Для правильной и красивой осанки
Снимем излишнее напряжение с мышц.
Эти упражнения прекрасно способствуют гармоничной работе мышц, тем самым предупреждая спазмы и перенапряжение в них. Рекомендуется делать эту гимнастику прежде всего тем, кто страдает остеохондрозом или мучится от болей в спине, пояснице и в области шеи. Если вы сутулитесь, вам просто необходима такая зарядка.
А. Станьте на левую ногу, правую - слегка приподнимите над полом, согнув в колене. Руки держите свободно опущенными вдоль туловища или за спиной. Легким прыжком поменяйте опорную ногу. Повторите 10-15 раз.
Б. Станьте на правую ногу, слегка согнув ее в колене. Левой ногой свободно покачивайте, как бы описывая ею круги. Затем выполните то же упражнение, сменив положение ног. Повторите.
Ø Плоскостопие
Плоскостопие - деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Плоскостопие чаще возникает вследствие нагрузок на мышечно-связочный аппарат стопы. Нередко плоскостопие наблюдается у лиц, работа которых связана с длительным пребыванием на ногах. Факторами, предрасполагающими к развитию плоскостопия, являются главным образом недоразвитие соединительнотканных структур организма (дисплазия), слабость мускулатуры ног, нарушение кровообращения и нерациональная обувь.
Ранний признак плоскостопия - ноющие боли в стопе, мышцах голени, бедра, в поясничной области. Позднее наблюдается деформация стопы, которая заключается в ее удлинении и расширении (распластывании) в переднем отделе до полного исчезновения сводов. При тяжелых степенях плоскостопия походка становится неуклюжей, скованной, с широкой расстановкой ног и порочным положением стоп. К вечеру может появляться отек стопы, исчезающий за ночь.
Для предупреждения прогрессирования плоскостопия используют лечебную гимнастику, массаж подошвенного отдела стопы и мышц голени. Комплекс упражнений и самомассаж выполняют несколько раз в течение дня. Начинают гимнастику с ходьбы босиком, затем переходят к ходьбе на носках и на наружном крае стопы. В положении сидя производят сгибание пальцев стопы, захватывание с пола и перекладывание пальцами стоп легких предметов. Рекомендуются ходьба босиком по земле, песку, прыжки, плавание (кролем), ходьба на лыжах. Гимнастика для детей, страдающих плоскостопием, не должна состоять только из упражнений, укрепляющих мышцы ног. Специальные упражнения для мышц стоп и голеней должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями в соответствии с возрастом. Для предотвращения дальнейшего опущения продольного свода стопы в обувь вкладывают специальную стельку - супинатор. В случаях сочетания продольного и поперечного плоскостопия супинатор дополняют так называемой выкладкой поперечного свода, приподнимающей передний отдел стопы, и специальной стяжкой переднего отдела стопы. При выраженном плоскостопии рекомендуется специальная ортопедическая обувь. В тяжелых случаях поперечного плоскостопия производят коррекцию деформации с помощью реконструктивных операций на переднем отделе стопы.
Укрепите слабые мышцы ног
Вам не нравится ваша фигура? Кажется, что мышцы ног дряблые, а бедра чуть широковаты? Тогда не ленитесь и ежедневно делайте эти упражнения. Очень скоро вас перестанут беспокоить подобные проблемы.
А. Станьте напротив стены, упритесь в нее руками, одну ногу выдвиньте немного вперед. Теперь слегка согните в колене стоящую впереди ногу и поверните таз как можно ближе к стене. Втяните сильно живот, спина должна быть прямой. Сделайте упражнение пять раз, каждый раз меняя опорную ногу.
Б. Станьте на левую ногу и упритесь левой рукой в стену. Правой рукой подтяните правую стопу к ягодицам, пока не почувствуете легкое напряжение в бедре. Снова втяните живот и не горбитесь. Упражнение выполните пять раз, меняя ногу.
Эти упражнения способствуют гармоничной работе мышц всего тела и особенно хорошо укрепляют мышцы ног. А ведь крепкие ноги - лучшая поддержка для нашего позвоночника. Каждое упражнение выполните по 4 раза.
А. Станьте перед столом (его крышка должна находиться на уровне таза) и положите слегка согнутую ногу на край. Затем постарайтесь выпрямить ногу и потянуть пальцы стопы на себя. Живот втяните, спина прямая. Оставайтесь в таком положении несколько секунд. Смените ногу и повторите упражнение.
Б. Лежа на спине, поднимайте вытянутую ногу вверх, поддерживая ее руками. Задержитесь в такой позе на несколько секунд, расслабьтесь. Снова поднимите ногу, но теперь подтяните ее как можно ближе к голове. Отдохните и выполните упражнение с другой ноги.
Ø Гипертония
Гипертония(греч. hyper- + tonos напряжение) - распространенное заболевание, характеризующееся повышением артериального давления и нарушением тонуса сосудов разных областей (чаще головного мозга), имеющее тенденцию к прогрессированию.
Различают три стадии гипертонической болезни. В начале заболевания (I стадия) самочувствие больного может оставаться удовлетворительным, но в связи с волнениями, переутомлением, изменением погоды появляются головные боли, тяжесть в голове, головокружения, ощущение приливов к голове, бессонница, сердцебиения. С переходом гипертонической болезни во II стадию такие состояния наблюдаются чаще, нередко возникают и протекают в форме кризов. В III стадии гипертонической болезни присоединяются симптомы стойких нарушений функции органов, обусловленных их диффузным поражением (нефросклероз, склероз сетчатки глаз и др.) или очагами склероза вследствие ишемических инфарктов, кровоизлияний.
