Отделение Лабораторная диагностика
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | |
2. | Тематический план | |
3. | Содержание учебной дисциплины | |
4. | Вопросы тестового контроля по дисциплине | |
5. | Перечень рекомендуемой литературы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа дисциплины «Основы общей и клинической патологии» предназначена для обучения студентов медицинских училищ по специальности 060110 Лабораторная диагностика (базовый уровень образования), квалификация «медицинский лабораторный техник».
Дисциплина изучается на отделении «Лабораторная диагностика» на 3–4 курсах (VI–VII семестры); метод проведения занятий – традиционный.
По завершении курса общей и клинической патологии в соответствии с требованиями Госстандарта студенты должны
иметь представление:
ü Об общей патологии как фундаменте современной клинической медицины;
ü Об этиологии, механизмах развития и диагностики, патологических процессах в органах и системах;
ü О роли структурно-функциональных изменений в формировании сдвигов лабораторных показателей;
Знать:
ü Общие закономерности возникновения, развития и течения патологического процесса;
ü Сущность типовых патологических процессов на молекулярно-биологическом, клеточном, тканевом и системном уровнях;
ü Патологические основы неотложных состояний, их клинические проявления и основные принципы лабораторной диагностики;
Уметь:
ü Выявлять признаки типовых патологических изменений в органах;
ü Привести примеры заболеваний любого генеза;
ü Выполнять тестовые задания текущего контроля;
ü Грамотно формулировать ответы на вопросы итогового уровня знаний.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА , YI СЕМЕСТРА
№ П/П | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | МАКСИМ. УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТА | КОЛИЧЕСТВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ | САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА | ||
ВСЕГО | ЛАБО- РАТОРН | ПРАКТ | ||||
Раздел: ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ | ||||||
1. | Патология клетки | - | ||||
1.1. | Патология клетки как основа патологического процесса | - | ||||
1.2 | Патология органелл клетки | |||||
1.3 | Патология клеточного ядра Нарушения мембранного транспорта. ПОЛ | |||||
Повреждение | ||||||
2.1 | Общие и местные реакции на повреждение (шок, стресс, коллапс, кома) | - | ||||
2.2 | Дистрофия: понятие, механизм развития. Паренхиматозные дистрофии | - | ||||
2.3 | Стромально-сосудистые и смешанные дистрофии | - | ||||
2.4 | Паренхиматозные дистрофии | |||||
2.5 | Стромально-клеточные дистрофии | |||||
2.6 | Патология минерального обмена | |||||
2.7 | Некроз. Апоптоз. Атрофия. | - | ||||
2.8 | Некроз. Апоптоз | |||||
2.9 | Атрофия | |||||
3. | Нарушение кровообращения и лимфообращения | |||||
3.1. | Патология крово- и лимфообращения | |||||
3.2. | Нарушение микроциркуляции. Отек | |||||
4. | Воспаление | |||||
4.1. | Общая характеристика, причины и механизмы воспаления | |||||
4.2. | Альтеративное и экссудативное воспаление | |||||
4.3. | Продуктивное воспаление. Специфическое воспаление | |||||
5. | Нарушение терморегуляции | |||||
5.1. | Гипотермия. Гипертермия. Лихорадка. | |||||
6. | Гипоксия | - | ||||
6.1. | Общая характеристика. Структурно-функциональные изменения при гипоксии. | |||||
7. | Опухоли | |||||
7.1. | Опухоли | - | ||||
7.2. | Общая характеристика, этиология и патогенез опухолей | |||||
7.3. | Доброкачественные и злокачественные опухоли. Предопухолевые процессы | |||||
7.4. | Эпителиальные и мезенхимальные опухоли | |||||
Раздел: КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОЛОГИЯ | ||||||
