До начала и после окончания осмотра больного медицинский персонал проводит гигиеническую антисептику рук.
Мануальное обследование медицинским персоналом должно проводиться в перчатках, сменяемых при обследовании очередного пациента.
2.5. Унитаз приемного отделения (поверхности, соприкасающиеся с кожей) подлежит обеззараживанию после использования каждым больным.
По указанию врача проводится санитарная обработка больного (гигиенический душ, стрижка ногтей, стрижка волос при необходимости). Для мытья пациентов следует использовать мыло или шампунь в одноразовой расфасовке (допускается использование жидкого мыла в дозирующем устройстве), продезинфицированная мочалка, чистое полотенце. В экстренных случаях или при тяжелом состоянии санитарная обработка пациента может быть сведена до минимума или вообще не проводиться.
После санитарной обработки больному должно быть предоставлено чистое больничное белье, халат (пижама), тапочки. При плановой госпитализации допускается использование личного чистого белья (при условии его еженедельной смены), одежды и сменной обуви пациента. Пациенту рекомендуется взять с собой в палату собственные предметы личной гигиены.
Приемное отделение должно иметь запас сменной одежды и обуви для больных, в соответствии с табелем оснащения ЛПО. Хранение указанных комплектов одежды должно проводиться в специально отведенном месте, раздельно по количеству стационарных подразделений ЛПО. Пополнение запаса одежды для больных приемного отделения производится после доставки пациентов в хирургические отделения. Использованные для санитарной обработки больных мочалки, машинки для стрижки волос, бритвы и бритвенные приборы, кусачки и ножницы для ногтей и т.д. подлежат обеззараживанию после каждого использования.
Использованное при приеме пациента белье собирается в полиэтиленовый или прорезиненный мешок и сразу же удаляется в комнату сбора использованного белья.
В случае выявления у больного педикулеза одежда больного подлежит отдельному сбору в герметичную тару (прорезиненные мешки, контейнеры и т.д.) и немедленному направлению для камерной дезинфекции.
Больные педикулезом (и помещение в случае выявления платяного педикулеза) подлежат проведению дезинсекционной обработки с использованием средств и материалов противопедикулезной укладки. О выполненных пработах делается соответствующая отметка в истории болезни. Повторный осмотр лиц, подвергнутых дезинсекционной обработке, на наличие педикулеза проводится в хирургическом отделении через 7 дней.
Уборку помещений приемного отделения проводят по мере загрязнения, и не менее двух раз в сутки с использованием дезинфицирующих растворов. При этом санитарный узел обрабатывается в последнюю
очередь. После влажной уборки проводят обеззараживание воздушной среды одним из методов, регламентированных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМУ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ В ОПЕРАЦИОННОМ БЛОКЕ, ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ, ПРОЦЕДУРНЫХ, МАНИЛУЛЯЦИОННЫХ, ПОСЛЕОПЕРАЦИОННЫХ ПАЛАТАХ И В ПАЛАТАХ ОТДЕЛЕНИИ РЕАНИМАЦИИ И ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ
Операционный блок отделяют от остальных помещений хирургического отделения тамбуром, оборудованным источниками бактерицидного ультрафиолетового излучения. Двери в операционном блоке должны иметь притворные механизмы и быть постоянно закрытыми.
В операционном блоке выделяют отдельные операционные для проведения оперативных вмешательств у пациентов условно «чистых» и «инфицированных». В случае отсутствия условий для выполнения указанного требования, операции по поводу нагноительных процессов должны проводиться в операционных для экстренных вмешательств. В исключительных случаях допускается выполнение «гнойных» оперативных вмешательств в плановых операционных, после выполнения «чистых» операций, манипуляций и процедур. В указанных случаях использование плановых операционных после выполнения операций по поводу нагноительных процессов возможно только после их заключительной дезинфекции.
Операционная входит в зону «стерильного режима», в связи с чем, врачи и средний медицинский персонал проводит хирургические операции в стерильной санитарно-гигиенической одежде, средствах индивидуальной защиты (хирургический халат, перчатки). Допускается использование чистой санитарно-гигиенической одежды младшим медицинским персоналом при выполнении разовых кратковременных работ в ходе операции по указанию хирурга.
Перед входом в операционный блок, врачебный и средний медицинский персонал, участвующий в операции, принимает гигиенический душ (при необходимости), надевает чистый хирургический костюм, бахилы, шапочку, проходит в предоперационную, где проводит гигиеническое мытье и хирургическую антисептику рук. Члены хирургической бригады надевают непромокаемый фартук. Стерильные хирургический халат и перчатки медицинский персонал надевает в операционной.
При одевании стерильной санитарно-гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты медицинские сестры ассистируют врачебному медицинскому персоналу, соблюдая правила асептики.
В случае использования хирургических халатов с водоотталкивающей пропиткой непромокаемый фартук не используется.
В случае проведения операций с высоким риском повреждения сосудов, разбрызгивания биологических жидкостей обязательно использование средств индивидуальной защиты глаз (очки, защитные экраны). В случае проведения операций с высоким риском повреждения перчаток (на открытых костях и т.п.) следует надевать две пары стерильных перчаток. Смена санитарно-гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты персоналом должна производиться после каждой операции.
Санитарно-гигиеническая одежда, используемая в операционном блоке, должна отличаться по цвету или иметь другие легко различимые отличия от одежды, используемой медицинским персоналом для работы в отделении.
В случае продолжительности операции свыше 3 часов, должна производиться смена средств защиты органов дыхания и перчаток с повторной хирургической антисептической обработкой кожи рук хирургов. При повреждении перчаток их смена производится незамедлительно с повторной хирургической обработкой кожи рук.
Вход в операционный блок должен быть ограничен для всех, кто не занят в обеспечении его работы. Во время проведения операции в операционную запрещен вход лиц, не участвующих в операции (за исключением студентов и специалистов, повышающих квалификацию, лиц младшего медицинского персонала для выполнения указаний хирурга). Студенты, врачи-слушатели, врачи-консультанты и т.д., непосредственно не участвующие в операции, перед входом в операционную надевают 4-слойную марлевую маску, убирают волосы под шапочку, надевают бахилы поверх сменной обуви и стерильный халат.
ЛПО, являющееся базой для проведения практических занятий клинических хирургических кафедр, должно быть обеспечено необходимой санитарно-гигиенической одеждой и средствами индивидуальной защиты для студентов и врачей слушателей с учетом потребностей обеспечения практического обучения в операционном блоке. На выходе из операционного блока устанавливают емкость с крышкой для сбора использованной санитарно-гигиенической одежды и средств индивидуальной защиты.
С целью профилактики случаев профессионального заражения инфекциями с парентеральным механизмом передачи на рабочих местах в операционных, в послеоперационных палатах, в палатах отделения реанимации и интенсивной терапии, в перевязочных, процедурных и манипуляционных должны быть в наличии аптечки, укомплектованные в соответствии с действующими нормативными актами Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Пациент перед операцией проходит санитарную обработку. При плановых операциях пациенты принимают гигиенический душ или ванну с антимикробным мылом вечером накануне операции. В день операции больному выдается чистое больничное нательное белье. Сведения об объеме проведенной санитарной обработки заносятся в историю болезни больного.
Больного перед операцией доставляют в операционный блок на каталке отделения, где перекладывают на каталку операционного блока, на которой подвозят непосредственно к операционному столу. Поверхности
каталки операционного блока дезинфицируют после каждого больного. Все приборы, аппараты и другие предметы, ввозимые и вносимые в операционный блок, должны быть продезинфицированы.
Стол для стерильного инструментария покрывают стерильной простыней, сложенной в два слоя. Размер сложенной простыни со стороны открывания и по бокам должен быть больше площади стола не менее чем на 15 см. Непосредственно перед операцией, на простыни раскладывают стерильный инструментарий и полностью закрывают сверху второй половиной стерильной простыни. Концы накрывающей половины простыни отвешивают стерильными металлическими зажимами.
Перевязочный материал и инструментарий, использованные в ходе операции, собирают в специально выделенные и промаркированные емкости. Запрещается хранить в операционном зале предметы, не используемые во время хирургической операции. Постоянное хранение, обеззараживание, дезинфекция, а в случае необходимости стерилизация наркозно-дыхательной аппаратуры, аппаратов искусственного кровообращения, эндоскопов и других приборов, используемых в ходе оперативных вмешательств, и их частей должна производиться в специально выделенных помещениях.
