Представления о психологии в Эпоху Возрождения и Эпоху Просвещения
Эпоха Возрождения
Леонардо да Винчи. В анатомических исследованиях он видел путь проникновения в тайны человеческих страстей, чувств и поведения. Большое место в анатомических опытах Леонардо занимали вопросы биомеханики, т. е. строения и работы двигательных систем организма. Движения всех тел, в том числе и живых, считал он, осуществляются по законам механики, следовательно, принципиально не должно быть препятствий для воспроизведения работы живого тела в механической конструкции. Таким образом, он выступил провозвестником современной бионики.
Он открыл, что мышечные реакции определяются нервной системой и что разные ее отделы отвечают за различные функции.
Большой интерес вызывают представления Леонардо относительно работы глаза. Леонардо показал, что работа глаза управляется не особой способностью души, а является ответной реакцией на световое воздействие. В приводимом им описании механизма зрения, давалась схема зрачкового рефлекса. Леонардо довольно близко подошел к открытию рефлекторного принципа.
Телезио. По его мнению, в основании мира лежит материя. Сама по себе материя пассивна. Для того, чтобы она могла проявиться в многообразии своих качеств, необходимо взаимодействие с ней тепла и холода, сухости и влажности. Человек есть результат развития природы, причем у него, как и у всего живого, появляется психическое, душевное, названное лукрециевским термином «дух». Дух – это захваченное из окружающей среды наиболее совершенное, разряженное, не видимое на глаз материальное вещество, которое находится в мозгу, пульсируя и двигаясь от мозга к периферии и обратно. При переходе от ощущений к мысли большое значение, по мнению Телезио, принадлежит памяти и ассоциациям по сходству.
Проводя в целом передовые для того времени взгляды и утверждая естественнонаучный и опытный подход к изучению человека и его психики, Телезио, тем не менее, допускал некоторые уступки идеализму и теологии. Им формально признавалось существование Бога и высшей бессмертной души.
Меланхтон. Меланхтон известен своей книгой «Комментарии о душе».
В ней немецкий неосхоласт пытается исходя из уровня современных ему знаний модернизировать учение Аристотеля.
Меланхтоном выделялись в душе три вида способностей:
1) растительные;
2) животные;
3) разумные.
Деятельности души по осознанию восприятий и установлению в них сходств и различий, относились Меланхтоном к уровню разумных способностей, или разумной душе, которая внедряется в тело Богом и которая лишь временно связывается с животными способностями.
Разумная душа вечна и бессмертна.
Эпоха Просвещения
Рене Декарт: рефлексы и "страсти души". Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме "трубок", по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их "животными духами"). По декартовой схеме внешний импульс приводит эти "духи" в движение и заносит в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Термин "рефлекс" и означал отражение.
Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось "Страсти души". Это название следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души" – все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект "машины тела", к функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления..."
Бенедикт Спиноза: Бог – Природа. Спиноза учил, что имеется единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной".
Целостность человека не только связывает его духовную и телесную сущности, но и является основой познания окружающего мира – доказывал Спиноза. Как и Декарт, он был убежден в том, что именно интуитивное знание является ведущим, ибо интуиция дает возможность проникать в сущность вещей, познавать не отдельные свойства предметов или ситуаций, но общие понятия. Интуиция открывает безграничные возможности самопознания. Однако, познавая себя, человек познает и окружающий мир, так как законы души и тела одни и те же. Доказывая познаваемость мира, Спиноза подчеркивал, что порядок и связь идей таковы же, каковы порядок и связь вещей, так как и идея, и вещь являются разными сторонами одной и той же субстанции – Природы.
Томас Гоббс: ассоциация идей. Он начисто отверг душу как особую сущность. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики, открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.
Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации как факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного, говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за собой образ другого. Аристотель добавил два других вида ассоциаций – сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в устройстве человека действовал только один закон механического сцепления психических элементов по смежности.