8.1 | Нозология. Понятие здоровье и болезнь. Логика диагностического процесса | - | ||||
8.2. | Вторичные иммунодефициты. СПИД | - | ||||
9. | Патология сердечно-сосудистой системы | |||||
9.1. | Причины, виды и механизмы нарушений работы сердца. Врожденные пороки сердца | |||||
9.2. | Ревматизм и приобретенные пороки сердца | |||||
9.3. | Атеросклероз | |||||
9.4. | Ишемическая болезнь сердца | |||||
9.5. | Гипертоническая болезнь | |||||
9.6. | Инфекционные заболевания сердца | |||||
9.7. | Патология сердечной недостаточности Недостаточность кровообращения | |||||
10. | Патология органов пищеварения | |||||
10.1. | Причины, виды и механизмы нарушения пищеварения. Нарушение пищеварения в ротовой полости. | |||||
10.2. | Ангина. Эзофагит. Рак пищевода | |||||
10.3. | Гастрит. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки | |||||
10.4. | Энтериты и колиты. Рак желудка, рак кишечника | |||||
10.5. | Острый панкреатит | |||||
10.6. | Хронический панкреатит | |||||
10.7. | Гепатиты | |||||
10.8. | Гепатозы. Болезни желчного пузыря. | |||||
10.9. | Цирроз печени. | |||||
11. | Итоговый контроль знаний по материалам семестра | |||||
ИТОГО ЗА III КУРС YI СЕМЕСТР: |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ IY КУРСА , YII СЕМЕСТРА
№ П/П | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ | МАКСИМ. УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА СТУДЕНТА | КОЛИЧЕСТВО АУДИТОРНЫХ ЧАСОВ | САМОСТОЯ-ТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА | ||
ВСЕГО | ЛАБО- РАТОРН | ПРАКТ | ||||
1. | Патология выделительной системы | - | ||||
1.1 | Причины, виды и механизмы нарушений системы мочеобразования. | - | ||||
1.2. | Гломерулонефрит | - | ||||
1.3. | Пиелонефрит | - | ||||
1.4. | Мочекаменная болезнь. Почечная недостаточность | - | ||||
2. | Патология дыхательной системы | |||||
2.1. | Патология дыхательной системы. Причины и механизмы нарушений функции дыхания. Понятие о хронических неспецифических заболеваниях легких. Бронхиальная астма. | - | - | |||
2.2. | Причины, виды и механизмы нарушения дыхания | - | ||||
2.2. | Острый и хронический бронхит | - | ||||
2.3. | Крупозная пневмония. Очаговая пневмония | - | ||||
2.3. | Бронхиальная астма | - | ||||
2.4. | Эмфизема легких. Бронхоэктатическая болезнь. Рак легкого | - | ||||
3. | Болезни эндокринной системы | - | ||||
3.1 | Основные причины, виды и механизмы нарушений эндокринной системы. | - | ||||
3.2 | Болезни гипофиза | - | ||||
3.3 | Болезни щитовидной железы | - | ||||
3.4 | Патология надпочечников | - | ||||
3.5 | Сахарный диабет | - | ||||
4. | Патология нервной системы | - | ||||
4.1. | Боль, виды болей. неврозы | - | ||||
4.2. | Нейрогенные расстройства движений | - | ||||
4.3. | Инфекционные заболевания нервной системы | - | ||||
5. | Патология системы крови | - | ||||
5.1. | Опухоли системы крови. Лейкозы. Лимфогрануломатоз | - | ||||
5.2. | Нарушение обмена циркулирующей крови. | - | ||||
5.3. | Изменение количественного состава эритроцитов | - | ||||
5.4. | Анемии | - | ||||
5.5. | Нарушения белой крови. | - | ||||
5.6. | Лейкозы | - | ||||
5.7. | Лимфогрануломатоз | - | ||||
6. | Иммунопатологические процессы | - | ||||
6.1. | Иммунодефициты | - | ||||
6.2. | Аллергия | - | ||||
6.3. | ВИЧ-инфекция | - | ||||
7. | Инфекционные заболевания | - | ||||
7.1. | Дифтерия, скарлатина. Менингококковая инфекция. | - | ||||
7.2. | Первичный туберкулез | - | ||||
7.3. | Гематогенный туберкулез. Вторичный туберкулез | - | ||||
8. | Патоморфоз туберкулеза | - | ||||
ИТОГО ЗА IY КУРС YII СЕМЕСТР: | - |
3. Содержание учебной дисциплины
Темы теоретических занятий. Цели занятий. Содержание учебной информации.
