Значение медицинских знаний для педагогов-дефектологов

В последнее время употребляется термин «педагогическая неврология», в задачи которой входит изучение особенностей нервной системы применительно к проблемам обучения детей, в том числе и страдающих различными нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, а также отстающих в умственном развитии и имеющих ЗПР. Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической деятельности, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического развития. II. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии. Невропатология и дефектология, тесно связанные между собой науки, изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети, дети с ЗПР). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения. Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования. Опирается дефектология и на ряд медицинских дисциплин, поскольку она изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики. Невропатология и дефектология тесно связаны и в своей повседневной практике. Врач-невропатолог и врач-психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка и ту или иную функцию нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют развитие аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций. III. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием. Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии, неразрывно связаны с процессами развития. Под развитием в неврологии понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Процесс развития имеет неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития. Во внутриутробном периоде созревают, главным образом, те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т.п. Созревание функциональных систем как бы отставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду. Длительность периода послеродового развития у человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в период детства, но и всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему кроме способности всему научиться. Следует помнить, что мозг каждого человека индивидуален, что узор мозга передается по наследству. Таким образом, ребенок, пришедший в школу что «чистая доска». Конечно, роль обучения и воспитания огромна, но до определенного предела. Достигнет ли ребенок в своем развитии необычайных высот или нет, все зависит от генетико-биологической базы. Обучение и воспитание имеют большое значение для психического развития ребенка. Но существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнять предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыты, навыки. Это называется актуальный уровень развития. Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос. Это второй уровень возможностей ребенка. Зона ближайшего развития. Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключается также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием.



Наши рекомендации