Психология в 19 веке
Типология Павлова. Первым показателем типологических различий, по Павлову, является
Ø сила возбудительного процесса, определяемая по скорости образования условных рефлексов. Вторым показателем служит
Ø сила тормозного процесса, которая выявляется по скорости выработки внутреннего торможения. Третий показатель –
Ø подвижность нервных процессов – определяется в опытах с переделкой сигнальных значений раздражителей.
Выделяет 4 типа темперамента: 1) живой тип (сангвиник); 2) спокойный тип (флегматик); 3) безудержный тип (холерик); 4) слабый тип (меланхолик).
Эрнст Вебер. Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата, его самого – зависимость между континуумом ощущений и континуумом взывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например, это отношение составляет 1/160, для ощущений веса – 1/30 и т.д.
Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет три измерения:
а) удовольствия – неудовольствия,
б) напряженности – расслабленности,
в) возбужденности – успокоения.
Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальных работ, в которых наряду с данными интроспекции были использованы также объективные показатели изменений физиологических состояний человека при эмоциях.
Стремясь отстоять самостоятельность психологической науки, Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а изучаемые ею явления подчинены особой "психической причинности". В поддержку этого вывода он ссылался на закон сохранения энергии. Материальное движение может быть причиной только материального же. Для психических явлений существует другой источник, и они, соответственно, требуют других законов. К этим законам Вундт относил: принципы творческого синтеза, закон психических отношений (зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов – например, мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона), закон контраста (противоположности усиливают друг друга) и закон гетерогенности целей (при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив).
Теоретические воззрения Вундта стали предметом критики и к концу столетия большинством психологов были отвергнуты.
Психология 20 века
Бихевиоризм – это направление, преобладающее в современной психологии и США и ЕС. Основатель – Уотсон, в 1913 году провозгласил, что психология может называться наукой, когда она будет объективной, а всякие представления о сознании, подсознательном нужно убрать из психологии.
S – R
Каждой ситуации или стимулу соответствует определенное поведение или реакция.
S – IR
Где i-индивид
S – I – I – R
Переменная, зависящая от индивида.
Зигмунд Фрейд: психоаналитический подход. Первая теория, попытавшаяся объяснить динамику личности. Основатель Зигмунд Фрейд утверждал, что наше поведение в значительной степени подчиняется влиянию подсознательных сил, которые назвал влечениями. Модель Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия», ««Я» и «Оно»». Уровня у нашего сознания 3, «Оно» – самый недоступный слой психики, иррациональный, источник секс-энергии, именуемой ли́бидо, подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя, иногда прорывается в сознание в образной форме сновидения (если мужчине снится тазик, то это женский половой орган, а если женщине снятся огурцы, то это мужской половой орган).
Так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели цивилизации, но этого не происходят, на пути запреты секс-энергии встает плотина в виде нашего «Я». «Я» прагматично, подчиняется реальности, формируется на основе индивидуального опыта, способствует самосохранению, адаптации на основе сдерживания и подавления инстинктов. «Я» подконтрольно «сверх Я», под которым Фрейд понимает усвоенные индивидом ценности, моральные ценностные нормы. Вывод: психически нормальных людей нет, все невротики, в каждом таится стрессовая ситуация.
Карл Роджерс. Клиентцентрированая терапия Роджерса – это психоанализ, очищенный от психоанализа. Роджерс убрал из психоанализа все элементы, посчитав ненужным излишнее углубление. В результате осталось только активное слушание пациента, названое «эмпирическим» в результате получилась так называемая «вершинная психология». Главная установка психотерапии должна быть сосредоточена не на отдельных симптомах пациента, а на нем как уникальной персоне. «Терапия, центрированная на клиенте» (1951) – так называлась книга Роджерса, где утверждалось, что психотерапевт должен общаться с обратившимся к нему человеком не как с пациентом, а как с клиентом, пришедшим за советом, причем психолог призван сосредоточиться не на проблеме, беспокоящей клиента, а на нем самом как личности.
Главная задача – не решение отдельной проблемы, которой он озабочен, а преобразование его личности благодаря тому, что он перестраивает свой феноменальный мир в систему потребностей, среди которых важнейшей является потребность в самоактуализации.