Качественные расстройства памяти (парамнезии).
Псевдореминисценции (ложные воспоминания, «иллюзии памяти») – представляют собой воспоминания о действительно имевших место событиях, которые относятся в иной отрезок времени. Чаще всего перенос событий осуществляется из прошлого в настоящее. Разновидностью псевдореминисценций являются экмнезии – стирание грани между настоящим и прошлым, в результате чего воспоминания далекого прошлого переживаются как происходящие в данный момент («жизнь в прошлом»). Встречается при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии, деменции и др.
Конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») – ложные воспоминания о событиях, в действительности не имевших места в тот период времени, о котором идет речь, с убежденностью в их истинности. Конфабуляции разделяются на мнестические (наблюдаются при амнезии) и фантастические (наблюдаются при парафрении и спутанности сознания). Мнестические конфабуляции делятся (Снежневский А.В., 1949) на экмнестические (ложные воспоминания локализуются в прошлом) и мнемонические (вымышленные события относятся к текущему времени). Кроме того, выделяют замещающие конфабуляции – ложные воспоминания, возникающие на фоне амнестических выпадений памяти и заполняющие эти провалы. Фантастические конфабуляции – вымыслы о невероятных, фантастических событиях, якобы происходивших с больным. Заполненность сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сочетающимися с ложными узнаваниями окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью определяется как конфабуляторная спутанность.
Конфабулез (Bayer W., 1943) – наличие обильных систематических конфабуляций без грубых расстройств памяти или ее пробелов, при достаточно ориентировке в месте, времени и собственной личности. При этом конфабуляции не заполняют пробелов памяти, не сочетаются с амнезией. Конфабуляторные расстройства встречаются при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии.
Криптомнезии – нарушения памяти, проявляющееся отчуждением или присвоением воспоминаний. Одним из вариантов криптомнезий являются ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – при этом увиденное, услышанное, прочитанное вспоминается больным как имевшее место в его жизни. К этой разновидности криптомнезий относится истинная криптомнезия (патологический плагиат) – расстройство памяти, в результате которого пациент присваивает себе авторство различных произведений искусства, научных открытий и т.п. Другим вариантом криптомнезий являются ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - реальные факты из жизни больного вспоминаются им как имевшие место с кем-то иным, либо как услышанное, прочитанное, увиденное где-либо. Встречаются при психоорганическом синдроме, параноидном синдроме и др.
Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) – обманы памяти, при которых какие-либо событие, переживание представляются в воспоминаниях удвоенными, утроенными. Основное отличие эхомнезий от псевдореминисценций заключается в том, что они не носят замещающего характера при амнезии. Происходящие события проецируются одновременно и в настоящее и в прошлое. То есть, у пациента возникает чувство, что это событие уже однажды имело место в его жизни. Однако, при этом, эхомнезии отличаются от феномена «уже виденного», поскольку при них переживается не абсолютно идентичная ситуация, а сходная, тогда как при феномене «уже виденного», текущая ситуация предстает идентичной уже случившейся. Наблюдаются при психоорганическом синдроме.
Феномены уже виденного, слышанного, испытанного, рассказанного и т.д. – впервые увиденное, услышанное, испытанное, рассказанное воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее. При этом данное чувство никогда не связывается с конкретным временем, а относится «к прошлому вообще». Противоположными этим феноменам являются феномены никогда не виденного, не пережитого, не слышанного и т.п., при которых известное, привычное воспринимается как нечто новое, ранее никогда не встречавшееся. Данный вид расстройств памяти иногда описывается в рамках деперсонализационных и дереализационных расстройств
Мышление – это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их взаимосвязи. Мышление – основная часть интеллекта.
Расстройство мышления:
1. Количественные
А) Нарушение темпа мыслей.
2. Качественные
А) Нарушение связанности мыслей
Б) патологические идеи
В) Нарушение логического строя
1. Количественные:
Тахефрения (ускоренное мышление) – быстрая смена мысли. Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными. Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.
Брадифрения (заторможенное мышление) – проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого. Объективно: пауза между вопросом и ответом. Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове. При депрессиях и расстройствах.
Торпидность - вязкость (тугоподвижность мысли) – замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мусли к другой,вследствии длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.
Шперрунг (закупорка мысли) – эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно. Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать. Объективно: может произносить одни и те же фразы. Наблюдается при шизофрении.
