Методика исследования нервной системы

О состоянии нервной системы ребенка можно судить по общему состоянию, настроению, сознанию (помрачнение, оглушенность, ступор, сопор, кома), реакции на окружающее. Наблюдение и техника обследования нервно-психического развития ребенка в процессе его развития должны соответствовать его возрасту. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей первого года жизни приведены вприложении 3. Необходимо особое внимание уделять детям раздражительным, возбужденным или не соответствующим по своему развитию возрасту.

У детей 1 года жизни оценку уровня развития начинают с осмотра в положении их лежа на животе и на спине. Отмечается спонтанная двигательная активность ребенка в любом из этих положений, способность его садиться, характер поведения при выкладывании на руку. Определяется реакция на движение предмета, находящегося в поле зрения или в пределах досягаемости для ребенка. Обращают также внимание на поведение ребенка, находящегося в положении стоя с поддержкой. В возрасте после года ребенку могут быть даны кубики или карандаш и бумага для определения способности к подражанию или копированию действий врача. Детей в возрасте старше 3-4 лет можно попросить нарисовать фигуру человека, написать цифры или подсчитать что-либо. Показатели психомоторного развития ребенка зависят от возраста (зрение, рефлексы, моторные навыки, социальный контакт, адаптивные реакции, речевые навыки, гигиенические навыки и др.). Существует набор относительно простых тестов, позволяющих врачу оценить интеллектуальное развитие ребенка.

Ниже приводятся отдельные транзиторные рудиментарные безусловные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие:

1. Рефлекс Моро: при постукивании по пеленальному столику, на котором лежит ребенок, или при разгибании ног возникает разведение верхних конечностей, а затем схватывание. В норме этот рефлекс исчезает в 4 месяца.

2. Рефлекс Робинсона: схватывание и прочное удержание предмета при соприкосновении его с внутренней поверхностью ладони. В норме рефлекс исчезает на 2-4 месяце

3. Ладонно-ротовой рефлекс (рефлекс Бабкина): при нажатии большими пальцами на тенер обеих рук ребенка наблюдается открывание рта. Исчезает к 3 месяцам.

4. Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра): в положении на животе ребенок рефлекторно отталкивается ножками от приставленной к подошвам неподвижной опоры. В норме этот рефлекс исчезает к 4 месяцам.

5. Рефлекс Кернига: невозможность полного разгибания ноги в коленном суставе в то время, когда она согнута под прямым углом в тазобедренном суставе. В норме рефлекс исчезает после 4 месяцев.

6. Рефлекс Бабинского: проводится штриховое движение по наружному краю стопы по направлению от пятки к пальцам. При подошвенном сгибании всех пальцев симптом считается отрицательным. Симптом положительный, если отмечается тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание 2-5 пальцев стопы, которые расходятся веерообразно. В норме этот рефлекс сохраняется до 2 лет.

Менингеальный синдром проявляется в ригидности затылочных мышц и положительных симптомах Брудзинского и Кернига.

Ригидность затылочных мышц: при сгибании головы кпереди больной испытывает боль в области затылка. Рефлекторное напряжение мышц шеи делает сгибание головы невозможным.

Рефлексы Брудзинского:

а) верхний — при пассивном сгибании головы ребенка, лежащего на спине с вытянутыми ногами, наблюдается рефлекторное сгибание нижних конечностей в тазобедренном и коленном суставах;

б) нижний - при сильном пассивном сгибании в тазобедренном и коленном суставах одной ноги наступает сгибание другой ноги;

в) средний (лобковый) - при надавливании в области лобка сгибаются нижние конечности в тазобедренных и коленных суставах.

Гипертензионный синдром характеризуется ригидностью затылочных мышц, верхним симптомом Брудзинекого, рвотой, выбуханием родничка.

При спазмофилии определяют следующие симптомы.

Симптом Хвостека: поколачивание перкуссионным молоточком по fossa canina приводит к сокращению мышц века и верхней губы.

Симптом Труссо: при накладывании жгута или ручном сжатии середины плеча рука ребенка принимает форму руки акушера.

Симптом Люста: при поколачивании перкуссионным молоточком позади головки малоберцовой кости или сжатии икроножной мышцы между нижней и средней третью происходит отведение стопы.

Приложение 1

ЦЕНТИЛЬНЫЕ ТАБЛИЦЫ

Наши рекомендации