Восстановление конструктивности в мыслях и поступках
В эпоху перемен жить трудно, потому что становятся неприемлемыми привычные конструкции представлений о личных жизненных целях и задачах, которые человеку всегда необходимо определять, о методах их достижения, которые необходимо выбирать Когда люди не понимают, что происходит, они не знают как себя вести Эмоций становится больше, а рассудительности меньше. Люди легче индуцируются, становятся более внушаемыми и податливыми в плане манипулирования их сознанием и поведением.
Для восстановления конструктивности в мыслях и поступках необходимо разобраться в самом себе, в том, что происходит в обществе, устранять из своей жизни все факторы, оказывающие деструктивное воздействие на психику.
Что мы можем сделать лично для себя? Довольно много:
• Сознательно отказаться от попыток "обмануть" объективные законы природы и общества. Человек состоит из трех составляющих — тела, души и духа. Эти составляющие должны быть конгруэнтны друг другу, как матрешки: повторяя форму, каждая последующая должна быть несколько больше предыдущей. Материальные потребности могут быть большими, однако социальные и нравственные соответственно также должны возрастать. Иерархическое соотношение между материальными, социальными и нравственными потребностями должно сохраняться и на уровне отдельного человека, и общества в целом. Если материальные потребности человека не соответствуют его личностным качествам, не регулируются желанием быть полезным и не вредить другим, не направляются нравственными идеалами гармоничного развития, это приводит к разрушению конструкции тело—душа—дух. Последовательность укладки матрешек изменить нельзя. Если более крупные пытаться вставлять в более мелкие, то гармония нарушится, конструкция будет разрушена. Аналогичный процесс идет и в нашем обществе.
• Мы можем сопротивляться деструктивным воздействиям на наше психическое и духовное здоровье.
Конструктивность в мыслях и поступках приобретается в процессе воспитания и образования. В нем принимают участие семья, школа, учреждения образования, культуры, науки, искусств, средства массовой информации и др. В настоящее время между ними нет согласованности. У родителей и учителей имеются мощные конкуренты-антагонисты. Так, если родители и школьные учителя учат детей тому, что не следует курить, употреблять алкоголь, наркотики, то реклама пива, сигарет, косвенная реклама наркотизации в средствах массовой информации призывают к противоположному. В распоряжении разрушителей конструкции дух—душа—тело имеется гораздо больше административных, финансовых, информационных, технологических и других ресурсов, чем у родителей и учителей. Такого не должно быть. Эту опасность следует устранить
• Мы можем мотивировать друг друга на самозащиту психического и духовного здоровья с использованием наших собственных интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других ресурсов.
Защищать психическое здоровье от разрушений люди не умеют — по объективным причинам. Их легче осознать, наблюдая за поведением людей, получивших вред физическому и психическому здоровью. Свое тело люди сами берегут от повреждений— не наступают на гвозди, не обливаются кипятком, не ходят раздетыми в мороз и т. д. Это понятно и легко осуществимо, потому что любое повреждение тела — травма, рана, ожог, обморожение — вызывает появлениеболи, чувства тревоги и страха, мыслей о негативных последствиях, о том, что нужно сделать для уменьшения тяжести вреда. В реализации принятых решений по защите здоровья тела участвует воля. Пострадавший сам обращается за помощью и добровольно выполняет рекомендации врачей. Память надежно фиксирует все факты получения телесных повреждений, и человек сознательно стремится избегать подобных ситуаций.
Психическое здоровье такой защиты не имеет. Прием алкоголя, наркотиков, курение, распущенность, власть, деньги, безнаказанность вызывают исчезновение боли, появление эйфории, потерю способности мыслить и помнить, воздерживаться от соблазнов. Разрушать свое психическое здоровье приятно. Разрушать психическое здоровье других людей — это прибыльно.Наркотики, алкоголь, проституция и другие разрушительные удовольствия — самый доходный бизнес.
Необходимо осознать если мы хотим жить хорошо, то свое психическое здоровье мы должны защищать сами, противостоять разрушительным воздействиям.
• Мы можем сознательно отказаться от употребления всех опьяняющих веществ — табака, алкоголя, наркотиков.
Все виды опьянения имеют общий механизм возникновения и общие проявления.
Опьянение возникает в результате приема психоактивных веществ, оказывающих специфическое облегчающее влияние на нейрохимические процессы передачи импульсов между нервными клетками через серотониновые, дофаминовые, адренергические и другие синапсы. Вследствие этого нарушаются молекулярно-клеточные механизмы работы мозга, являющиеся материальной основой отражения действительности.