(3 курс, VI семестр)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы занятий. Цели занятий. Содержание учебной дисциплины
(3 курс, VI семестр)
РАЗДЕЛ: ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке (составление таблиц, решение ситуационных задач)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке (составление таблиц, решение ситуационных задач)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке (составление таблиц, решение ситуационных задач)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ТЕМА: «Некроз. Апоптоз»
Студент должен знать:
- определение некроза
- определение апоптоза
- причины развития некроза
- признаки некроза
- клинико-морфологические признаки некроза
- исходы некроза
Студенты должны уметь:
- привести примеры некроза, апоптоза
- различать и зарисовывать признаки некроза при рассматривании гистологических препаратов
- определить вид некроза в предлагаемой преподавателем ситуационной задаче
- отличать признаки некроза от дистрофии
- выполнять тестовые задания
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
ТЕМА: «Атрофия»
Студент должен знать:
- определение атрофии
- причины развития атрофии
- признаки атрофии
- классификация атрофии
- исходы атрофии
Студенты должны уметь:
- привести примеры атрофии
- различать и зарисовывать признаки атрофии
- выполнять тестовые задания
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке (составление словаря терминов)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке (составление словаря терминов)
- составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
- составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10
Самостоятельная работа
- подготовка доклада на тему «Роль Мечникова И.И в изучении механизмов развития воспаления»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11
Самостоятельная работа
- подготовка доклада на тему «Роль Мечникова И.И в изучении механизмов развития воспаления»
- работа с методическими рекомендациями
- составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
Самостоятельная работа
- составить схему классификации продуктивного воспаления
- составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
Самостоятельная работа
- составление типов температурных кривых при некоторых лихорадочных состояниях
- составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15
Самостоятельная работа
- подготовка сообщений на тему «Теория возникновения опухолей»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18
Самостоятельная работа
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19
Самостоятельная работа
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №20
ТЕМА: «Атеросклероз»
Студент должен знать:
- этиологию атеросклероза
- патогенез атеросклероза
- стадии атеросклероза
- осложнения атеросклероза
Студенты должны уметь:
- обнаруживать и зарисовывать атеросклеротические бляшки в микропрепаратах
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №21
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №22
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №23
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №24
Самостоятельная работа
- составить схему «Основные нарушения функции сердца и центральной гемодинамики при сердечной недостаточности»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №25
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №26
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №27
Самостоятельная работа
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №28
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №29
ТЕМА: «Острый панкреатит»
Студент должен знать:
- острую патологию экзокринного отдела поджелудочной железы
- диагностические подходы к выявлению острых панкреатитов
Студенты должны уметь:
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №30
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №31
ТЕМА: «Гепатиты»
Студент должен знать:
-морфологические критерии диагностики патологических процессов в печени
- понятия о гепатитах, их виды, морфологические признаки, осложнения.
-желтуха, их виды
Студенты должны уметь:
- узнавать и зарисовывать признаки воспалительных изменений печени
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №32
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №33
ТЕМА: «Цирроз печени»
Студент должен знать:
- понятие о циррозе
- виды цирроза
-исходы цирроза
Студенты должны уметь:
- находить и зарисовывать цирроза при элективной окраске на соединительную ткань.
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
- составление словаря терминов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №34
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы занятий. Цели занятий. Содержание учебной дисциплины
IV курс, VII семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
ТЕМА: «Причины, виды и механизмы нарушений системы мочеобразования»
Студенты должны знать:
- терминологию изменений мочеобразовательной и выделительной функции
- понятие о недостаточности почек и их связь с изменением биохимических показателей крови
-нарушения функции почек (изменения количества мочи, ритма мочеиспускания, состава мочи
Студенты должны уметь:
- сопоставить динамику изменений показателей лабораторных исследований мочи с изменениями определенных почечных структур
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
Составление кроссвордов
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
ТЕМА: «Гломерулонефрит»
Студенты должны знать:
--понятие гломерулонефрит
- гломерулонефрит: этиологию, патогенез, классификацию, морфологическую картину, осложнения, исход
- Студенты должны уметь:
- сопоставить динамику изменений показателей лабораторных исследований мочи с изменениями определенных почечных структур
- узнавать признаки гломерулонефрита
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
Составление кроссвордов
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ТЕМА: «Пиелонефрит»
Студенты должны знать:
--понятие пиелонефрит
- пиелонефрит: этиологию, патогенез, классификацию, морфологическую картину, осложнения, исход
- Студенты должны уметь:
- сопоставить динамику изменений показателей лабораторных исследований мочи с изменениями определенных почечных структур
- узнавать признаки пиелонефрита
- выполнять задания тестового контроля
Самостоятельная работа
Составление кроссвордов
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
Самостоятельная работа
- уметь изобразить на рисунке типы патологического дыхания
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №7
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №8
ТЕМА: «Бронхиальная астма»
Студенты должны знать:
-этиологию, патогенез, морфологическую картину бронхиальной астмы
- изменения лабораторных показателй при бронхиальной астме
- Студенты должны уметь:
- сопоставлять изменения лабораторных показателей с развитием бронхиальной астмы
- отвечать на вопросыЮ поставленные преподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №11
ТЕМА: «Болезни гипофиза»
Студенты должны знать:
-нарушение гипофизарной регуляции
- роль механизма обратной связи
- понятие о первичной и вторичной патологии, гипер- и гипофункции ЖВС
- гипоталамо-гипофизарную систему
- патологию гипофиза (гипофизарный нанизм, гигантизм, акромегалия)
Студенты должны уметь:
- отвечать на вопросы , поставленные преподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №12
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №14
ТЕМА: «Сахарный диабет»
Студенты должны знать:
- патологию островкового аппарата поджелудочной железы
- сахарный диабет: причины, проявления сахарного диабета, патологическую анатомию, варианты течения, осложнения сахарного диабета
- Студенты должны уметь:
- видеть и зарисовывать диабетический гломерулосклероз при просмотре гистологических препаратов
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №16
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №17
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №18
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №19
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №20
ТЕМА: «Анемии»
Студенты должны знать:
- функцию системы крови и кроветворения
- морфологию кроветворения
- анемию: виды, причины, исходы
Студенты должны уметь:
- различать и зарисовывать эритроциты при анемиях (находить тельца Жолли, кольца Кебота, пойкилоциты, анизоциты
- отвечать на вопросы, поставленные преподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №21
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №22
ТЕМА: «Лейкозы»
Студенты должны знать:
- классификацию опухолей системы крови
- лейкозы: виды, диагностические критерии, исходы
- Студенты должны уметь:
- находить в препарате бластные и недифференцированные клетки
- отвечать на вопросы, поставленные преподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №23
ТЕМА: «Лимфогранулематоз»
Студенты должны знать:
- лимфомы: понятие, классификацию
- лимфогранулематоз: патологическую анатомию, стадии, исход
- Студенты должны уметь:
- находить в препарате клетки Березовчкого-Штернберга
- отвечать на вопросы, поставленные прнподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №24
ТЕМА: «Иммунодефициты»
Студенты должны знать:
-функции иммунной системы и их структурное обеспечение
- понятие о недостаточности иммунной системы
- понятие о иммунной толерантности
- причины возникновения вторичных иммунодефицитов
- иммунологические методы диагностики иммунопатологических состояний
Студенты должны уметь:
- отвечать на вопросы, задаваемые преподавателем
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №25
ТЕМА: «Аллергия»
Студенты должны знать:
- аллергия (понятие)
- понятие о аллергене, виды аллергенов
- понятие о сенсибилизации
- понятие об антителах, виды
- стадии аллергических реакций
- виды аллергии
- значение аллергии
- Студенты должны уметь:
- отвечать на вопросы
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №26
ТЕМА: «ВИЧ-инфекция»
Студенты должны знать:
- группы риска ВИЧ-инфекции
- пути передачи ВИЧ
- СПИД: этиологию, патогенез, морфологическую картину
- Студенты должны уметь:
- отвечать на вопросы
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №27
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №28
Самостоятельная работа
- работа с методическими рекомендациями по самоподготовке
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №29
Самостоятельная работа
- подготовка сообщения на тему « Роль московской школы фтизиаторов в изучении туберкулеза»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №30
ВОПРОСЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ
Дистрофия. Некроз. Апоптоз.
