Синдромы расстройства настроения
Гипертимия | Гипотимия |
Базовый фон настроения повышенный. Маниакальный синдром. Синдромы: - эйфория – отличается от маниакального тем, что с оттенком благодуший и состояние не продуктивное (нет ни двигательной, ни творческой продукции, просто повышается настроение). Бывает при органическом поражении ЦНС. - экстаз – переживание наивысшего эмоционального благополучия, самоудовлетворенности. Длится какие-то минуты. Часто у эпилептиков. - мория – повышенное настроение не продуктивное, сопровождается дурашливостью, смехом, ужимками, выкриками. Ведет себя как расшалившийся ребенок. Характерно для дезорганизованной формой шизофрении. | Пониженный фон настроения. Депрессивный синдром. Синдромы: - дисфория – значительное снижение настроения с оттенком раздражения, гневливости, злости. Нередко сопровождается еще и поведенческой агрессией. «Как будто горячая волна ярости захлестнула его». Характерно для эпилепсии. - тревога и страх – неприятное предчувствие, при этом пациенты не могут вербализовать это состояние. «Сама не знаю чего, но боюсь сама не знаю чего». Как только тревога локализуется к какой-то ситуации, то мы говорим о формировании фобии. Такой пациент четко вам скажет о том, чего он боится. Характерно поведение избегания. - апатия – безразличие, равнодушие эмоциональное - эмоциональное уплощение (тупость, огрубение) – теряются сначала тонкие эмоции, потом идет оскудение, обеднение того эмоционального содержания, которые есть у каждого человека. Бывает при шизофрении. |
До сих пор в литературе нет единых представлений о содержании вышеперечисленных понятий. Есть общие области пересечения этих понятий. Ниже приводится один из подходов к рассмотрению эмоциональных состояний, обозначенных терминами стресс, кризис, фрустрация.
Из Пушкинской методички: Эмоции – это "интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организации человека. В. Н. Мясищев предлагает следующую классификацию эмоций:
1) эмоциональные реакции, которые являются ответными переживаниями на стимулы, их вызвавшие;
2) эмоциональные состояния, которые характеризуются изменением нервно-психологического тонуса;
3) эмоциональные отношения (чувства), которые характеризуются эмоциональной избирательностью или связью конкретных эмоций с определенными лицами, объектами или процессами.
Расстройства эмоций характерны для больных с разными психическими заболеваниями. У больных неврозами отмечаются болезненные эмоционально-аффективные реакции раздражения, негативизма, страха и др., а также эмоциональные состояния (страх, астения, пониженное настроение и т.д.) У больных неврозом навязчивых состояний наблюдается высокая сензитивность, тревожность. У больных истерией – лабильность эмоций, импульсивность; у больных неврастенией – раздражительность, чувство усталости, утомляемость, слабость. При всех типах неврозов отмечается низкая фрустрационная толерантность.
У больных психопатией отмечается склонность к эмоционально-аффективным реакциям патологического характера; эмоционально-агрессивные вспышки при эпилептоидной, гипертимной, истероидной психопатиях. Наблюдается тенденция к пониженному настроению, тоске, отчаянию, вялости при астенической, психастенической, сензитивной психопатиях. У шизоидных психопатов – диссоциация эмоциональных проявлений (“хрупкие, как стекло, по отношению к себе и тупые, как дерево, по отношению к другим”).
При эпилепсии отмечается склонность к дисфориям. При височной эпилепсии – страх, тревога, снижение настроения, злобность; реже – приятные ощущения в различных органах, чувство “озарения”.
У больных с органическими поражениями ЦНС также отмечаются эмоционально-аффективные реакции и состояния разного знака, интенсивности в зависимости от заболевания, психотравмирующих ситуаций. Например, эксплозивность, раздражительность, "недержание эмоций", слезливость, эйфория, тревожность.
Эмоциональной тупостью, утратой дифференцированности эмоциональных реакций, их неадекватностью отличается эмоциональная сфера у больных шизофренией. Из трех видов эмоций в большей степени страдают эмоциональные отношения, которые становятся патологически искаженными.
Значительными перепадами направленности эмоций характеризуются эмоциональные проявления у больных МДП (от эйфории до глубокой депресии). Отмечается склонность к дисфориям у больных депрессией.
