Мытье рук обязательно применяется:
" после снятия неповрежденных перчаток;
" перед выполнением хирургической антисептики кожи рук;
" перед антисептикой кожи рук в случаях, если руки заметно загрязнены, в том числе биологическими жидкостями (кровь, лимфа, мокрота, моча и т.д.).
При мытье рекомендуется придерживаться следующей последовательности выполнения процедуры:
" руки обмыть под струей комфортно теплой воды;
" намылить и энергично тереть друг о друга не менее 15 секунд;
" повторно обмыть водой.
Высушивать руки после мытья следует полотенцем однократного применения или электрополотенцем (феном). В исключительных случаях, допускается использовать индивидуальное полотенце, смена которого должна производится ежедневно; При мытье рук перед выполнением хирургической антисептики высушивать руки следует только полотенцем (салфеткой) однократного применения.
Для мытья рук допускается применение мыла в любых формахвыпуска. В экстренных случаях допускается применение одноразовых салфеток (шариков) пропитанных антисептиком.
Твёрдое мыло для мытья рук должно использоваться только в фасовке для однократного применения.
При использовании жидкого мыла не допускается добавлять его в частично заполненный дозатор. Перед заполнением дозатор следует опорожнить, вымыть, высушить и заполнить свежей порцией мыла.
Порядок проведения гигиенической и хирургической антисептики кожи рук должен соответствовать требованиям действующих нормативных актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Гигиеническая антисептика кожи рук проводится в отсутствии явного загрязнение рук во всех ниже перечисленных случаях:
" до и после непосредственного контакта с пациентом (измерение пульса, артериального давления, перекладывании и т.д.), в том числе с инфекционными больными известной или предполагаемой этиологии;
" после контакта с секретами или экскретами пациентов (гной, кровь, мокрота, испражнения, моча, пот и т.д.), слизистыми оболочками и повязками;
" до и после мануальных и инструментальных лечебно-диагностических процедур, не связанных с проникновением в стерильные полости организма;
" после контакта с объектами окружающей среды, включая медицинское оборудование;
" после посещения изоляторов, боксов и палат для инфицированных больных, в том числе с ГСИ.
Проведение хирургической антисептики кожи рук медицинским персоналом обязательно перед выполнением лечебно - диагностических процедур, связанных с контактом (прямым или опосредованным) с внутренними стерильными полостями и средами организма (хирургические вмешательства, лапароскопические манипуляции, катетеризация центральных сосудов, пункции суставов и т.д.),
Перед выполнением хирургической антисептики кожи рук следует осуществить гигиеническое мытьё рук. При хирургической антисептике после нанесения и распределения антисептика на высохшую кожу рук немедленно надевают стерильные перчатки.
При выполнении хирургической антисептики после завершения оперативных и иных лечебно-диагностических процедур обязательно нанесение гигиенических лосьонов или кремов на кожу рук. Рекомендуется нанесение средств ухода за кожей при выполнении гигиенической антисептики рук в конце рабочего дня. При плановых операциях, все выявленные у пациента очаги инфекции, за исключением послуживших основанием для хирургического вмешательства, должны быть санированы до начала операции.
Перед выполнением операций, предполагающих высокий риск гнойно-септических осложнений, следует проводить предоперационную антибиотикопрофилактику, которая должна учитывать результаты микробиологического мониторинга, в том числе изучения этиологической структуры, чувствительности к антибиотикам микроорганизмов при отдельных нозологических формах ГСИ.
При плановых операциях больной должен пройти санитарную обработку в соответствии с требованиями п. 3.12. настоящих СанПиН. В экстренных случаях область проведения операции при имеющемся видимом загрязнении подлежит предварительному гигиеническому или антисептическому мытью одноразовыми салфетками.
В случаях необходимости удаления волос в месте оперативного вмешательства проводится их стрижка или депиляция. Бритье волос в месте оперативного вмешательства может производиться только по указанию хирурга не раннее чем за 1 час до операции и только после гигиенической антисептической обработки кожи.