В послеоперационный период перевязки больным хирургических отделений выполняются в перевязочных.
В хирургическом отделении выделяют отдельные перевязочные для «асептических» и «септических» перевязок. В случае наличия одной перевязочной обработку инфицированных ран проводят после выполнения чистых перевязок. По окончании работы в перевязочной проводят заключительную дезинфекцию.
Медицинский персонал перевязочных, процедурных, манипуляционных, отделений реанимации и интенсивной терапии ежедневно перед началом рабочего дня меняет халаты, шапочки, маски. В случае загрязнения санитарно-гигиенической одежды биологическими жидкостями, гнойным отделяемым ран, она подлежит немедленной смене. С этой целью на медицинском посту отделения должен быть создан соответствующий запас санитарно-гигиенической одежды.
Медицинский персонал, участвующий в перевязке инфицированных ран, работает в хирургических перчатках, в маске и шапочке. В указанном и иных случаях при необходимости поверх халата должен одеваться клеенчатый фартук, который после каждой перевязки протирают ветошью, смоченной в дезинфектанте. Перед началом очередной перевязки перчатки меняют на новые. Повторное использование перчаток после обеззараживания (не снимая с рук) антисептиком или дезинфектантом не допускается.
По окончании перевязок и других лечебно-диагностических процедур отработанные средства индивидуальной защиты, перевязочный материал и медицинские инструменты подлежат обеззараживанию одним из методов, допущенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. В помещении проводят влажную уборку с применением дезинфицирующих средств и обеззараживание воздушной среды.
Во время выполнения перевязок и других лечебно-диагностических процедур в перевязочных и аналогичных помещениях запрещено присутствие лиц, не участвующих в выполнении перевязок и обследований, за исключением студентов и специалистов, повышающих квалификацию, присутствие которых допускается в чистой санитарно-гигиенической одежде (халат, шапочка), сменной обуви, маске.
Непосредственно перед поступлением больного из операционной в палату интенсивной терапии или в послеоперационную палату, находящиеся в палате кровать, прикроватную тумбочку обрабатывают дезинфицирующим раствором. Кровать заправляют постельными принадлежностями, прошедшими камерную дезинфекцию. Матрац и подушка могут быть наглухо зашитых клеенчатых чехлах без нарушения целостности последних. В этих случаях допускается обеззараживание чехлов путем протирания или орошения раствором дезинфектанта. Влажную уборку в палатах интенсивной терапии и послеоперационных палатах выполняют не реже 2 раз в сутки с использованием моющих растворов и не реже одного раза - с использованием дезинфицирующих средств. После уборки проводят обеззараживание воздушной среды одним из методов, допущенных Министерством здравоохранения Республики Беларусь к применению в присутствии больных.
Не реже одного раза в неделю проводят генеральную уборку операционного блока и перевязочных, процедурных и манипуляционных, соблюдая последовательность этапов:
" персонал одевает специально выделенную санитарно-гигиеническую одежду для уборки, чистые перчатки;
" помещения операционных освобождают от оборудования, инвентаря, инструментов, медикаментов и т.д.
" оборудование в процедурных, перевязочных манипуляционных сдвигают к центру помещения;
" для удаления пыли и загрязнений производят влажную уборку поверхностей растворами моющих средств в последовательности потолок, окно, стены (сверху вниз), оборудование, пол (от дальней стены к выходу);
" смывание нанесенных моющих средств водопроводной водой, с использованием ветоши;
" дезинфекция поверхностей помещения и оборудования, растворами (аэрозолями) дезинфицирующих средств (по вирулицидному режиму), в соответствии с инструкциями по их применению;
ТРЕБОВАНИЯ К ГИГИЕНЕ И АНТИСЕПТИКЕ РУК МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА, КОЖИ ОПЕРАЦИОННОГО ПОЛЯ
Гигиена кожи рук медицинских работников, кожи операционного и инъекционного полей являются одними из наиболее важных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекций при оказании медицинской помощи.