Особенности гигиенических мероприятий и санитарного режима в отделениях интенсивной терапии и ожоговых центрах.
Реанимация и интенсивная терапия занимают важное место в любой области медицины. Это самостоятельное отделение, в котором осуществляется комплекс мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных жизненно важных функций организма у лиц, находящихся в критическом состоянии.
Клиническая гигиена окружающей больного среды в ОРИТ В связи с высокой опасностью развития вторичной инфекции у больных ОРИТ отделка помещений и весь режим ОРИТ приближаются к режиму оперблока.
Режим - это определённый порядок, установленный в лечебном учреждении для создания оптимальных условий выздоровления больных. Выполнение режима обязательно как для больных, так и для персонала.
Режим ОРИТ складывается из следующих элементов: - эпидемиологического и санитарного режима, личной гигиены больного и персонала
- лечебно-охранительного режима
Санитарный режим работы ОРИТ включает в себя требования к расположению и устройству, внутренней отделке, меблировке, освещению, отоплению, вентиляции и уборке помещений.
Требования к расположению и устройству ОРИТ ОРИТ целесообразно размещать вблизи палат, где находятся больные с потенциальной угрозой опасных для жизни нарушений. При планировке палат ОРИТ необходимо предусмотреть возможность: √ непрерывного наблюдения за каждым больным с поста медсестры;
√ свободного доступа к койке каждого больного с трёх сторон с учётом использования передвигающихся прикроватных аппаратов;
√ зрительной и звуковой изоляции больных друг от друга;
√ выполнения всех лечебных и диагностических мероприятий;
√ хорошо налаженной связи между дежурным персоналом и различными подразделениями.
Существует два варианта планировки ОРИТ: I. Централизованная, или «открытая», система предусматривает организацию одного большого зала (кровати больных расположены радиально и отделены друг от друга ширмами или перегородками, не мешающими визуальному контролю медперсонала, пост которого находится в центре).
II. Децентрализованная, или «закрытая», система предусматривает организацию отдельных палат до трёх человек в каждой. При такой системе меньше риск инфицирования, но труднее добиться наблюдения за каждым больным с поста медперсонала. Согласно ВОЗ, при «открытой» системе планировки ПИТ на одну койку отводится не менее 14 м2 площади, а при «закрытой» - 22 м2
Требования к отоплению ОРИТ: √ температура в ПИТ 22 °С;
√ температура в реанимационном зале 25 °С;
√ радиаторы отопления встроены в стены.
Требования к вентиляции ОРИТ: √ в ОРИТ должна быть установка искусственного климата с совершенной системой вентиляции и фильтрации воздуха (кондиционеры);
√ физическая (лучевая) дезинфекция воздуха осуществляется бактерицидными лампами УФО- излучения.
Требования к уборке помещений ОРИТ: √ уборка ОРИТ проводится ежедневно не менее 3 раз в день;
√ в палатах и реанимационном зале влажную уборку выполняют 4-5 раз в сутки с использованием дезсредств согласно действующим инструкциям;
√ один раз в неделю выполняют генеральную уборку, по завершении которой осуществляют обязательный бактериологический контроль стен, оборудования и воздуха.
Санитарная обработка оборудования и предметов внешней среды ОРИТ: Все предметы, соприкасающиеся с кожей и слизистыми больного, должны быть чистыми и обеззараженными. С этой целью стерилизуют ларингоскопы, эндотрахеальные трубки, катетеры, мандрены, маски, иглы. Стерилизации подвергают патрубки, другие части наркозной и дыхательной аппаратуры, они должны сменяться для каждого больного. Сами аппараты стерилизуют в специальной камере как минимум через день. После каждого больного кровать подвергают специальной обработке и заправляют её постельными принадлежностями, прошедшими камерную обработку. Постельное бельё меняют каждый день и по мере надобности.
В ожоговых центрах ведущим этиологическим агентом в последнее время является синегнойная палочка и с увеличением сроков пребывания пациентов в стационаре резко возрастает процент осложнений. Перед началом работы работники ожогового отделения больничной организации здравоохранения должны: - снять личную одежду;
- поменять уличную обувь на сменную;
- вымыть руки;
- надеть чистый комплект
. Хранение личной одежды работников ожоговых отделений должно проводиться в индивидуальных двухсекционных шкафах, по числу лиц работающих в отделении, установленных в помещении санпропускника ожогового отделения больничной организации здравоохранения.
В санпропускнике ожогового отделения должен быть создан запас чистой сменной одежды. При переходе в зону ограниченного, строгого режимов отделения реанимации с палатами для пациентов с ожогами работники организации здравоохранения в санпропускнике зоны общего режима отделения реанимации должны осуществлять: смену одежды и обуви; гигиеническую антисептику рук.
При входе в стерильную зону каждой из асептических палат для пациентов I ожогами отделения реанимации работники организации здравоохранения должны надеть: - стерильный медицинский халат;
- стерильную шапочку;
- стерильные бахилы;
- стерильные перчатки.
Специальная одежда работников ожогового отделения организации здравоохранения белье, используемое пациентами с ожогами, госпитализируемыми лицами должны иметь отличительную маркировку. Стирка, транспортировка белья пациентов с ожогами, а при необходимости дезинфекция и стерилизация должны проводиться отдельно.
В ожоговом отделении пациент должен быть обеспечен: - нательным и постельным бельем; одеждой и обувью;
- предметами ухода и личной гигиены, в том числе при наличии общих и медицинских показаний
- одноразовыми памперсами и пеленками.
Смена нательного и постельного белья пациентам с ожогами должна проводиться с соблюдением следующих требований: после каждой перевязки, не реже одного раза в три дня и регулярно по мере загрязнения на комплекты чистого продезинфицированного или стерильного белья в зависимости от медицинских показаний. Одноместная палата для пациента с ожогами может быть использована для размещения нового пациента после проведения в ней генеральной уборки, заключительной дезинфекции и обеззараживания воздуха. Заполнение двухместных палат ожогового отделения должно проводиться: в течение одних суток после выписки или перевода всех пациентов; после проведения генеральной уборки, заключительной дезинфекции и обеззараживания воздуха в палате. Наружные поверхности мебели и оборудования, вносимые в палаты для пациентов с ожогами, должны подвергаться дезинфекции.
26.Гигиенические требования к планировке, устройству и санитарно-противоэпидемическому режиму терапевтических отделений
Терапевтическое отделение - основное структурное подразделение многопрофильной больницы. Для проведения лечебных мероприятий в большинстве терапевтических отделений предусматривается только процедурные кабинеты. Поэтому палатные секции этих отделений состоят из набора одинаковых помещений.
В настоящее время в составе отделения терапевтического профиля выделяются узкоспециализированные отделения: кардиологическое, гастроэнтерологическое, нефрологическое, гематологическое, пульманологическое и др., где широко применяются новые методы диагностики и лечения больных с использованием сложной медицинской аппаратуры. Поэтому в специализированных отделениях терапевтического профиля предусматриваются дополнительные помещения для проведения специальных исследований и лечебных процедур.