Тема №6: ВЫСШИЕ КОРКОВЫЕ ФУНКЦИИ. ТОПИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОРКОВЫХ РАССТРОЙСТВ
Обоснование цели и краткое содержание занятия
Системная организация высших корковых функций - одна из важнейших проблем современной неврологии. Разрешение этой проблемы возможно только при диалектическом подходе, учитывающем целостную деятельность всего мозга и различное физиологическое значение отдельных его частей.
При оценке поражения высших корковых функций важно учитывать системность организации высших психических процессов. В связи с этим каждая форма сознательной деятельности должна рассматриваться нами всегда как сложная функциональная система, на совместную работу трех блоков мозга, каждый из которых вносит свой вклад в осуществление психического процесса в целом. Восприятие, переработка и хранение экстероцептивной информации (обеспечиваемые гностическими зонами коры), сохранность функции регуляции и контроля поведения (лобная область) на фоне активного бодрствования - составляют необходимые стороны психической деятельности.
Патология высших корковых функций проявляется нарушением построения сложных психических процессов - речи, гнозиса, праксиса, письма, чтения и т. д. Распознавание афазий, агнозий, апраксий и других корковых расстройств очень важно для оценки топики патологического процесса. Умение дифференцировать эти расстройства у больных необходимо практическому врачу для правильной диагностики и лечения опухолевых, сосудистых, воспалительных заболеваний головного мозга.
Общая учебная цель занятия
Обучить студентов топической диагностике высших корковых функций на основе знаний анатомии, физиологии и семиотики корковых расстройств, а также основных очаговых поражений.
Промежуточные цели
I. Студент должен знать (к занятию):
1. Основные данные о строении больших полушарий мозга.
2. Основные принципы системной организации высших корковых функций. Понятие о трех функциональных блоках.
3. Виды различных корковых расстройств: афазия, агнозия, апраксия.
4. Локализацию очагового процесса при их возникновении.
II. Студент должен в процессе занятия овладеть методикой исследования высших корковых функций:
1. Экспрессивная и импрессивная речь; приемы выявления афазий (изучение спонтанной, повторной, номинативной функций речи, понимания речи).
2. Приемы выявления апраксий (кинестетической, эфферентной, пространственной, идеаторной).
3. Способы выявления оптической, слуховой и тактильной агнозии.
4. Исследование счета, чтения, письма.
III. На основе выявленных симптомов студент должен выделить синдром нарушения высших корковых функций, научиться определять локализацию патологического процесса.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Тесты I уровня
А. Тесты на различие
№ | Вопрос | Эталон ответа |
I. Где локализуется очаг поражения при моторной афазии? I
1. Височная доля. 4
2. Теменная доля.
3. Затылочная доля.
4. Лобная доля.
II. Какая область больших полушарий ответственна за
программирование и контроль деятельности? II
1. Лобная доля.
2. Височная доля. 1
3. Теменная доля.
4. Затылочная доля.
III. Определите локализацию патологического очага поражения III
у больного с астереогнозом.
1. Лобная доля. 2
2. Теменная верхняя долька.
3. Височная доля.
4. Теменная нижняя долька.
5. Затылочная доля.
IV. Где локализуется очаг поражения, если у больного IV
выявляется апраксия?
1. Лобная доля. 4
2. Теменная верхняя долька.
3. Височная доля.
4. Теменная нижняя долька.
5. Затылочная доля.
V. Какой термин употребляется для обозначения V
расстройств счета?
1. Алексия. 4
2. Афазия.
3. Астереогоз.
4. Акалькулия.
VI. Где локализуется очаг поражения при сенсорной афазии? VI
1. Лобная доля.
2. Височная доля. 2
3. Теменная доля.
4. Затылочная доля.
Б. Тесты - классификации.
№ | Вопрос | Эталон ответа |
I. Признаки сенсорной афазии: I
1. Нарушение артикулирования звуков и фонем.
2. Нарушение переключения с одного звука на другой. 3
3. Неразличение фонем. 4
4. Непонимание обращенной речи. 5
5. «Словесный салат». 6
6. Отчуждение смысла слов.
7. Сохранность понимания речи.
II. Признаки моторной афазии: II
1. Нарушение артикулирования звуков.
2. Нарушение переключения с одного звука на другой.
3. Неразличение фонем. 1
4. Непонимание обращенной речи. 2
5. «Словесный салат». 7
6. Отчуждение смысла слов.
7. Сохранность понимания речи
III. Признаки поражения левой теменной доли мозга: III
1. Апраксия. 1
2. Астереогноз. 2
3. Алексия. 3
4. Акалькулия. 4
5. Нарушение схемы тела. 5
6. Агнозия пальцев. 6
7. Сенсорная афазия.
8. Моторная афазия.
9. Оптическая агнозия.
Тесты II уровня
А. Тесты подстановки
№ | Вопрос | Эталон ответа |
I. Назовите признаки моторной афазии. I
1. 1. Трудность артикулирования звуков.
2. 2. Трудность переключения с одного
звука на другой.
3. 3. Сохранность понимания речи.
II. Назовите признаки сенсорной афазии. II
1. 1. «Словесный салат».
2. 2. Непонимание обращенной речи.
3. 3. Дефекты фонематического слуха.
4. 4. Отчуждение смысла слов.
III. Назовите виды апраксий. III
1. 1. Афферентная.
2. 2. Эфферентная.
3. 3. Вследствие нарушения программи-
рования деятельности (идеаторная,
моторная, конструктивная).
IV. Назовите виды агнозий. IV
1. 1. Оптическая.
2. 2. Слуховая.
3. 3. Тактильная.
V. Перечислите признаки расстройства V
высших корковых функций при
поражении лобной доли.
1. 1. Снижение критики.
2. 2. Эйфория.
3. 3. Нарушение возможности составить
и удержать программу деятельнос-
ти.
4. 4. Нарушение регуляции контроля
психической деятельности.
5. 5. Нарушение конроля за функцией
тазовых органов.
6. 6. Нарушение памяти.
7. 7. Аспонтанность.
Б. Тесты конструктивные
№ | Вопрос | Эталон ответа |
1. Какой синдром возникает при раздражении 1. Джексоновская эпилепсия.
клеток передней центральной извилины?
2. Какой синдром развивается при раздражении 2. Сенсорная джексоновская эпилеп-
задней центральной извилины? сия.
3. Каковы признаки очагового процесса в 3. Зрительные галлюцинации,
затылочной доле? агнозия оптическая.
4. Какой синдром возникает при поражении 4. Нарушение программирования и
лобной доли левого полушария? контроля деятельности, инерт-
ность, инактивность, моторная
афазия.
5. Какой синдром возникает при поражении 5. Сенсорная афазия.
левой височной доли?
6. Какой синдром возникает при поражении 6. Алексия, акалькулия, пальцевая
теменно-височно-затылочной области агнозия, амнестическая афазия.
левого полушария?
7. Каковы признаки поражения правого 7. Анозогнозия, нарушение схемы
полушария? тела, апраксия одевания,
агнозия на лицa.