Изменения в эмоциональной сфере характерны и для больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, при инфаркте миокарда – мрачная окраска будущего; при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки – повышенная тревожность, возбудимость, перепады настроения и т.д.)
Для исследования эмоций можно использовать тест Люшера, ТАТ. Уровень тревожности исследуют с помощью шкал Тейлора, Спилбергера и др. При использовании всех предлагаемых патопсихологических методик важно обращать внимание на эмоциональные проявления испытуемых. Возможно создание психологом искусственных трудностей (например, дефицит времени, увеличение сложности задания и т.д.) для провоцирования эмоциональных реакций во время выполнения заданий.
В норме у испытуемого сохраняется побуждение к деятельности и стремление завершить выполнение задания. При патологии возможны различные реакции: аффективные вспышки, негативные реакции отказа от продолжения деятельности, выраженные вегетососудистые реакции (тремор, покраснение лица, учащение дыхания), усиление мышечной напряженности и др.
Далее описаны наиболее распространенные психические состояния, причины их возникновения, характерные особенности.
Стрессы
По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.
До сих пор нет единого мнения относительно определения стресса. Ниже приведены наиболее распространенные представления:
¨ стресс – эмоциональное напряжение, которое возникает в результате неприятных переживаний;
¨ стресс – это потрясения, вызванные различными по модальности и интенсивности силами;
¨ стресс – это психическая напряженность (эмоциональная и операциональная).
В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:
а)специфическая(конкретная болезнь со специфической симптоматикой);
б)неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.
Последняя состоит из трех фаз:
¨ Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.
¨ Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.
¨ Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.
Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. Селье пишет: "Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации", не стоит "жечь свечу с обоих концов".
При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс – острая приправа к повседневной жизни... ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть". В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.
Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и " сс является причиной стресса.
В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внутренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому, независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.
Фрустрация
Фрустрация (англ. frustration – "расстройство, срыв планов, крушение") – специфическое эмоциональное состояние, возникающее в тех случаях, когда на пути к достижению цели возникает препятствие и сопротивление, которые или реально непреодолимы, или воспринимаются как таковые.
Признаки, характерные для состояния фрустрации:
1. Наличие потребности, мотива, цели, первоначального плана действия.
2. Наличие сопротивления (препятствие-фрустратор). Сопро-тивление может быть внешним и внутренним, пассивным и активным.
В ситуациях фрустрации человек может проявлять себя либо как зрелая личность, либо как инфантильная. Человек с адаптивным поведением усиливает мотивацию, повышает уровень активности для достижения цели, сохраняя саму цель. Неконструктивное поведение, свойственное инфантильной личности, проявляется в агрессии вовне или на себя или в уходе от разрешения сложной для личности ситуации.
В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации:
¨ теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер, 1949)
¨ теория фрустрационной репрессии (K. Bagner, T. Dembo, K. Yewin, 1943)
¨ теория фрустрационной агрессии (J. Dollard с соавт., 1939)
¨ эвристическая теория фрустрации (J. Rosenzweig, 1949).
Кризисы
Концепция кризисов появилась и развивалась в США. Она утверждала, что риск возникновения психических нарушений достигает наивысшей точки и материализуется в определенной кризисной ситуации. Поэтому в США создано свыше 3000 клиник и центров психического здоровья, для работы в которых привлекаются не только психологи, психиатры, но и педагоги, юристы, полицейские, врачи общей практики, священники, страховые агенты и т.д.
G. Gaplan и его предшественник Lindemann являются основоположниками теории кризиса, которая, с одной стороны, продолжает учение о стрессе, с другой – использует концепции социологии и социальной психологии.
Определение.По определению Gaplan,
"кризис – это состояние, возникающее, когда лицо сталкивается с препятствием жизненно важным целям, которое в течение некоторого времени является непреодолимым при помощи привычных методов разрешения проблем. Возникает период дезорганизации, расстройства, в течение которого совершается много разных абортивных попыток разрешения. В конце концов достигается какая-то форма адаптации, которая может наилучшим образом отвечать или не отвечать интересам этого лица и его близких".
Кризис, как и стресс, несет в себе саногенный и патогенный компоненты. Человек, преодолевший кризис, приобретает новые формы адаптации в сложных для него ситуациях. Если же кризис затягивается, возможно появление психических нарушений.