В любой стадии гипертонической болезни периодически может наступать внезапное резкое повышение АД (гипертонический криз), приводящее к острой сердечной недостаточности или сопровождающееся расстройствами мозгового кровообращения, коронарной недостаточностью и др. У больных с выраженным атеросклеротическим изменением сосудов возможно развитие инсульта, инфаркта миокарда.
Наряду с медикаментозным лечением гипертонической болезни применяют лечебную гимнастику, которую назначают индивидуально с учетом стадии заболевания и общего состояния больного. Также очень полезны пешие прогулки.
Ø Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения
«Движение может по своему действию заменить
любое средство, но все лечебные средства
мира не могут заменить действия движения.»
Лечебная физкультура является составной частью общей физкультуры и одним из важнейших методов комплексного лечения больных язвенной болезнью, а также эффективным средством предупреждения обострений при правильном построении занятий и всего комплекса.
Болезнь подавляет и дезорганизует двигательную активность - непременное условие нормального формирования и функционирование любого живого организма. Поэтому ЛФК является очень важным элементом лечения язвенных процессов.
При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, увеличивается образование буферных соединений, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это приводит к активизации окислительно-восстановительных процессов и к повышению устойчивости кислотно-щелочного равновесия, что в свою очередь благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей ЖКТ).
Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные - угнетают.
Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.
К противопоказаниям к занятиям относят:
ü Свежая язва в остром периоде.
ü Язва, осложненная кровотечением.
ü Преперфоративное состояние.
ü Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.
ü Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.
ЛФК при применении к больным, страдающим язвенной болезнью оздоровительное влияние осуществляется в следующих направлениях:
ü Повлиять на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; на усиление кортико-висцеральной иннервации и выравнивании соподчиненных расстройств вегетативной иннервации. Улучшить согласованное функционирование систем кровообращения, дыхания и пищеварения.
ü Путём правильной организации режима движений, физических упражнений и пассивного отдыха повлиять на урегулирование нервно-психической сферы больного.
ü Улучшить окислительно-восстановительные процессы во всех органах, способствовать нормальному течению трофических процессов.
ü Противодействовать нарушениям функций пищеварительного аппарата, имеющим быть при язвенной болезни (запоры, потеря аппетита, застойные явления и др.).
Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.
ОБШЕТОНИЗИРУЩИЙ ТРЕНИРУЮЩИЙ РЕЖИМ УПРАЖНЕНИЙ
Назначают после исчезновения болей и явлений обострения при отсутствии жалоб на основные признаки проявления заболевания при общем улучшении состояния. Сроки назначения - через 20-26 дней.
Целевая установка. Восстановление адаптации больного к нагрузкам расширенного режима. Возрастающая стимуляция обменных процессов, воздействие на урегулирование процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, воздействие на нормализацию вегетативных функций. Борьба с застойными явлениями в брюшной полости. Содействие регенеративным процессам в желудочно-кишечном тракте.
Содержание режима. При относительном щажении области живота проводят третирование силы и выносливости. Постепенно расширяется амплитуда движений в крупных суставах и углубляется дыхание до максимально возможного в каждом случае. Для борьбы с дискенезией толстого кишечника учащается смена исходных положений. Исключаются резкие движения.
Характеристика применяемых физ. упражнений. Из исходных положений лежа, на боку и др. постепенно расширяют движения до полной амплитуды для крупных суставов в медленном и среднем темпе. Включают упражнения для всех мышц брюшного пресса, выполняющиеся в медленном темпе с ограничением амплитуды и с исключением резких движений.
Постепенно возрастает (примерно до 40-50% от мах.) и интенсивность выполнения упражнений на сопротивление для мышц плечевого пояса и межрёберных мышц с целью рефлекторного воздействия на органы пищеварения в сегментах D 6-9. Можно применять гантели весом до 2-4 кг, набивные мячи весом не более 2-3 кг, упражнения на спортивных снарядах. Для борьбы с застойными явлениями хороший эффект дается при диафрагмальном дыхании из различных исходных положений, которое доводится до большой глубины, чередующееся с грудным и полным дыханиями; помогает также более частая смена и.п., упражнений, игр и нагрузок при их усложнении. Постепенно в занятия включаются усложняющиеся упражнения на внимание. Плотность занятий при этом остается не выше среднего.
Ходьба доводится до 4-5 км в день. При общем хорошем самочувствии и отсутствии болей разрешается игры с мячом (волейбол и др.) с учетом индивидуальных реакций продолжительностью не более 25-35 минут. Включение в курс различного вида игр способствует поддержанию интереса и повышает продукцию положительных эмоций при общей физической нагрузке.
В процессе всего курса следует указывать учащимся на положительные сдвиги достигнутые в его состоянии и физическом развитии, внушать, что нарушения со стороны желудка незначительны и легко поправимы ( психологическое воздействие ).
ЛФК эффективна только при условии длительного, систематического проведения занятий с постепенным увеличением нагрузки как в каждом из них, так и на протяжении всего курса. Это должен знать и тренер, и учащийся для достижения подобающих результатов.
Строгая последовательность в увеличении нагрузки и её индивидуализация являются основными условиями при проведении всех занятий. При этом должно учитываться состояние, реакция занимающихся, особенности клинического течения, сопутствующие заболевания и физ. подготовленность учащихся.
Важно и другое: занимаясь физическими упражнениями, больной сам активно участвует в лечебно-оздоровительном процессе, а это благотворно воздействует на его психо-эмоциональную сферу.
Занятия имеют и воспитательное значение: учащиеся привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится его повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.