Ментизм – непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику. Мозг всегда думает (много), но не запоминает. Ассоциативные автоматизма. При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.
Количественные расстройства:
1. Нарушение связанности процессов мышления:
1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.
Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.
Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).
1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) – распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.
2. Нарушение логического строя:
2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) – непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу.
2.2.Обстоятельность (патологическая) – чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.
Больные стремятся договорить начатое до конца.
Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.
2.3.Паралогическое мышление – одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами». Оно не является полностью не логичным.
3. Патологические идеи:
3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)
Клинические особенности:
- непроизвольность, непреодолимость возникновения
- чуждость сознанию
- понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.
- наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.
- наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)
Подразделяются по Ясперсу на:
1. отвлеченные
2. образные
1. Отвлеченные:
1.1.Навязчивый счет (арифмомания) – навязчивое стремление считать все.
1.2.Навязчивые репродукции – назойливое припоминания забытых ненужных терминов, идей, эпизодов из жизни.
2. Образные:
2.1. Навязчивые страхи.
Самые распространенные:
- агорофобия – страх открытых пространств.
- плацетрофобии – болезнь замкнутых помещений.
- гипсофобия – страх высоты.
- назофобия – страх заболеть тяжелой болезнью.
2.2.Навязчивые сомнения – неуверенность в правильности совещенных действий.
(выключен ли утюг)
2.3.Навязчивые опасения – необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Даже при произношении слова.
2.4.Навязчивые воспоминания – непроизвольных появлений в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни.
2..5.Навязчивые действия – тики, непроизвольные движения мышц, произношение слов.
2.6.Идеи реформаторства – собственные социально экономические концепции, осуществление которых становиться целью в его жизни.
2.7.Идеи талантливости – состоят в убеждении больного о том, что особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становиться целью в его жизни.
Патофизиологические механизмы навязчивых состояний были изучены Павловым в 1933г по его мнению – этому соответствуют изменения в коре.
3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ– впервые описаны в 1892г. Wernike. Суждения односторонние, отражающие реальные обстоятельства и доминирующим в сознании, в силу их особой личной значимости. Содержание их не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальный факт.
Сверхценные идеи отличаются:
1) стойкостью
2) способностью застревать в сознании
3) эмоциональной насыщенностью
4) способностью оказывать значительное влияние на больного
Выделяют варианты:
I) Сверхценные идеи связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:
1) дисморфофобические идеи - убежден больной в том, что он имеет косметические или физиологические дефекты, приводящие к уродству, на устронение которых он направляет все силы (изменение пола)
2) ипохондрические идеи - преувеличение имеющегося соматического заболевания
3) идеи сексуальной неполноценности
4) идеи самоусовершенствования – физически и психически здоровы. Для реализации их используются различные системы (культуризм, йога, диета, летать, проходить сквозь стены)
II) Сверхценные идеи связанные с переоценкой психических свойств своей личности:
1) идеи изобретательства – преувеличение больным значимости сделанных им изобретений и рациональных предложений
2) идеи реформаторства - возникает на основе делитантских ревизий существующих социальных и экономических концепций с предложением собственных, осуществлением которых становится целью их жизни
3) идеи талантливости - состоит в убеждение больного в том, что он особо одаренная личность. Достижения всеобщего признания становятся целью его жизни.
III) Сверхценные идеи связанные с переоценкой социального фактора:
1) идеи виновности – преувеличение значимости поступков больного
2) эротические идеи - обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больными как признак страстной влюбленности в них
3) идеи сутяжнечества (кверулянство) – убеждение необходимости борьбы с реальными общеизвестными недостатками, возводимыми больным в ранг социально значимых.
Сверхценные идеи встречаются:
1. при самостоятельных психопатологических расстройствах
2. у акцентуированных и психопатологических личностей
3. на начальных этапах формирования бредовых идей
3.3. БРЕДОВЫЕ ИДЕИ – возникающие на болезненной почве, неверные ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Совокупность их бред.
Признаки бредовых идей:
1) ложное содержание идей
2) болезненная основа их возникновения
3) убежденность в их правильности
4) недоступность психологической
Содержание бреда имеет диагностическое значение:
Бред преследования – шизофрения
Бред обворовывания – старики
Бред ревности - алкоголизм
Бред – впервые описал Снежневский в 1970г.
