцинаций имеют место при шизофрении?
10. Что называют формальными расстройствами мышления?
11. Назовите разновидности нарушения мыслительного процесса при шизофрении.
12. Почему некоторые группы симптомов при шизофрении называют «негативные» или «позитивные»?
13. Какие нарушения эмоциональной сферы характерны для шизофрении?
14. В каких формах проявляются расстройства мотивационной сферы больных шизофренией?
15. С какими заболеваниями следует дифференцировать шизофрению?
16. Оцените существующие способы лечения шизофрении.
17. Опишите судорожные припадки при эпилепсии.
18. Чем различаются истинный эпилептический припадок и истерический судорожный припадок?
19. Какие состояния при эпилепсии называют психическими эквивалентами припадков?
20. Что понимается под определением «эпилептический характер»?
Темы докладов:
1. Психологические расстройства при эпилепсии.
2. Маниакально-депрессивный психоз
3. Негативные и позитивные симптомы шизофрении.
Вопросы для размышления и дискуссии:
1. Изменения настроения бывают у каждого человека. Как отличить обычную меланхолию от клинической депрессии?
2. Почему в странах Запада депрессию характеризуют в большей степени психологические симптомы, а в слаборазвитых – физические?
3. Некоторые клиницисты считают, что бред эротомании в наши дни более распространен, чем в прошлом. Отчего это может быть?
4. Проанализируйте Вашу реакцию на возможное известие о том, что Ваш друг или родственник болен шизофренией. Будет ли Ваша реакция отличаться в зависимости от степени Вашего родства с больным?
5. Можно ли вылечить больного шизофренией?
6. Представляет ли эпилепсия опасность для окружающих?
Тема 8. Типы личностных реакций на болезнь
Реагирование индивидуума на собственное заболевание, внутренняя картина болезни, факторы личностных реакций на болезнь
Одной из теорией, сыгравших большую роль в развитии патопсихологии, является теория отношений В. Н. Мясищева, согласно которой личность человека - это система его взаимоотношений с окружающим миром. Эти сложнейшие отношения выражаются в его психической деятельности. Отношения человека в развитом виде представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Здоровье, как записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. Здоровье определяется, как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения.
Болезнь изменяет и разрушает сложившуюся систему отношений, а нарушения в системе отношений личности, в свою очередь, могут привести к болезни. Факт тяжелого недуга не остается без последствий для уровней психического и социального здоровья, на которых болезнь организма находит свое негативное продолжение. Различные виды серьезных органических нарушений влекут за собой изменения в психике, личностном статусе человека и его социальном поведении. Это могут быть нарушения когнитивных процессов (ослабление памяти, внимания, рассеянность мышления и др.); изменения в эмоциональной сфере (переживания тревоги, депрессии, беспомощности, раздражительности и др.); утрата ценностных ориентаций, интереса к жизни, близким. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее его влияние на состояние психического и социального здоровья.