Выделяют следующие формы нарушений речи.
Брадифазия — общее название для всех случаев замедленной речи.
Вербигерация (речь стереотипная)—однообразное повторение или выкрикивание одних и тех же коротких фраз, слов или междометий.
Вербигерация тревожная — однообразное повторение или выкрикивание коротких фраз, слов или междометий, имеющих деп- рессивное содержание: "отправьте меня в крематорий", "страшно, страшно, страшно; умираю, умираю" и т.д.; "ой, ой, ой" и т.д.
Глоссолалия (P.Marchais, 1970) (криптолалия) — создание больным собственного языка, в котором преобладающее место занима- ют неологизмы. У каждого больного словарь и синтаксис являются постоянными, что позволяет в определенной мере понять то, что они говорят.
Л о г о р е я (полифразия, речевое недержание) — быстрая, много- словная речь; может сопровождаться бессвязностью содержания.
Мимоговорение (миморечь) — ответы больных находятся вне связи с задаваемыми им вопросами; иногда не к месту ответы вклю- чают отдельные слова вопроса.
Монолог — непрерывная речь, обращенная к собеседнику, но обусловленная прежде всего внутренним состоянием больного, а не по- требностью в обмене мнениями. При монологе могут совсем не обращать внимание на задаваемые вопросы и продолжают говорить свое. Моно- лог может состоять из правильно произносимых слов, объединяемых син- таксически, но может состоять в значительной степени из осколков слов, парафазии (вербальных и литеральных), сопровождаться логоглонией и нарушением синтаксиса (болезнь Альцгеймера). Если монолог является постоянной формой речи — это достоверный признак хронического, со- провождаемого негативными симптомами психического заболевания.
Мутизм —отсутствие словесного общения с окружающими при сохранности речевого аппарата. Мутизм избирательный — отсутствие словесного общения при разговоре на определенные темы, в определенных ситуациях или в отношении отдельных лиц. Мутизм истерический — отсутствие речевого общения, сочетающееся с выразительной или гиперэкспрессивной мимикой и движениями.
Неологизм — новое слово, создаваемое самим больным и по- нятное только ему. Неологизм активный (J.Seglas, 1892) — слово или сло- ва, имеющие для больного определенный смысл и используемые им для речевого или письменного общения.
Неологизм пассивный (J.Seglas, 1892) — слово или сло- ва, основу которых составляют прежде всего звуковые элементы, а не смысловое значение; используются обычно в качестве ритуала.
Речевая бессвязность (речевая инкогерентность, рече- вая спутанность, словесная окрошка, словесный салат) — бессмыслен- ный набор слов, лишенный грамматического строя.
Речевой напор (Rededfatig) не Имеет среди психиатров однозначного определения; это а) патологическое речевое возбуждение, при котором больной ощущает непрерывную потребность говорить и не может прекратить свои многословные высказывания;* б) повы- шенная речевая активность, сопровождающаяся ускорением речи, многословием, трудностью остановиться или же переключить свои высказывания на другую тему; возможность получить от больного ответы на задаваемые ему вопросы затруднена или просто невозмож- на; в) насильственное, непрерывное речевое возбуждение.
Речь зеркальная — произнесение слов (читаемых, слыши- мых, возникающих спонтанно) с конца.
Речь манерная (речь вычурная) — использование в высказы- ваниях необычных, малопонятных или же не подходящих по смыслу слов.
Речь олигофазичная (олигофазия) — медленная, моно- тонная, грамматически упрощенная и бедная словами речь.
Речь пуэрильная — использование взрослым слов и рече- вых оборотов, свойственных детям: употребление уменьшительных слов, сюсюканье, картавость, упрощенный или искаженный граммати- ческий строй фраз, упоминание о себе в третьем лице.
Речь резонерская — преобладание в высказываниях про- странных, отвлеченных! мало- или бессодержательных рассуждений; логические связи заменяются словесными отношениями; отмечается склонность использовать поверхностные аналогии, софизмы (ложные умозаключения, формально кажущиеся правильными), желание доказы- вать, часто с оттенком поучения.
Речь рефлекторная (J.Seglas, 1903) — автоматические ответы банального содержания, отражающие в стереотипной форме от- дельные факты обыденной жизни прошлого; своим содержанием такая речь может в какой-то степени соответствовать задаваемому вопросу, чаще же это соответствие отсутствует полностью.
Речь рифмованная — ускоренная речь с обильным исполь- зованием в ущерб содержанию созвучных слов.
Речь слащавая— замедленная речь с употреблением умень- шительных форм слов, шаблонных оборотов, в которых много опреде- лений, содержащих положительную аффективную оценку "милый, хо- роший, дорогой" и т.д.
Речь телеграфная состоит из коротких или отрывочных фраз, в которых отсутствуют предлоги и союзы.