Бред делится на:
1. первичный
2. чувственный
3. аффективный
4. психогенно обусловленный
1) Первичный бред (бред толкования, паронояльный систематизм, истинный) - нарушение рационального логического познания при сохранении чувственного познания.
Периоды первичного бреда:
1. период инкубации – предвестники бреда (недоверчивость, подозрительность, переоценка своей личности).
2. манифест бреда – внезапное озарение, интуитивное постижение тайного смысла, различных событий прошлого, настоящего и будущего. В ходе " бредовой работы" расширяется круг объектов бредовой интерпритации, разрабатывающаяся, тщательно продуманная, аргументированная, существующая на протяжение многих лет.
3. терминальный период – распад бреда, что связывается с выздоровлением, улучшением состояния или слабоумием.
Содержание может быть различным: реформаторства, ревности, изобретательства, преследование высокого происхождения.
2) Чувственный бред (образный, вторичный) - развивается в рамках сложного психического синдрома вместе с другими психическими нарушениями (синестопатии, галлюцинации, аффектогенной сферы, расстройства памяти).
Фабула бреда – представление обыденного или фантастического содержания. Обычно это острый бред, лишенный последовательности, фрагментный, изменчивый. Здесь нет активной работы над содержанием бреда: ему как правило предшествует бред настроения.
3) аффективный бред (образный) – возникает на фоне аффективно – депрессивного или маниакального состояний.
4) психогенно обусловленный бред – развивается в связи с психотравматических ситуаций, увеличение внушаемости и ряда других дополнительных факторов – переутомление, длительное лишение сна, соматических неблагополучий, злоупотребление алкоголем. Наблюдаются " совместные психозы " или психозы вдвоем – c. Berlyn 1819.
Патофизиологическая основа бреда – образование инертного патологического очага возбуждения во 2-ой сигнальной системе при первичном бреде. В 1-ой сигнальной системе при образном (аффективном) бреде.
Выделяют две основные формы нарушений устной речи: а) формы, обусловленные психическими расстройствами (аффектом, бредом, по- мрачением сознания и т.д.) и б) формы, обусловленные органическим поражением мозга, при которых страдают в первую очередь сензорно- моторные "инструменты" речи. Иногда выделяют также нарушения речи, обусловленные невротическими состояниями. РАССТРОЙСТВА РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ, касаются ее темпа (скорости), дик- ции, грамматического строя и содержания. Речь ускоренная. Легкая степень ускоренной речи в одних случаях проявляется просто многословием; в других она перемежается поговор- ками, каламбурами, афоризмами, метафорами и цитатами, заимствован- ными из литературных произведений, что делает речь более образной и выразительной. Последовательность и смысл высказываний при этом явно не страдают. При выраженном ускорении речи не успевают закончить начатую мысль, фразы обрываются, темы высказываний беспрерывно меняются, а сама речь становится отрывочной и нередко преры- вается вопросами, на которые не ждут ответа, продолжая говорить свое. Речь может перемежаться смехом, выкриками, свистом, пением и т.п. Смысл высказываний и их последовательность нарушаются при этом всегда. Дальнейшее ускорение речи приводит к тому, что высказыва- ния начинают представлять собою разрозненные по смыслу фразы, состоять из отдельных слов и, наконец, могут появиться обрывки слов или нечленораздельные звуки. При замедленной речи спонтанные высказывания уменьшаются в числе. Беднеет словарный запас, упрощается грамматический строй фраз. В ряде случаев начинают отвечать односложно — "да", "нет" и т.п. Спонтанная речь может исчезнуть совсем — мутизм (см. ниже). Нарушение дикции проявляется усилением силы звука до крика или, напротив, его ослаблением до шепота. В зависимости от аффективных и других расстройств, появляется театральная, высокопарная, патети- ческая речь или, напротив, речь стонущая, причитающая. Изменения дикции речи зависят от акцентов, делаемых на отдельных словах или фразах, от появления несвойственных данному лицу интонаций, напри- мер, при пуэрильной речи (см. ниже). Особенности дикции проявляются в таких/оттенках речи, когда в ней звучат уверенность, безапелляцион- ность, уклончивость, недомолвки, слащавость, умиленность, принижен- ность, недоумение, тревога и т.д. Нарушения грамматического строя и содержания высказываний обычно не представляют собой изолированного расстройства. Во мно- гих случаях они тесно связаны с ритмом речи и дикцией.