Гигиена детей и подростков – предмет, цели, задачи, актуальные проблемы. Основные этапы развития гигиены детей и подростков
Гигиена детей и подростков- это наука об охране и укреплении здоровья подрастающего
поколения, а также о воспитании человека с гармоничным развитием физических и духовных сил.
Как наука она интегрирует гигиенические знания по коммунальной гигиене, гигиене труда,
гигиене питания, социальной гигиене и эпидемиологии применительно к растущему
организму ребёнка.
Как научная дисциплина ГДиП призвана обосновать и проводить профилактические
мероприятия направленные на укрепление здоровья подрастающего поколения.
Методологической основой науки является тесная взаимосвязь ребёнка с окружающей средой, в
связи с чем она разрабатывает гигиенические рекомендации не только применительно к внешним
факторам среды но и к условиям воспитания подрастающего поколения. Прежде всего, к учебному
процессу, физическому воспитанию и трудовому обучению.
Выделяют3 основных раздела ГДиП
1. Дошкольная гигиена. Она изучает гигиену детей младшего возраста в частности
нахождение детей в домашних условиях и детских образовательных дошкольных учреждениях
2. Школьная гигиена. Изучает гигиену в общеобразовательных школах, школах интернатах, а
так же профессиональных колледжах
3. Гигиена молодежи. Изучает гигиену учащихся высшей школы, а так же учащихся средних
учебных заведений. В отдельный раздел выделены спец школы в частности для слепых и
слабовидящих детей, с врожденной тугоухостью и глухотой
ГДиП изучает:
- Влияние природных и социальных факторов, оценивает и прогнозирует их воздействие на
растущий организм
- Разрабатывает гигиенические нормативы и санитарно противоэпидемические требования и
правила
- Контролирует санитарное состояние детских дошкольных и школьных учреждений
- Обосновывает оздоровительные мероприятия направленные на снижение заболеваемости, а
так же совершенствование функциональных возможностей и гармоничного развития детей и
подростков
Таким образом основной целью гигиены детей и подростков является:
- обоснование и разработка санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения
- разработка комплекса оздоровительных мероприятий которые способствуют укреплению здоровья
и физического развития детей и подростков.
Объект изучения: здоровье детских и подростковых коллективов
Задачи для проведения:
1. Знать общую демографическую ситуацию и тенденции в изменении состояния здоровья
детей и подростков
2 Контролировать своевременность и полноту проведения плановых медицинских осмотров
3. Анализировать результаты в каждом конкретном коллективе и климатогеографическом
регионе
4. На основании этого разрабатывать планы комплексны лечебно профилактических
мероприятий, и контролировать их выполнение
5 Анализировать инфекционную заболеваемость и современную тенденцию распространения
инфекционных заболеваний
6. Проводить оперативные противоэпидемические мероприятия
Связь гигиены детей и подростков с другими науками.
1. Возрастная анатомия и физиология
2. Педиатрия
3. Эпидемиология и медицинская микробиология
4. Инфекционные болезни
5. Психология и психиатрия
Отличия ГДиП от педиатрии:
ГДиП решает гигиенические вопросы на основе морфо-функциональных и физиологических
исследований, т.е. изучает процессы формирования организма, период раннего онтогеза во
взаимодействии с факторами окружающей среды для обеспечения благоприятного развития
растущего организма, сохранение и укрепление его здоровья через преобразование среды.
Таким образом, внешняя среда с позиции гигиены является учетом реакции организма ребенка на эту
среду.
Педиатрия изучает анатомо-физиологические особенности формирования ребенка с учетом его
генотипа и особенностями окружающей среды, а так же особенности протекания
общесоматических, инфекционных и психических заболеваний с разработкой мер реабилитации и
восстановления.
Особенности нормирования в ГДиП:
Гигиеническое нормирование
Основные принципы были сформулированы Громбахом
1. Обязательная предпосылка допустимости(нормы) воздействие любого фактора внешней
среды служит функциональная готовность растущего организма к этому воздействию
2. Нормы ГДиП непостоянны. Они меняются на различных возрастных этапах
3. Смена норм должна происходить не одновременно для различных факторов
Таким образом, задачи гигиенического нормирования заключаются в проведении
дифференцированного гигиенического нормирования факторов окружающей среды с учетом
возраста и определения для каждого из них того возрастного интервала, в пределах которого
конкретный гигиенический норматив сохраняет свое значение.
В современных условиях гигиенический норматив- это научно обоснованное определение тех
параметров или той интенсивности воздействующих на организм, которые оказывают благоприятное
или безвредное влияние, при этом обеспечивают сохранение здоровья детей.
Принципы нормирования:
1. Специфичность норм для каждого фактора окружающей среды.
2 Непостоянство, сменяемость норм. Обусловлено особенностями роста и развития.
Данные нормы сохраняет свое значение лишь в определенном возрастном интервале и по
окончание его заменяется новыми.
3 Развивающая, тренирующая направленность норм. Данные нормирования должны
создавать такие условия, которые не только обеспечивают оптимальное воздействие организма
с окружающей средой, но и способствует его лучшему развитию. Нормы ГТО, закаливание.
4. Дифференцировка гигиенических норм с учетом пола и состояния здоровья растущего
организма.
Актуальные проблемы научных исследований в гигиене детей и подростков:
1. Состояние здоровья и уровень физического развития детей и подростков.
2. Гигиена учебного процесса в детских дошкольных и школьных учреждениях.
3. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков
4. Гигиена трудовой деятельности детей и подростков
5. Санитарное благоустройство детских дошкольных и школьных образовательных
учреждений