Речь эхолалическая (эхолалия) — автоматическое одно- кратное или многократное (эхопалилалия) повторение отдельных слов или фраз (эхофразия), услышанных от окружающих.
Шизофазия (речь шизофазическая) — форма разорванной речи: лишенный смысла набор слов объединяется в грамматически правиль- но построенные фразы.
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕ- СТВЕННО ОРГАНИЧЕСКИМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
Акатафазия — употребление сходных по звучанию, но не под- ходящих по смыслу слов.
Афазия — наруяшение речи с полной или частичной утратой воз- можности понимать чужую речь или пользоваться словами и фразами для выражения собственных мыслей; артикуляционный аппарат и слух остаются сохранными. Афазия амнестическая (афазия номинативная) — нару- шение способности называть предметы при сохранении возможности их описать. Начальным проявлением амнестической афазии является на- рушение способности называть пальцы рук (А.В.Снежневский, 1949). Афазия моторная (афазия экспрессивная, афазия Брока) — нарушение моторной активности речи при сохранении понимания ус- тной и письменной речи. Афазия сензорная (афазия семантическая) — нарушение понимания речи.
Дизартрия (речь дизартрическая) — расстройство артикуляции с неясным произношением (смазанная, спотыкающаяся речь), замедлен- ностью или прерывистостью речи.
Жаргонафазия — разновидность сензорной афазии с бессвяз- ностью речи, многословностью и обилием парафазии — литеральных и вер- бальных.
Логоклония — судорожное, прерывистое, многократное повто- рение отдельных слогов или междометий: "та, та, та, та" и т.д.
Палилалия — многократное повторение последнего слога в сло- ве или последнего слова в предложении.
Парафазия — искажение отдельных элементов речи при афазии: нарушение порядка слов в предложении, замена отдельных слов или зву- ков на неправильные.
Парафавия вербальная — замена слов другими, обычно близкими по звуковой характеристике, но не имеющими отношения к смыслу речи.
Парафазия литеральная — пропуск, замена, перестанов- ка или повторение отдельных звуков в словах.
Речь скандированная — медленная речь с раздельно произ- носимыми слогами и словами.
НЕВРОТИЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО РЕЧИ.
Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепот- ной речи.*
Афония психогенная — вызванная психической травмой афония. Разновидностью психогенной афонии является истерическая афония.
Заикание — расстройство плавности речи с возникновением не- произвольных задержек произнесения отдельных звуков и слогов или их повторением.
13. Онтогенез нервной системы
Онтогенез – процесс индивидуального развития особи. Он начинается с момента оплодотворения и продолжается до смерти организма. Онтогенез человека и многих животных делят на пренатальный онтогенез (эмбриогенез), длящийся до момента рождения, и постнатальный онтогенез, который начинается после рождения. Первоначальные деления зиготы (клетки, образовавшейся в результате слияния двух половых клеток) приводят к формированию бластулы, зародыша, имеющего вид полого шара, стенка которого образована одним слоем клеток. Затем в результате перемещения клеток бластулы (например, частичного впячивания их внутрь) она превращается в двуслойную гаструлу. Возникающие при этом слои называются зародышевыми листками. Наружный из них получил название эктодерма, внутренний – энтодерма. В дальнейшем между экто- и энтодермой образуется третий (средний) зародышевый листок – мезодерма. Принципиально важно то, что из каждого зародышевого листка в процессе последующего развития формируются определенные ткани и органы (Нервная ткань (за исключением клеток микроглии) образуется из эктодермы. Процесс, посредством которого часть клеток эктодермы превращается в специализированную нервную ткань, из которой позже развиваются спинной и головной мозг, называется нейруляцией или нейральной индукцией. Известно, что определяющим событием для нейруляции является взаимодействие эктодермы и мезодермы. Индуцирующее действие оказывают и элементы хорды (основы будущего позвоночника). Человек, как и многие другие организмы, имеет билатеральную (двустороннюю) симметрию. Границей между правой и левой половиной тела является срединная (медиальная, сагиттальная) плоскость. Вертикальная плоскость, отделяющая переднюю часть тела человека от задней и перпендикулярная медиальной, называется фронтальной. Разрезы через тело, параллельные этой плоскости (параллельные плоскости лба) также называют фронтальными. Наконец, плоскости и разрезы, перпендикулярные двум предыдущим, называются горизонтальными (поперечными), они отделяют нижележащие отделы тела человека от вышележащих. Итак, в конце второй недели зародышевого развития участок эктодермы на дорсальной стороне зародыша утолщается, образуя нервную пластинку. Клетки её интенсивно размножаются и дифференцируются, приобретая узкую цилиндрическую форму. В результате интенсивного деления и неравномерного роста края нервной пластинки поднимаются, образуя нервные валики, между которыми лежит нервная бороздка. Затем края нервной бороздки смыкаются, образуя нервную трубку. Она постепенно погружается в мезодерму и замыкается – сначала посередине, позже (к концу 4-й недели развития) на переднем и заднем концах. От нервной трубки по обеим ее сторонам отделяется тяж клеток – так называемая ганглиозная пластинка (нервный гребень). Ее клетки впоследствии дают элементы периферической нервной системы, паутинной и мягкой мозговых оболочек. Оставшаяся нервная трубка состоит из одного слоя клеток – нейроэпителия. В дальнейшем в результате деления этих клеток образуется слой эпендимы и слой, дающий начало нейробластам и спонгиобластам. Из нейробластов образуются нервные клетки, из спонгиобластов – глиальные клетки. Нейробласты с определенного момента прекращают делиться и начинают образовывать отростки, т.