15. К механизмам развития дистрофии относятся (выберите пару признаков)
А) усиление размножения клеток, анэуплоидия
Б) декомпозиция, извращенный синтез
В) трансформация, кариорексис
Г) апоптоз, мукоидное набухание
16. Назовите паренхиматозную белковую дистрофию
А) мукоидное набухание
Б) зернистая дистрофия
В) гликогеноз
Г) гиалиноз
17. Определение мезенхимальных дистрофий
А) нарушение обмена веществ в паренхиматозных элементах органов
Б) нарушение обмена веществ в строме органов и стенках сосудов
В) нарушение обмена веществ в паренхиме и строме органов
Г) нарушение кровообращения в органах
18. Виды мезенхимальных дистрофий (выберите пару признаков)
А) мутное набухание, зернистая дистрофия
Б) цистиноз, гидропическая дистрофия
В) мукоидное набухание, гиалиноз
Г) амилоидоз, гиалиново-капельная дистрофия
19. Гиалиноз является исходом процесса
А) мутного набухания
Б) амилоидоза
В) плазморрагии
Г) гликогеноза
20. Заболевание, осложняющееся развитием амилоидоза
А) гипертоническая болезнь
Б) атеросклероз
В) острый гломерулонефрит
Г) хронический абсцесс легких
21. Виды клеточной смерти (выберите пару признаков)
А) некроз и апоптоз
Б) альтерация и лизис
В) апоптоз и дистрофия
Г) хемотаксис и некроз
22. При сухой гангрене ткани погибают по типу
А) коагуляционного некроза
Б) колликвационного некроза
В) апоптоза
Г) кариорексиса
Обмен веществ и энергии
23. Подагра является клиническим проявлением нарушения обмена
А) хромопротеидов
Б) нуклеопротеидов
В) липопротеидов
Г) гликопротеидов
24. К нарушениям белкового обмена относятся
А) подагра и гликогеноз
Б) лизис и кариорексис
В) гиперкератоз и липидоз
Г) альбинизм и меланоз
25. Мочекаменная болезнь является следствием нарушения обмена
А) минерального
Б) жиров
В) витаминов
Г) углеводов
26. Уровень кальция в крови возрастает при
А) увеличении секреции паратгормона
Б) уменьшении секреции паратгормона
В) увеличении секреции тиреокальцитонина
Г) все перечисленное верно
Патология кровообращения
27. Определение тромбоза
А) циркуляция инородных частиц в крови или лимфе
Б) свертывание крови в полости перикарда
В) прижизненное свертывание крови в просвете сосуда или полости сердца
Г) пропитывание плазмой стенки сосуда
28. Макроскопическая характеристика тромба
А) поверхность гладкая и блестящая
Б) поверхность шероховатая и тусклая
В) консистенция эластическая
Г) свободно извлекается из сосуда
29. Исход тромбоза
А) организация
Б) кровоизлияние
В) разрыв сосуда
Г) фибриноидное набухание
30. Определение эмболии
А) прижизненное свертывание крови в сосудах
Б) циркуляция в крови форменных элементов
В) циркуляция в крови не встречающихся в норме частиц
Г) прижизненное свертывание крови, излившейся в ткани
31. Определение инфаркта
А) аллергический некроз
Б) прямой некроз
В) очаг некроза вследствие прекращения кровоснабжения
Г) некроз органа, сообщающийся с внешней средой
32. В процессе тромбообразования выделяют стадии
А) сосудисто-тромбоцитарную
Б) коагуляционно-плазменную
В) организация тромба
Г) все перечисленное верно
33. Определение венозного полнокровия
А) замедление притока крови
Б) усиление притока крови
В) остановка кровотока
Г) уменьшение оттока крови
34. Мускатная печень является следствием
А) артериального полнокровия
Б) ишемии
В) венозного полнокровия
Г) стаза
35. В легких при хроническом венозном полнокровии развивается
А) мутное набухание
Б) бурая индурация
В) мукоидное набухание
Г) мускатный фиброз
36. Определение стаза
А) замедление притока крови
Б) остановка кровотока
В) свертывание крови
Г) гемолиз эритроцитов
37. Определение кровоизлияния
А) истечение крови из сосудов
Б) истечение крови из сердца
В) скопление крови в ткани
Г) свертывание крови в сосуде
38. ДВС-синдром – это
А) диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови
Б) выход крови из неповрежденного сосуда
В) свертывание крови, излившейся в ткани
Г) все перечисленное верно
Воспаление
39. Не относится к фазам воспаления
А) экссудация
Б) альтерация
В) трансформация
Г) пролиферация
40. Фаза альтерации характеризуется
А) дистрофией и некрозом
Б) образованием экссудата
В) фагоцитозом
Г) размножением клеток в зоне воспаления
41. Фаза экссудации характеризуется
А) дистрофией
Б) эмиграцией клеток и жидкой части крови
В) размножением клеток
Г) некрозом
42. Фаза пролиферации характеризуется
А) повреждением ткани
Б) фагоцитозом
В) образованием экссудата
Г) размножением клеток в зоне воспаления
43. Укажите вид экссудативного воспаления
А) межуточное
Б) фибринозное
В) альтеративное
Г) грануломатозное
44. Укажите вид фибринозного воспаления
А) гнойное
Б) геморрагическое
В) дифтеритическое
Г) грануломатозное
45. Для фибринозного воспаления характерно
А) расплавление тканей
Б) образование пленки на воспаленной поверхности
В) скопление эритроцитов в экссудате
Г) наличие слизи в экссудате
46. Вид гнойного воспаления
А) крупозное
Б) дифтеритическое
В) абсцесс
Г) серозное
47. Основной критерий катарального воспаления
А) образование пленки на воспаленной поверхности
Б) скопление эритроцитов в экссудате
В) обильное образование и стекание экссудата с воспаленной поверхности
Г) расплавление тканей
48. Продуктивное воспаление характеризуется
А) выраженным повреждением ткани
Б) образованием фибринозного экссудата
В) размножением гистиогенных и гематогенных клеток
Г) размножением эпителиальных элементов
49. Вид продуктивно<