Область операционного поля, подлежащая обработке антисептическими средствами, должна включать предполагаемый разрез и прилегающие участки кожи. Обработка кожи операционного поля производится от центра к периферии. Для антисептической обработки кожи операционного поля должны применяться средства, окрашивающие кожу. В случае их непереносимости допускается применение других антисептических средств.
На операционном столе больной должен быть полностью укрыт стерильными простынями, за исключением операционного поля и частей тела, используемых для проведения медицинских манипуляций.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕЗИНФЕКЦИИ И СТЕРИЛИЗАЦИИ ХИРУРГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ, МАТЕРИАЛОВ, МНОГОКОМПОНЕНТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Порядок проведения дезинфекции и стерилизация хирургического инструментария, оборудования, резиновых перчаток, перевязочного материала, хирургического белья должен соответствовать требованиям действующих нормативных актов Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Использованные медицинские инструменты и материалы однократного применения подлежат немедленному сбору в контейнеры (биксы, контейнера, непрокалываемые емкости) и обеззараживанию в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Медицинские инструменты многократного использования должны подвергаться обеззараживанию непосредственно после использования (проведения операций, перевязок и т.д.).
Многокомпонентное оборудование, имеющее контакт с кровью лимфой, стерильными полостями организма (аппарат искусственного кровообращения, аппараты гемодиализа) стерилизуют в разобранном состоянии в виде отдельных блоков. Остальное многокомпонентное оборудование (аппараты искусственной вентиляции легких и/или ингаляционного наркоза) подлежит обязательной дезинфекции.
Суховоздушную и паровую высокотемпературные, газовую, плазменную низкотемпературные стерилизации многокомпонентного оборудования проводят согласно действующих нормативных документов МЗ РБ. Хранение отдельных простерилгоованных частей и блоков многокомпонентного оборудования производят в асептических условиях. Подготовка многокомпонентного оборудования к дезинфекции и стерилизации предусматривает все этапы обеззараживания и предстерилизационной очистки (мойки).
Процесс мойки включает следующие этапы:
Разборка узлов, снятие шлангов, трубок, присоединительных элементов, крышек клапанных коробок, отсоединение и опорожнение сборников конденсата и т.п. Предварительное обеззараживание съемных частей, путем погружения на время экспозиции в рабочие растворы дезинфицирующих средств, не обладающих фиксирующим действием, с последующей промывкой в течение не менее 5 минут. Предварительное обеззараживание необходимо проводить в минимально короткие сроки после использования аппарата, до высыхания оставшихся на них выделений, экссудата, крови и т.д. Для обеззараживания используется специально выделенная емкость. Замачивание съемных частей в моющем растворе проводят при полном погружении (температура 50 ± 5°С) на 15-20 минут с обязательным заполнением полостей обрабатываемых деталей. При ручной мойке съемных деталей многокомпонентного оборудования их моют ватно-марлевыми тампонами, затрачивая в среднем 25-30 секунд на каждый предмет. Запрещается применение для очистки и мытья острых предметов, щеток и ершей. Ополаскивание каждой съемной детали аппарата под проточной водой в течение 5-10 минут. Сушка съемных частей в сушильном шкафу или на чистой простыне. Дезинфекция съемных частей многокомпонентного оборудования должна осуществляться в соответствии с инструкциями по применению дезинфицирующих средств. При использовании дезинфицирующих машин - в соответствии с инструкциями по их использованию.
Отмывание каждой из продезинфицированных съемных частей в двух порциях дистиллированной воды. Повторная сушка и временное хранение в условиях, препятствующих повторной контаминации микроорганизмами (чистые простыни, чехлы, коробки, биксы и т.д.). Многокомпонентное оборудование, имеющее несъемные детали, подлежащие дезинфекции, подвергается дезинфекции в собранном виде. Для дезинфекции многокомпонентного оборудования в собранном виде допускается использование дезинфицирующих средств, допущенных к применению МЗ РБ.
Мойка и дезинфекция многокомпонентного оборудования с использованием моечно-дезин-фекционного оборудования должны проводиться с учетом требований инструкций по их применению.