Выделяются следующие виды кризисов:
а) кризисы развития: поступление ребенка в школу, детский сад, вступление в брак, уход на пенсию и т.д.;
б) случайные кризисы: безработица, стихийное бедствие, положение матери-одиночки;
в) типовые кризисы: горе в связи со смертью близкого человека, появление в семье новорожденного и т.д.
Все кризисы характеризуются индивидуальными, присущими только им признаками, соответственно используются разные виды помощи и выбираются профилактические мероприятия. Интервенция, или вмешательство в кризис, осуществляется по определенным принципам, исходя из особенностей данного кризиса.
В США созданы специальные службы психопрофилактики (служба неотложной помощи; служба консультации и просвещения). Неотложная помощь осуществляется в течение 24 часов в кризисный период и является пассивным видом помощи (клиент обращается самостоятельно во время кризиса).
При активном виде помощи работа проводится службой консультации и просвещения при центрах психического здоровья до наступления кризиса.
Так, в 1972 г. в США было 500 "горячих" телефонных линий. первоначально эти пункты организовывались для предупреждения суицидов, в настоящее время эти линии выполняют все растущее число "кризисных услуг".
Методики: Особое внимание умению обследуемого выделить эмоциональный подтекст картины придается в предложенной А. И. Лапицким (1970) методике <Сопоставление картин с эмоционально насыщенным сюжетом>. Методика эта напоминает методику исключения - обследуемому предлагают 4 репродукции художественных картин, из которых одну он должен исключить по отличию ее эмоционального и тематического содержания. В то же время все четыре картины должны иметь некоторые общие формальные признаки (общность плана, перспективы и т. п.). Методика апробирована А. И. Лапицким на здоровых обследуемых и больных шизофренией. При этом у больных шизофренией выявлена неспособность вчувствоваться в переживания других лиц (в данном случае персонажей картин), постичь их внутреннее состояние, намерения и замыслы.
В определенной степени методика пиктограммы отражает эмоциональное состояние обследуемого.
Исследование уровня притязаний. Понятие уровня притязаний разрабатывалось психологами школы К. Lewin. В частности, была создана методика экспериментального исследования уровня притязаний F. Норре (1930). В эксперименте установлено, что уровень притязаний зависит от того, насколько успешно выполняются обследуемым экспериментальные задания. В. Н. Мясищев (1935) различал две стороны уровня притязаний - объективно-принципиальную и субъективно-личностную. Последняя тесно связана с самооценкой, чувством неполноценности, тенденцией самоутверждения и стремлением видеть в показателях своей деятельности снижение или повышение трудоспособности. Далее автор указывал, что соотношением этих моментов и определяется уровень притязания больных, особенно при психогенных заболеваниях.
Характер реакции обследуемого на успех или неуспех в первую очередь определяется тем, насколько устойчива у него самооценка. Анализируя динамику уровня притязаний, В. С. Мерлий находил, что легкость или трудность приспособления личности к деятельности путем изменения уровня притязаний зависит от свойств темперамента (тревожность, экстра-или интровертированность, эмоциональность) и от таких сугубо личностных свойств, как начальный уровень притязаний, адекватность или неадекватность самооценки, степень ее устойчивости, мотивы самоутверждения.
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММР1) разработан S. R. Hathaway и J. Mckinley (1943) и основан на анализе личностных свойств психически больных. Он состоит из 550 утверждений (в основном варианте), относящихся к общему самочувствию обследуемого, функционированию у него тех или иных систем внутренних органов, к его отношениям с окружающими, к наличию у него психопатологической симптоматики, к особенностям его самооценки и т.Обследуемый по каждому утверждению выбирает один из трех вариантов ответа: <верно>, <неверно>, <не могу сказать>. Опросник используется как для индивидуальных, так и для групповых исследований. Американские исследователи рекомендуют использовать опросник для обследования лиц в возрасте от 16 до 55 лет при интеллектуальном коэффициенте (по Векслеру) не ниже 80. Ответы на содержащиеся в опроснике утверждения распределяются по 3 оценочным и 10 основным (клиническим) шкалам. Помимо основных, имеется множество дополнительных шкал (алкоголизма, зрелости, тревоги, контроля, диссимуляции, эмоциональной незрелости, контроля над враждебностью, лидерства, и т. д.), базирующихся на тех же 550 утверждениях. /ну тут я думаю понятно. Депрессия и все такое./
Метод Бекмана - Рихтера. Разработан D. Beckmann и H. E. Richter (1972) для исследования личности и анализа социальных отношений, в особенности отношений в малых группах. Тест дает представление о том, какими обследуемые видят себя, какими бы они хотели видеть себя, какими они видят других, какими их видят окружающие, какими, по их мнению, должен быть идеальный представитель той или иной группы. Тест стандартизован на лицах в возрасте 18-60 лет и включает 3 варианта одних и тех же 40 биполярных утверждений (<Я>, <Он>, <Она>). В опроснике выделяются 6 основных шкал и 2 шкалы тенденций.