е. постепенно принимают вид зрелого нейрона. Вслед за ростом отростков следует их миелинизация и образование синапсов. В конце 3-й недели развития ростральный конец нервной трубки преобразуется в мешковидное расширение, дающее начало головному мозгу, а каудальный отдел дает начало спинному мозгу. Головной конец нервной трубки скоро подразделяется на три расширения – три первичных мозговых пузыря (стадия трех мозговых пузырей). Полости этих пузырей, несколько изменяя форму, сохраняются во взрослом мозгу в виде мозговых желудочков и мозгового водопровода. Самым ростральным пузырем является prosencephalon или первичный передний мозг, за ним следует mesencephalon – первичный средний мозг, последний пузырь, за которым уже начинается спинной мозг, это rhombencephalon – первичный задний мозг. На втором месяце развития первый и третий первичные мозговые пузыри с помощью борозд разделяются, образуя каждый по два вторичных мозговых пузыря (стадия пяти мозговых пузырей). Prosencephalon делится на telencephalon – конечный мозг (полушария большого мозга и базальные ядра) и diencephalon – промежуточный мозг. С каждой стороны промежуточного мозга вырастает глазной пузырь, формирующий нервные элементы сетчатки глаза. Глазной бокал, образованный этим выростом, вызывает изменения в лежащей непосредственно над ним эктодерме, что приводит к возникновению из нее хрусталика. Rhombencephalon разделяется на metencephalon – собственно задний мозг, включающий мозжечок и варолиев мост, и myelencephalon – продолговатый мозг. Средний мозг сохраняется как единое целое. Отдельные части нервной трубки растут с разной скоростью. В результате этого одновременно с формированием пяти мозговых пузырей образуются изгибы зачатка головного мозга (рис. 12). Сначала – основной изгиб в области среднего мозгового пузыря, обращенный выпуклостью дорсально; потом шейный изгиб на границе головного и спинного мозга, также выпуклостью дорсально; последний – мостовой изгиб в области заднего мозгового пузыря выпуклостью вентрально. После формирования мозговых пузырей в структурах ЦНС происходят сложные процессы внутренней дифференцировки и роста. В возрасте 10-20 недель образуются все основные отделы нервной системы. К этому моменту заканчивается миграционный период ее развития, т.е все нейроны перемещаются туда, где они будут находиться во взрослом мозгу. Полушария постепенно становятся самой большой частью нервной системы, происходит выделение основных долей, начинается образование борозд и извилин. Из оболочек в ткань мозга врастают кровеносные сосуды. В спинном мозгу формируются шейное и поясничное утолщения. Окончательный вид приобретает мозжечок. В последние месяцы эмбрионального развития в нервной системе заканчивается формирование внутренней структуры мозга (его ядер и трактов). Начинается активная миелинизация сначала спинного (в возрасте 20 недель), а затем (в возрасте 36-40 недель) головного мозга, которая в основном заканчивается только к 10-12 годам. Мозг новорожденного весит примерно 350 г, т.е. 10% от всего веса тела. Вес мозга взрослого человека около 1250-1350 г. Так как деление подавляющего большинства нервных клеток после рождения прекращается еще до рождения, увеличение массы мозга происходит за счет роста тел нейронов и их отростков, миелинизации нервных волокон, деления и роста клеток нейроглии.
14. Клинико-педагогическая характеристика речевых нарушений в детском возрасте.ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ В КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ. Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная. Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа: 1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи. I. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:а) голосообразования; б) темпоритмической организации высказывания; в) интонационно-мелодической; г) звукопроизносительной организации.Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.
3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе — торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Эти явления иногда выделяют как самостоятельные нарушения, выраженные в терминах баттаризм (патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное оформление фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются), парафразия (расстройство речи, заключающееся в утрате ее смысла и грамматического строя и применении искусственно созданыых слов). В случаях, когда патологически ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками, спотыканием, она обозначается термином полтерн. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.
4. Заикание— нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.
5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их смешении.
6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесении всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.
7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.
II. Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.
1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка.
2. Афазия — полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие от афазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности — расстройства чтения.
1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса.