Восстановление конструктивности в мыслях и поступках

В эпоху перемен жить трудно, потому что становятся не­приемлемыми привычные конструкции представлений о личных жизненных целях и задачах, которые человеку всегда необходимо определять, о методах их достижения, которые необходимо выбирать Когда люди не понимают, что проис­ходит, они не знают как себя вести Эмоций становится больше, а рассудительности меньше. Люди легче индуциру­ются, становятся более внушаемыми и податливыми в пла­не манипулирования их сознанием и поведением.

Для восстановления конструктивности в мыслях и по­ступках необходимо разобраться в самом себе, в том, что происходит в обществе, устранять из своей жизни все фак­торы, оказывающие деструктивное воздействие на психику.

Что мы можем сделать лично для себя? Довольно много:

• Сознательно отказаться от попыток "обмануть" объек­тивные законы природы и общества. Человек состоит из трех составляющих — тела, души и духа. Эти составляющие долж­ны быть конгруэнтны друг другу, как матрешки: повторяя форму, каждая последующая должна быть несколько боль­ше предыдущей. Материальные потребности могут быть боль­шими, однако социальные и нравственные соответственно также должны возрастать. Иерархическое соотношение меж­ду материальными, социальными и нравственными потреб­ностями должно сохраняться и на уровне отдельного челове­ка, и общества в целом. Если материальные потребности че­ловека не соответствуют его личностным качествам, не регулируются желанием быть полезным и не вредить дру­гим, не направляются нравственными идеалами гармонич­ного развития, это приводит к разрушению конструкции тело—душа—дух. Последовательность укладки матрешек из­менить нельзя. Если более крупные пытаться вставлять в более мелкие, то гармония нарушится, конструкция будет разрушена. Аналогичный процесс идет и в нашем обществе.

• Мы можем сопротивляться деструктивным воздействи­ям на наше психическое и духовное здоровье.

Конструктивность в мыслях и поступках приобретается в процессе воспитания и образования. В нем принимают учас­тие семья, школа, учреждения образования, культуры, на­уки, искусств, средства массовой информации и др. В насто­ящее время между ними нет согласованности. У родителей и учителей имеются мощные конкуренты-антагонисты. Так, если родители и школьные учителя учат детей тому, что не сле­дует курить, употреблять алкоголь, наркотики, то реклама пива, сигарет, косвенная реклама наркотизации в средствах массовой информации призывают к противоположному. В распоряжении разрушителей конструкции дух—душа—тело имеется гораздо больше административных, финансовых, ин­формационных, технологических и других ресурсов, чем у родителей и учителей. Такого не должно быть. Эту опасность следует устранить

• Мы можем мотивировать друг друга на самозащиту пси­хического и духовного здоровья с использованием наших соб­ственных интеллектуальных, эмоциональных, волевых и дру­гих ресурсов.

Защищать психическое здоровье от разрушений люди не умеют — по объективным причинам. Их легче осознать, на­блюдая за поведением людей, получивших вред физическо­му и психическому здоровью. Свое тело люди сами берегут от повреждений— не наступают на гвозди, не обливаются кипятком, не ходят раздетыми в мороз и т. д. Это понятно и легко осуществимо, потому что любое повреждение тела — травма, рана, ожог, обморожение — вызывает появлениеболи, чувства тревоги и страха, мыслей о негативных по­следствиях, о том, что нужно сделать для уменьшения тя­жести вреда. В реализации принятых решений по защите здо­ровья тела участвует воля. Пострадавший сам обращается за помощью и добровольно выполняет рекомендации врачей. Память надежно фиксирует все факты получения телесных повреждений, и человек сознательно стремится избегать по­добных ситуаций.

Психическое здоровье такой защиты не имеет. Прием алко­голя, наркотиков, курение, распущенность, власть, деньги, безнаказанность вызывают исчезновение боли, появление эй­фории, потерю способности мыслить и помнить, воздержи­ваться от соблазнов. Разрушать свое психическое здоровье при­ятно. Разрушать психическое здоровье других людей — это при­быльно.Наркотики, алкоголь, проституция и другие разру­шительные удовольствия — самый доходный бизнес.

Необходимо осознать если мы хотим жить хорошо, то свое психическое здоровье мы должны защищать сами, про­тивостоять разрушительным воздействиям.

• Мы можем сознательно отказаться от употребления всех опьяняющих веществ — табака, алкоголя, наркотиков.

Все виды опьянения имеют общий механизм возникно­вения и общие проявления.

Опьянение возникает в результате приема психоактивных веществ, оказывающих специфическое облегчающее влия­ние на нейрохимические процессы передачи импульсов между нервными клетками через серотониновые, дофаминовые, адренергические и другие синапсы. Вследствие этого наруша­ются молекулярно-клеточные механизмы работы мозга, явля­ющиеся материальной основой отражения действительности.