1. Шкала социального резонанса (от негативного к позитивному).
II. Шкала доминантности (уступчивости).
III. Шкала контроля (недостаточно контролирующие себя - упорядоченные, с высоким уровнем самоконтроля).
IV. Шкала преобладающего настроения (гипоманиа-кальные - депрессивные).
V. Шкала открытости - замкнутости.
VI. Шкала социальных возможностей (социально слабые - социально сильные).
При повторном использовании теста в ходе психотерапии можно убедиться в изменении взаимоотношений между врачом и больным. Так, при успешности лечения самооценка больного все больше будет приближаться к оценке его врачом и, наоборот, будет все больше отличаться, если терапия не приносит больному облегчения. Оценка врача больным содержит ожидания и установки, определяемые социальными и социально-психологическими факторами. В ходе лечения эта оценка также может меняться.
Эта возможность применения теста Бекмана - Рихтера была убедительно показана X. Гоза Леоном (1982), проводившим исследование взаимоотношений между врачом и больным в клинике некоторых психосоматических заболеваний. Он обследовал больных, страдающих, по M. Bleuler, истинными психосоматозами - язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой. В качестве основных методов исследования автор использовал тест Бекмана-Рихтера и применявшийся ранее В. А. Ташлы-ковым (1974) метод оценочного конструирования, в котором характеристика личности воссоздается путем оценки ее по стандартному набору личностных свойств. Исследования X. Гоза Леона показали высокую степень корреляции между этими методиками. Анализ полученных данных позволил автору выделить два образа лечащего врача - сопереживающий и эмоционально-нейтральный. Из них первый является идеальным образом лечащего врача, а второй - нежелательным. Соответственно были выделены основные типы эмоционального контакта между врачом и больным и формы ролевого поведения врача (руководство, партнерство, руководство - партнерство). Автор показал, что система взаимоотношений врача и больного в процессе лечения не является стабильной, она представляет крайне подвижный процесс, отражающий роль множества факторов и имеющий большое значение для эффективности лечения, особенно психотерапии. Аналогичные данные были получены В. А. Ташлыковым (1974, 1978), изучавшим взаимоотношения между психотерапевтом и больными неврозами.
Важность таких исследований заключается в том, что знание установок больного в отношении лечащего врача, своей болезни и ее лечения позволяет врачу управлять процессом установления оптимального эмоционального контакта, разрабатывать и осуществлять реабилитационные мероприятия.
Вербальный проективный тест (ВПТ). Методика предложена в 1991 году В. М. Блейхером и С. Н. Боковым. Относится к методикам ряда TAT. В отличие ото всех ныне существующих проективных методик этой группы стимульный материал ВПТ носит вербальный характер, что позволяет избежать одного из этапов апперцепции стимула - интериоризации стимульного материала во внутреннюю речь, а это, в свою очередь, значительно укорачивает и облегчает процесс восприятия стимула. Второй особенностью ВПТ является его большая преду готованность для работы с группами испытуемых с теми или иными расстройствами мышления и эмоций. Связано это с тем, что восприятие смыслового и эмоционального значения слов при многих патопсихологических состояниях существенно нарушается. В наибольшей степени это касается шизофрении. Таким образом, ВПТ предоставляет клиницисту и большие возможности для своевременной диагностики расстройств эмоциональности и мышления, что в свою очередь влечет за собой и более своевременные мероприятия по лечению и реабилитации. Наконец, еще одной особенностью и важным преимуществом ВПТ служит его практически вневременной характер, так как процесс восстановления языка происходит значительно более медленно, чем изменение атрибутов материальной жизни людей. К тому же и в случае устаревания некоторых лексических единиц стимульного материала методики их замена не будет сопряжена с такими серьезнейшими трудностями, с какими, вероятнее всего, может быть сопряжена замена стимульных таблиц TAT. Правда, именно такая особенность ВПТ ставит необходимость проведения данной методики только у лиц, хорошо владеющих тем языком, на котором составлены стимульные карточки. Стимульный материал ВПТ состоит из двух серий карточек - основной и для проведения параллельного исследования. Каждая серия содержит по 19 предложений и 1 белую карточку. Кроме того, в каждой серии содержатся мужской и женский варианты, отличающиеся друг от Друга по личным местоимениям и личным глагольным окончаниям. Все предложения ВПТ отвечают следующим основным требованиям: 1) неструктурированность, неопределенность их в сюжетном отношении, 2) ярко выраженная эмоциональная насыщенность, 3) краткость. Предложения напечатаны на карточках прямоугольной формы размером 18 х 3 см. На оборотной стороне каждой карточки находится ее порядковый номер в наборе. Каждому номеру карточки соответствует определенная, теоретически обоснованная тема, отражающая ту или иную сторону функционирования личности. Темы эти следующие: 1) отношение к долгу, 2) депрессивные, суицидальные тенденции, 3) семейные взаимоотношения, 4) отношение к успеху, удаче, 5) отношение к матери, 6) отношение к потере объекта любви, 7) агрессивные тенденции, 8) отношение к авторитетам, вышестоящим лицам, 9) переживание радости, удовольствия, 10) отношение к будущему, II) взаимоотношения между мужчинами (женщинами), 12) взаимоотношения между матерью и сыном (дочерью), 13) страхи, тревожность, 14) сексуальные установки, конфликтность, 15) отношение к смерти, 16) взаимоотношения между отцом и сыном (дочерью), 17) ожидания в отношении какой-то сложной ситуации, 18) страхи и опасения (к опасности извне), 19) белая карточка - актуальные переживания и проблемы, 20) чувство одиночества, страхи. Примеры стимульных предложений (мужской вариант): 1) мысль об обещанном терзала его, 3) окаменевший, пошел он навстречу семье, 6) с ней он потерял всякую опору, 10) с замиранием сердца думал он о поездке, 13) тревожный трепет пробежал по его телу, 15) он поднялся на холм к вырытым могилам, 18) он вздрогнул, заметив шевелящиеся в развалинах тени, 20) потянулись заборы, заколоченные окна, фонари, углы. Техника проведения исследования сходна с таковой при классической методике TAT. Особо надо вновь подчеркнуть, что всегда необходимо индивидуальное проведение исследования с записыванием рассказов испытуемого исследователем; случаи, когда испытуемые записывают свои рассказы сами, возможны лишь как крайнее исключение. Если испытуемый говорит слишком быстро, так, что за ним очень трудно записывать, то следует (ни в коем случае не прерывая его) начать повторять вслух то, что он произносит. Как правило, в подобных случаях темп речи испытуемого замедляется. Когда испытуемый по одному предложению составляет несколько рассказов, то все они записываются, затем просят выбрать тот из них, который он считает самым значимым.
Опрос испытуемого в связи с проведением ВПТ осуществляется двукратно. Во-первых, перед началом проведения методики собирают об испытуемом подробные сведения. Затем, уже имея их, проводят ВПТ. После проведения методики уточняют некоторые обнаруживающиеся входе ее проведения интересующие исследующего моменты. Такой порядок дает возможность оптимально подойти к оценке личностных особенностей испытуемого и, как правило, очень положительно воспринимается им, так как показывает, по его мнению, более полное соучастие врача или психолога в решении проблем пациента.
