Понятия «терроризм», «террористический акт», «терроризирование.
Особенности терроризма: преднамереное создание обстановки страха, подавленное и напряженное. При этом обстановка страха создается не на индивидуальнгом или групповом уровне, а на социальном.
Цель терроризма не страх. Страх- средство достижения цели.
Террористический акт близок к терроризму. Для террористического акта обязательны все признаки терроризма кроме одного – создание общественной опасности.
Терроризирование – преследование с угрозами расправы и насилия: запугивание и держание кого-либо в страхе. Признаки терроризирования:
1) Насильственные или иные действия виновного служат средством достижения других целей.
2) Обстановка страха создается для достижения преступной цели.
3) Достижение конечного результата осуществляется не за счет действий виновного а за счет тех лиц в отношении которых направлено устрашающее действие.
Экстримизм- форма терроризма:
1) Пропаганда и публичная демонстрация нацистской или схожей с ней атрибутикой или символикой.
2) Деятельность лиц и организаций по планированию и организации обстановки и совершению действий направленных на целостность конституционного строя и нарушению целостности России. Подрыв безопасности, захват или присвоение власти, создание незаконных вооруженных формирований.
3) публичный призыв к подобной деятельности.
4) финансирование подобной деятельности.
32) Предупреждение терроризма
Меры предупреждения терроризма
Правовую основу борьбы с преступлениями террористического характера в России образуют Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Прямое или косвенное отношение к борьбе с терроризмом также имеют Федеральные и Федеральные конституционные законы «О безопасности», «Об обороне», «О государственной границе», «О чрезвычайном положении», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и религиозных объединениях».
В статье 2 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» сформулированы основные принципы борьбы с терроризмом:
1) законность;
2) приоритет мер предупреждения терроризма;
3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
7) минимальные уступки террористу;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) минимальная огласка технических приёмов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.
Для борьбы с такой всеобщей угрозой как терроризм необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна общегосударственная стратегия борьбы с терроризмом, комплексная программа, включающая политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. Нужны взаимодействие и координация всех здоровых сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы.
Большую роль в федеральной системе предупреждения и борьбы с терроризмом могут сыграть негосударственные предприятия безопасности. Формами их участия в предупреждении терроризма могут быть:
- своевременное информирование правоохранительных органов о подозрительных лицах, фирмах, конкретных фактах;
- участие групп быстрого реагирования негосударственных охранных структур в силовой поддержке при проведении правоохранительными органами крупномасштабных оперативных мероприятий (задержания, аресты, обыски, выемки, обеспечение понятыми и т.д.);
- публикации в прессе и выступления по телевидению в качестве экспертов бывших сотрудников правоохранительных органов, хорошо знающих проблему борьбы с терроризмом;
- разработка рекомендаций и консультирование по проблемам противодействия терроризму;
- организация общественных мероприятий (конференций, “круглых столов”, семинаров и др.) с привлечением представителей государственных правоохранительных органов и спецслужб;
- привлечение в кризисных ситуациях сотрудников частных охранных предприятий для патрулирования жилых кварталов крупных городов;
- участие в международных общественных комитетах и движениях по борьбе с терроризмом;
- разработка, производство и поставка негосударственными предприятиями для правоохранительных органов и спецслужб, для других частных охранных предприятий специальной техники, предназначенной для выявления оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также взрывозащитных средств (к примеру, блокираторов радиовзрывателей). Оборудование этой техникой контрольно-пропускных пунктов в местах скопления людей.
Говоря о мерах предупреждения терроризма необходимо отметить значение отечественной юридической науки в борьбе с этим негативным явлением. Ученым необходимо выработать современные средства защиты от потенциального зла, в том числе лежащие в плоскости изучения психологии и психики террористов.
Вместе с тем, стратегия предупреждения терроризма должна включать в себя грамотную информационную политику средств массовой информации. Из средств массовой информации должна уйти пропаганда жестокости, насилия, кровной мести, радикально-националистических установок, морально-деформированных стереотипов поведения и т.п.
Особое место в системе предупредительного воздействия на терроризм занимают специальные субъекты этой деятельности.
1. Федеральная служба безопасности России осуществляет антитеррористическую деятельность, путем проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение терроризма.
2. Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляет надзор за законностью и качеством сбора оперативной информации о фактах терроризма, расследованием дел о терроризме.
3. Служба внешней разведки России, как и другие органы внешней разведки России, предупреждают террористическую деятельность политической направленности путем обеспечения безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами территории России, их сотрудников и семей последних.
4. Министерство обороны России обеспечивает сохранность находящихся у него на вооружении оружия массового поражения, ракетного и отраслевого оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов; кроме того, оно принимает участие в обеспечении безопасности национальных морских судоходств, национального воздушного пространства, в проведении контртеррористических операций.
5. Федеральная пограничная служба России осуществляет борьбу с политическим терроризмом путем предупреждения, выявления и пресечения перехода террористами Государственной границы РФ, незаконного перемещения на территорию России или, наоборот, с ее территории оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических преступлений.
6. Министерство внутренних дел России осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели. Через Национальное центральное бюро Интерпола в соответствии с возложенными на него функциями осуществляет взаимодействие между различными государствами по розыску и привлечению к уголовной ответственности лиц, обвиняемых в терроризме.
Говоря о борьбе с террором, следует помнить и еще об одном моменте. Опыт последних лет показывает, что обычными силовыми методами, пусть даже объединив усилия, решить проблему практически невозможно. Можно до бесконечности опутывать сетью спецназа горячие точки планеты в погоне за лидерами террористов, укреплять военное присутствие в них, но пока в этих странах будет экономическая разруха, их население, чтобы свести концы с концами, будет заниматься наркоторговлей, а молодежь, не имея образования и работы, брать в руки оружие. В современном мире слишком много людей, которым нечего терять, а потому готовых за деньги или во имя идеи выполнить любой приказ. Вот почему в первую очередь необходимо преодолевать неравномерность экономического развития, осуществлять комплекс мер по оздоровлению социально-экономической обстановки в тех странах и регионах, которые поставляют «рекрутов» для террористических организаций.