Все виды опьянения проявляются диссоциацией (рассогласованием) психических функций. В норме все психические функ­ции — восприятие, мышление, эмоции, воля, интеллект, па­мять, сознание — взаимосвязаны. При опьянении связь и со­гласованность между ними слабеют и утрачиваются. Эмоции "отсоединяются" от восприятия, мышления, интеллекта и дру­гих функций. Пьяному весело и приятно несмотря ни на что. Мышление при опьянении также не отражает реальности. Устанавливать логические связи между событиями, между по­ступками и высказываниями людей пьяные не могут. Процесс мышления изменяется — замедляется или ускоряется, мысли меняются без связи, а при глубокой степени опьянения мыш­ление невозможно. У больных алкоголизмом нарушается па­мять. Они не запоминают факты опьянения, своего неадек­ватного, асоциального и аморального поведения. У пьющих нет осознания болезни и критического (интеллектуального) понимания своего состояния и поведения.

При опьянении нарушается каждая из психических фун­кций, а также взаимодействие между ними. Кроме вреда мозгу, психическим функциям и интересам человека в со­стоянии опьянения ничего нет. Со своим телом люди не допускают таких самоповреждений — не отрывают от тела его отдельные части. С психикой этого тоже делать нельзя.

Алкоголизация создает большое количество стрессов для пьющих, для людей, живущих рядом, для всего общества. Статистика показывает, что среди убитых люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения составляют 57—60%, сре­ди убийц — 77%. (Немцов А. В., 2001). Поэтому считать алко­голь средством от стрессов не совсем точно.

Для получения удовольствия существуют адекватные, по­лезные для души и тела способы, которые удовлетворяют биологические, социальные и духовные потребности чело­века. Это любимые занятия и увлечения — творчество, спорт, труд, искусство, достижения в работе; уважение и высокая оценка окружающих, а также вкусная еда, красивые вещи, интересные поездки. Алкоголь, табак, наркотики не только не нужны в таких случаях, но и деструктивно воздействуют на организм и психические функции человека.

Условия для выживания отдельного человека и народа в целом одни и те же. Опасности и средства их устранения сближают. Мы обладаем огромными ресурсами, которые по­зволяли россиянам преодолевать все трудности и побеждать. Это умение здраво мыслить, объединяться для отпора об­щему врагу, проявлять самые высокие нравственные идеа­лы, коллективизм и патриотизм, творческие способности, волю, смелость, трудовой и боевой энтузиазм; ответствен­ность перед предками и потомками, терпение и бескорыс­тие. Мы имеем титул самого непокорного и непобедимого народа. Настал момент в полной мере задействовать ресурсы россиян. Условия крайне сложные. Государство ведет "свою" политику. Народу навязывают борьбу за права, гарантиро­ванные Конституцией. Известно, что если люди не интере­суются политикой, то политика начинает интересоваться ими. Нужно взять ответственность за выживание на самих себя. Для этого необходимо знать правду, иметь трезвый ум, уметь распознавать и отвергать все виды одурманивания и саморазрушения, объединяться и проявлять волю.

Наш народ спас себя и многие народы от уничтожения оружием, разрушающим физическое тело и материальные конструкции, потому что обладал мощным духовным и душевным здоровьем. Теперь нам предстоит спасти себя от разрушения духа и души.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.

2. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства модели развития и их клинико-диагностические характеристики // Психиатрия и общество. Сб науч работ, посвященный 80-летию Государственного научного центра социальной и судебной психи­атрии им. В. П. Сербского. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 -С. 32-49.

3. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость чело­века. — СПб., 1999. —86 с.

4. Дмитриева Т. Е., Александровский Ю. А. // Клинические реко­мендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Л. Шевченко, И. И. Денисова, Кулакова В. И., Р. М. Хаи-това. — 2-е изд., испр. — М.. ГЭОТАР-МЕД, 2002.

5. Кара-Мурза С. Г Краткий курс манипуляции сознанием (Се­рия: Тропы практического разума). — М.: Алгоритм, 2002. — 288с.

6. Кекелидзе З. И. Роль и место психолого-психиатрической служ­бы при чрезвычайных ситуациях // Психиатрия и общество: Сб. науч. работ, посвященный 80-летию Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 98-110.

7. Колодзин Б. Как жить после психической травмы: Пер с англ. И. В. Савельевой. — Зеленоград: Типография НИИ "Геодезия", 1992. - 95 с.

8. Клинические описания и указания по диагностике. ВОЗ, 1992: Пер. на рус. язык под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. — СПб.: "Оверлайд", 1994. — 300 с.

9. Краснянский А. Н. Посттравматическое стрессовое расстрой­ство у участников военных конфликтов // Синапс. — 1993. — № 3. - С. 14-34.

10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

11. Пушкарев А. П., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравма­тическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармако-терапия, психотерапия. — М.. Изд-во Института психотерапии, 2000. - 128с.

12. Руководство по психиатрии. В 2 т. / Под ред А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999.

13 Румянцева Г.М. Влияние социально-экономического кризи­са и экологических катастроф на психическое здоровье // Психи­атрия и общество: Сб. науч. работ, посвященный 80-летию Госу­дарственного научного центра социальной и судебной психиат­рии им. В.П.Сербского. - М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001 - С. 169-174.

14. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер с англ. — М.: Прогресс, 1979. - 124с.

Наши рекомендации