Для мытья пола, стен и поверхностей оборудования должен использоваться раздельный уборочный инвентарь и материалы. Для проведения уборки в помещениях операционного блока, перевязочных, процедурных, манипуляционных должна использоваться одноразовая или продезинфицированная ветошь.
ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ В ПАЛАТАХ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Непосредственно перед госпитализацией больного, а также после выписки, смерги или перевода в другое отделение (палату) кровать, прикроватную тумбочку, подставку для подкладного судна дезинфицируют. Кровать застилают постельными принадлежностями, прошедшими камерную дезинфекцию и чистым бельем. В случае применения матрацев и подушек в глухих клеенчатых чехлах допускается их обеззараживание путем протирания или орошения раствором дезинфектанта.
Госпитализируемому больному при необходимости выделяют индивидуальные предметы ухода (плевательницу, подкладное судно и т.д.), которые после использования сразу же освобождают от содержимого и обеззараживают. Запрещается принимать в отделения хирургического профиля мягкие игрушки и другие предметы, не выдерживающие дезинфекционной обработки.
Больных с ГСИ (подозрением на ГСИ) изолируют в отдельные палаты (секции, отделения гнойной хирургии), в которых стационарно устанавливают ультрафиолетовые бактерицидные облучатели закрытого типа, другие устройства обеззараживания воздуха, допущенные к применению в присутствии больных. Самовольные передвижения больных с ГСИ из палаты в палату или- в другие отделения запрещаются.
Новорожденные, поступающие в хирургические отделения на 3 сутки и в более поздние сроки от начала возникновения ГСИ, должны быть изолированы в отдельные палаты.
Ожоговые больные должны размещаться в отдельных от других хирургических больных палатах. В специально выделенных палатах для ожоговых больных допускается размещение не более 2 коек. В палатах для ожоговых больных детского возраста дополнительно допускается размещение мест для круглосуточного пребывания матерей.
Уборка в палатах и уход за больными ГСИ проводится после выполнения работ в палатах для условно «чистых» больных. В палатах для больных с ГСИ персонал работает в специально выделенных и имеющих отличительную маркировку халатах и шапочках, сменяемых ежедневно, а также перчатках, сменяемых при переходе от одного пациента к другому.
Плановую смену нательного и постельного белья проводят не реже одного раза в 7 дней (после гигиенического мытья или туалета кожи). В случае загрязнения белья выделениями его меняют немедленно.
Больные с ожогами должны обеспечиваться стерильными нательным и постельным бельем, смена которого должна производиться после каждого оперативного вмешательства или перевязки.
Использованное нательное и постельное белье собирают в мешки из хлопчатобумажной ткани или полиэтилена, избегая встряхивания, и удаляют из палат. После смены белья предметы в палате и пол протирают ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором.
Запрещается сбрасывать бывшее в употреблении белье на пол или в открытые приемники, а также хранить в палате. Запрещается проводить сортировку и разборку использованного белья в хирургическом отделении. Указанные работы следует осуществлять в специально выделенном помещении вне отделения.
Допускается временное хранение (до 12 часов) собранного грязного белья в специально выделенном помещении хирургического отделения (комната для грязного белья, санитарная комната) в закрывающейся таре (лари, ящики, контейнера), допускающей влажную дезинфекцию.
В хирургических отделениях используется индивидуальная сменная обувь из материалов допускающих дезинфекцию. После выписки больного использованную больничную обувь подвергают камерной дезинфекции.
Уборку в палатах проводят не реже 3 раз в сутки влажным способом с применением моющих средств, в том числе 1 раз с применением дезинфицирующих средств, не опасных для больных. Дезинфицирующие средства обязательно используют после смены белья и в случае возникновения внутрибольничных инфекций. В палатах для больных ГСИ ежедневную уборку проводят с использованием дезинфектантов.
Приложение 1
к Санитарным правилам и нормам
«Организация и проведение
санитарно-гигиенических и
противоэпидемических мероприятий
по профилактике гнойно-септических
инфекций в отделениях (кабинетах)
хирургического профиля»