Интерпретация результатов исследования проводится в рамках, традиционных для методик ряда TAT. При этом выделяются следующие опорные пункты:
1) <момент> (<настоящее>) - о его наличии говорят в том случае, когда в сюжете рассказа отражена сама ситуация предложения;
2) <прошлое> - исток ситуации, отображенной в сюжете рассказа в его связи с настоящим;
3) <будущее> - исход ситуации, отображенной в сюжете в его связи с настоящим;
4) <мысли> - отражают размышления, планы героя рассказа;
5) <чувства> -- отражают переживания, эмоции героя рассказа;
6) <идентификация> и <солидаризация> - две очень тесно взаимодействующих и взаимосвязанных друг с другом категории. Понятие <солидаризации> несколько шире и позволяет судить о том, кто из героев рассказа ближе всего испытуемому, кому он отдает предпочтение, на кого он хотел бы быть похожим;
7) <сферы> - интимная, сексуальная, семейная, профессиональная, морально-этическая, общественно-политическая, личная, религиозно-мистическая;
8) <позиция> - может быть активной, пассивной, неопределенной и амбивалентной;
9) <конфликт> - может быть внешним, внутренним и так называемого общего типа (экзистенциальный);
10) <система ценностей> - уверенность в себе; смелость, дерзания; успехи по службе; спокойствие; мужество, самолюбие; правильное воспитание детей; радость материнства; готовность к помощи; доброта; человеческое участие; собственная значимость, одаренность; рациональность; общественный престиж; тактичность, тонкость; порядочность; духовная близость в браке; любовь; альтруизм, чуткость, внимание к людям и т. д.;
II) <общий фон настроения>- должен обязательно определяться на момент проведения исследования;
12) <комментарии> - подразделяются на оценочные, справочные и мемориальные;
13) <пубертатные темы> - характеризуются упоминанием о дальних путешествиях, описанием или упоминанием об экзотических местах, экзотических профессиях, именах и т. п., отрицательными характеристиками старших по возрасту и положению (<злой>, <косный> и т. п.)и свидетельствуют об эмоциональной незрелости личности, ее инфантильности, истероидности;
14) <особые темы> - проявление глубоких личностных дисгармоний. К разряду особых относятся следующие темы: смерть, суицид, симптоматика соматических хронических, неизечимых заболеваний, симптоматика психических расстройств;
15) <перенос в условность> - нозологически неспецифическое патопсихологическое выражение иррациональности в мышлении;
16) <переуточнения> - все имена собственные, дни недели, цифры, национальность и т. п.;
17) <символизация> -- бывает личностной (не патологической) и патологической;
18) <нарушения логики> - представляют собой сборную группу различных родственных феноменов и разделяются на явные нарушения логики; скрытые нарушения логики; нарушения логики, нуждающиеся в проверке; уход от сюжета; невосприятие эмоционального подтекста стимульного предложения;
19) <патология речи>;
20) <реминесценции>;
21) <штампы>;
22) <оценки представителям полов>;
23) <антисоциальные проявления в рассказах>;
24) <подробное описание внешних и внутренних страданий>;
25) <защита> - отражает обеспечение себе испытуемым наиболее удобного и результативного способа действия.
Помимо подробно изложенных пунктов контент-анализа результатов выполнения испытуемыми методики может быть предпринят и лексико-грамматический анализ их рассказов с целью выяснения особенностей речи испытуемых, что имеет большое диагностическое значение. Однако такой психолингвистический подход в настоящее время используется преимущественно только в сугубо научных целях, требуя наличия специальных знаний, выходящих за рамки освещаемых в данном руководстве.
При анализе результатов выполнения испытуемыми методики подробно, по каждому из приведенных выше пунктов оценивается каждый из рассказов, а затем составляется сводная комплексная характеристика обнаруженных личностно-мотивационных особенностей конкретного испытуемого.
Опыт использования методики ВПТ в психиатрической клинике с целью диагностики разнообразных нервно-патопсихологических нарушений в течение пяти лет позволяет сделать следующие выводы:
1) методика успешно функционирует как новая проективная методика исследования личности;
Методика имеет особую чувствительность к выявлению эмоциональных нарушений, позволяет диагностировать их характер и степень выраженности, что дает возможность применения ВПТ при различных расстройствах эмоциональной сферы, особенно с дифференциально-диагностическими целями.
Цветовой тест Люшера - проективная методика исследования личности. Основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г.
Стимульный материал состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит из 73 квадратов 25 различных цветов и оттенков. Обычно используется неполный набор из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными — фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследования (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению всех цветных квадратов на белом фоне и просьбе выбрать один наиболее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и откладывается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Первые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый — предпочитаемыми, пятый и шестой — нейтральными, а седьмой и восьмой — вызывающими антипатию, негативное отношение.
Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение, например: красный — стремление к власти, доминированию, а зеленый — упорство, настойчивость. Во-вторых, считается, что ряд цветового предпочтения отражает индивидуальные особенности обследуемого. При этом выделяется функциональная значимость позиции, занимаемой конкретным цветом. Например, первые две позиции ряда полагаются как определяющие цели индивидуума и способы их достижения, а две последние — подавленные потребности, символизируемые данными цветами. Выбор в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди дополнительных — со сферой бессознательного.
В разработанной М. Люшером теории личности два основных психологических измерения: активность — пассивность и гетерономность — автономность.
Шкала депрессии Т. Ташева (1970), включающая 50 утверждений. По ответам обследуемого создается определенный набор симптомов, в анализе которого переходят к синдромаль-ной оценке: различаются эмоциональный, волевой, вегетативный, интеллектуально-мыслительный синдромы. Сравнение показателей по разным синдромам, по данным Т. Ташева (1979), дает своеобразный профиль личности - депрессиограмму. Автор пишет об известной специфике депрессиограмм, обусловленной этиопатоге-нетическими моментами. Методика эта представляет определенный интерес, однако у нас она не была адаптирована и апробирована и поэтому мы не располагаем собственным опытом ее применения.
Опросник САН.Это бланковая методика, разработанная в Первом Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова, предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Экспертная работа. Виды экспертиз. Специфика проведения исследования. Требования к личности психолога-эксперта. Границы компетентности. Этические нормы при проведении экспертизы.
Патопсихологическое исследование является важным элементом врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической и судебно-психиатрической экспертиз. Кроме того, в судебной практике психологическое обследование может выступать в качестве самостоятельного доказательства. Задачи исследования определяются видом экспертизы, а также вопросами, на которые должен ответить психолог в ходе эксперимента.
Основным содержанием экспертного психологического заключения является не сама по себе оценка степени снижения тех или иных психических функций, а качественный структурный анализ изменений психической деятельности испытуемого, результаты которого и должны соотноситься с особенностями психологической структуры деятельности, по отношению к которой проводится экспертиза. Важно выявить не только актуальное состояние личности и различных психических процессов и психических состояний, но и прогнозировать возможность взрослого, юноши, ребенка на будущее с учетом компенсаторных или декомпенсирующих аспектов.
Особую важность приобретает соотнесение дефицитарных проявлений психической деятельности и сохранных ее сторон с требованиями врачебно-трудовой, военно-врачебной, медико-педагогической сфер деятельности, а не только констатация их наличия.
Участие клинического психолога во врачебно-трудовой экспертизе. Значение психологического аспекта врачебно-трудовой экспертизы постоянно возрастает. Во-первых, в связи с увеличением числа лиц, проходящих этот вид экспертизы, из-за продолжающегося ухудшения социально-экономического положения и экологической обстановки в стране и, во-вторых, в связи с пониманием этого вида экспертизы как одного из основных звеньев и этапов социально-трудовой реабилитации. Психические особенности в пределах так называемой нормы при врачебно-трудовой экспертизе не принимают во внимание; склонность к той или иной профессии, призвание к определенному виду труда, интеллектуальные способности, волевой и эмоциональный профиль человека - всему этому не придают или почти не придают роли при установлении трудоспособности. Едва ли с этим можно согласиться, учитывая роль трудоспособности в системе жизненных отношений личности и ее становлении.
При врачебно-трудовой экспертизе наиболее важным аспектом деятельности клинического психолога является получение объективных данных для функционального диагноза, составляющего основу экспертного заключения. Значение последнего трудно переоценить. От него зависит не только характер трудовой деятельности, но во многом и будущий жизненный путь больного, поскольку правильное определение профессиональных возможностей и рациональное трудоустройство (как и адекватно ориентированное профессиональное обучение) являются существенными факторами клинического и социального восстановления. Как и в других случаях функциональной диагностики, психолог в своем заключении обращает внимание не только на пораженные, но и на сохранные функции с точки зрения возможностей компенсации дефекта в той или иной трудовой деятельности. Психофизиологическая оц<