Характерологические и патохарактерологические реакции
Уже с 6-7 лет нередко приходится встречаться с так называемыми психогенными характерологическими и патохарактерологическими реакциями, т.е. выражающими как нормальное, так и патологическое психическое реагирование.
Под характерологической реакцией следует понимать преходящее ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, которое проявляется преимущественно в определенной микросреде, имеет четкую психологическую направленность, не ведет к нарушением социальной адаптации и не сопровождается расстройствами соматических функций.
Патохарактерологическими реакциями называются психогенные личностные реакции, которые проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка, ведут к нарушению социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются сомато-вегетативными расстройствами. Чаще всего патохарактерологическая реакция развивается из характерологической.
Патологические реакции от нормальных отличаются следующим:
1. Они усилены количественно и не адекватны значимости вызванной их ситуации.
2. Склонны к генерализации, т.е. распространению за пределы той ситуации и микросреды, где они возникли.
3. Имеют тенденцию становится стереотипом поведения в разных ситуациях.
4. Приводят к социальной дезадаптации.
В отечественной психиатрии и психологии принято выделять:
Детские реакции, они встречаются с 6-7-ми лет и могут переходит в подростковый период. К ним относят:
1) реакции отказа. Наблюдаются у робких, пугливых детей, инфантильных детей, когда нарушаются эмоциональные отношения ребенка или подростка, при смене ситуации, в условиях лишения чего-то (вследствие помещения в интернат, на длительное время в больницу, разлучения с друзьями из-за переезда на новое место жительства или перевода в другую школу). Ребенок как бы испытывает "потерю перспективы", в поведении отмечаются отсутствие стремления к контактам с окружающими, отказ от обычных желаний и стремлений, страх всего нового, нарушается сон, испытывает общую слабость.
2) реакции оппозиции (протеста). Встречаются наиболее часто и включают большую группу разнообразных преходящих расстройств поведения, в основе которых лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое значение - переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких и т.п. Причины возникновения реакций протеста разнообразны: конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, появление второго ребенка в семье, несправедливые или оскорбляющие самолюбие ребенка наказания, школьная неуспеваемость и т.д.
В зависимости от характера нарушений поведения различают реакции активного и пассивного протеста. Реакции активного протеста проявляются в форме грубости, агрессивного поведения, нередко с оттенком жестокости, стремления делать все назло и др.; пассивного протеста - отказ от еды, уходы из дома, отказы от речевого общения, соматовегетативные нарушения (особенно рвота, энурез, энкопрез), редко - суицидальные попытки. Часто пассивные реакции протеста - это примитивные истерические реакции.
3) реакции имитации тех людей, которые имеют наибольшее значение. В детском возрасте чаще имитируются формы поведения родителей и воспитателей, в подростковом - формы поведения более старших подростков. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании, прежде всего системы ценностей. Однако имитироваться могут как положительные, так и отрицательные проявления (курение, употребление спиртного и наркотиков, бродяжничество, воровство, хулиганские поступки; болезненные проявления - заикание и др.).
4) реакции компенсации и гиперкомпенсации - возникновение таких форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности, что иногда приобретает карикатурный характер. Самореализация при этом идет в сферах, где ребенок чувствует себя лучше. К этим реакциям могут относиться:
- компенсаторные фантазии замещающего характера (физически слабый, робкий ребенок в мечтах представляет себя бойцом, воином);
- компенсаторные игры (ребенок, подавляемый деспотичными родителями и/или сверстниками, играет с малышами, которые беспрекословно подчиняются ему, командует ими, наказывает их);
- внешняя показная бравада, самооговоры (связан с шайкой бандитов или рэкетиров).
Реакции данной группы наиболее часто возникают при ситуациях эмоциональной депривации и в случае наличия "чувства неполноценности" (дети с физическими дефектами, длительно болеющие).
В подростковом возрасте к этим реакциям могут присоединяться другие:
5) реакции эмансипации характеризуются повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и вообще от взрослых. Часто возникают как следствие пребывания в условиях сильной опеки, но, возможно, и вследствие безнадзорности. Могут проявляться в виде отрицательного поведения, стремления все делать "по-своему", негативных высказывания и критике окружающих взрослых, уходах из дома, бродяжничестве, определенной трудовой деятельности (мойка машин, продажа газет).
6) реакции группирования со сверстниками типичны для подростков. Проявляются в стремлении подростков образовывать более или менее определенные спонтанные группы, в которых устанавливаются неформальные отношения, происходит распределение ролей. Склонность подростков к группированию объясняет факт преобладания групповых правонарушений, совершаемых подростками.
7) реакции увлечения или "хобби-реакции". Наличие тех или иных увлечений - одна из важнейших черт психологии подростка.
8) реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, к которым относят различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексуальные действия и др. В их происхождении ведущая роль принадлежит повышенному, но в то же время недостаточно дифференцированному половому влечению.
Патохарактерологические реакции - обратимая форма пограничных нарушений. Однако при их повторении обнаруживается тенденция к постоянной фиксации соответствующих форм поведения, что становится основой формирования патологических черт характера и, в дальнейшем, расстройства личности (психопатии).
До 1999г. чаще всего сначала ставится диагноз Патологические реакции ( реакция - это что-то кратковременное, преходящее; причина исчезла и нет реакции). Но в большинстве случаев причины сохраняются и реакции (патологические) становятся постоянными, т.е. они закрепляются, перерастают в постоянные особенности и диагноз уже Патологические черты характера. Когда (при преобладании факторов неадекватного воспитания) в динамике идет формирование и нарастание выраженности патологических черт, то диагноз - Патохарактерологическое развитие. Однако МКБ-10 данных диагнозов (патологические реакции, патологические черты) не предусматривает и соответствующие расстройства чаще всего проходят в рубрике F43.2 "Расстройства адаптации (Расстройства адаптации с преобладанием нарушения поведения, смешанное расстройство эмоций и поведения)"; иногда в рубриках F91 "Расстройства поведения" и F92 "Смешанные расстройства поведения и эмоций".
СИНДРОМЫ СТРАХОВ
Поскольку легкость появления страхов - характерная особенность детского возраста, то важной, хотя и не всегда легкой, задачей является отграничение " нормальных", психологически понятных страхов от страхов, имеющих патологический характер.
Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического состояния) и поведения ребёнка под влиянием страхов.
У детей и подростков можно выделить 5 основных групп синдромов (или симптомов) патологического страха:
- Навязчивые страхи. Неотступны, возникают вопреки желанию ребёнка. Отличаются конкретностью содержания, относительно простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации, ребенок пытается их преодолеть. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У подростков могут быть навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т.п.).
Особую группу навязчивых страхов составляют страхи оказаться несостоятельными во время той или иной деятельности, например, страх устных ответов в школе, страх речи у заикающихся (логофобия). К этой группе страхов близко примыкает страх подавиться твердой пищей или костью, который возникает после испуга, связанного с тем. Что ребенок во время еды действительно подавился.
Завершенные навязчивые страхи наблюдаются у детей преимущественно с возраста 10-12 лет. Характерны для невроза навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении (шизотипического расстройства). При шизофрении страхи становятся всё более оторванными от реальности, аффективно бледными, обнаруживая в ряде случаев тенденцию к трансформации в бредовые идеи (воздействия, ипохондрические).
- Страхи со сверхценным содержанием. Чаще встречаются при психогенных заболеваниях (неврозе страха), но возможны и при психогенно индуцированном приступе шизофрении. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг (различные животные, "черный дятька" и т.п.).
Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей младшего школьного возраста (7-9 лет) представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией: страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем и т.п. Страх школы может быть источником упорных отказов от её посещения и явлений школьной дезадаптации.
Начиная с 10-11 лет в тематике сверхценных страхов на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье.
- Бредовые страхи. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, незнакомых людей, персонажей сказок. ТВ-передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разговоре, загораживает лицо или прячется от реальных или воображаемых объектов. В более старшем возрасте собственно к страхам присоединяются неразвернутые бредовые идеи. Наиболее часты в инициальной стадии шубообразной шизофрении, а также при шизотипическом расстройстве, когда они менее интенсивны; значительно реже встречаются как кратковременные эпизоды в начальной стадии экзогенно-органических психозов, когда имеют преимущественно ипохондрическое содержание и сочетаются с массивными сенестопатиями; также иногда встречаются при некоторых реактивных психозах.
- Психопатологически недифференцированные страхи - нозологически наименее специфичны и проявляются в виде приступов.
- Ночные страхи (состояние выраженного страха и двигательного возбуждения на фоне суженного сознания или рудиментарного сумеречного помрачения сознания). Можно выделить: ночные страхи сверхценного содержания, бредовые страхи, психопатологически недифференцированные страхи и пароксизмальные ночные страхи. Пароксизмальные ночные страхи (наиболее часто встречающиеся при так называемой височной эпилепсии) отличаются следующими особенностями:
- внезапно возникают и прекращаются;
- приурочены к определенному времени ночного сна (чаще - спустя 2 часа после засыпания);
- склонны к повторению через равные промежутки времени;
- стереотипны;
- сочетаются с однообразными автоматизированными движениями и отрывочными бессвязными высказываниями;
- возможны устрашающие зрительные галлюцинации, иногда бывает упущение мочи, кала;
- полностью амнезируются.