Все виды опьянения проявляются диссоциацией (рассогласованием) психических функций. В норме все психические функции — восприятие, мышление, эмоции, воля, интеллект, память, сознание — взаимосвязаны. При опьянении связь и согласованность между ними слабеют и утрачиваются. Эмоции "отсоединяются" от восприятия, мышления, интеллекта и других функций. Пьяному весело и приятно несмотря ни на что. Мышление при опьянении также не отражает реальности. Устанавливать логические связи между событиями, между поступками и высказываниями людей пьяные не могут. Процесс мышления изменяется — замедляется или ускоряется, мысли меняются без связи, а при глубокой степени опьянения мышление невозможно. У больных алкоголизмом нарушается память. Они не запоминают факты опьянения, своего неадекватного, асоциального и аморального поведения. У пьющих нет осознания болезни и критического (интеллектуального) понимания своего состояния и поведения.
При опьянении нарушается каждая из психических функций, а также взаимодействие между ними. Кроме вреда мозгу, психическим функциям и интересам человека в состоянии опьянения ничего нет. Со своим телом люди не допускают таких самоповреждений — не отрывают от тела его отдельные части. С психикой этого тоже делать нельзя.
Алкоголизация создает большое количество стрессов для пьющих, для людей, живущих рядом, для всего общества. Статистика показывает, что среди убитых люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения составляют 57—60%, среди убийц — 77%. (Немцов А. В., 2001). Поэтому считать алкоголь средством от стрессов не совсем точно.
Для получения удовольствия существуют адекватные, полезные для души и тела способы, которые удовлетворяют биологические, социальные и духовные потребности человека. Это любимые занятия и увлечения — творчество, спорт, труд, искусство, достижения в работе; уважение и высокая оценка окружающих, а также вкусная еда, красивые вещи, интересные поездки. Алкоголь, табак, наркотики не только не нужны в таких случаях, но и деструктивно воздействуют на организм и психические функции человека.
Условия для выживания отдельного человека и народа в целом одни и те же. Опасности и средства их устранения сближают. Мы обладаем огромными ресурсами, которые позволяли россиянам преодолевать все трудности и побеждать. Это умение здраво мыслить, объединяться для отпора общему врагу, проявлять самые высокие нравственные идеалы, коллективизм и патриотизм, творческие способности, волю, смелость, трудовой и боевой энтузиазм; ответственность перед предками и потомками, терпение и бескорыстие. Мы имеем титул самого непокорного и непобедимого народа. Настал момент в полной мере задействовать ресурсы россиян. Условия крайне сложные. Государство ведет "свою" политику. Народу навязывают борьбу за права, гарантированные Конституцией. Известно, что если люди не интересуются политикой, то политика начинает интересоваться ими. Нужно взять ответственность за выживание на самих себя. Для этого необходимо знать правду, иметь трезвый ум, уметь распознавать и отвергать все виды одурманивания и саморазрушения, объединяться и проявлять волю.
Наш народ спас себя и многие народы от уничтожения оружием, разрушающим физическое тело и материальные конструкции, потому что обладал мощным духовным и душевным здоровьем. Теперь нам предстоит спасти себя от разрушения духа и души.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.
2. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства модели развития и их клинико-диагностические характеристики // Психиатрия и общество. Сб науч работ, посвященный 80-летию Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001 -С. 32-49.
3. Апчел В. Я., Цыган В. Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. — СПб., 1999. —86 с.
4. Дмитриева Т. Е., Александровский Ю. А. // Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Л. Шевченко, И. И. Денисова, Кулакова В. И., Р. М. Хаи-това. — 2-е изд., испр. — М.. ГЭОТАР-МЕД, 2002.
5. Кара-Мурза С. Г Краткий курс манипуляции сознанием (Серия: Тропы практического разума). — М.: Алгоритм, 2002. — 288с.
6. Кекелидзе З. И. Роль и место психолого-психиатрической службы при чрезвычайных ситуациях // Психиатрия и общество: Сб. науч. работ, посвященный 80-летию Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. - С. 98-110.
7. Колодзин Б. Как жить после психической травмы: Пер с англ. И. В. Савельевой. — Зеленоград: Типография НИИ "Геодезия", 1992. - 95 с.
8. Клинические описания и указания по диагностике. ВОЗ, 1992: Пер. на рус. язык под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. — СПб.: "Оверлайд", 1994. — 300 с.
9. Краснянский А. Н. Посттравматическое стрессовое расстройство у участников военных конфликтов // Синапс. — 1993. — № 3. - С. 14-34.
10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).
11. Пушкарев А. П., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармако-терапия, психотерапия. — М.. Изд-во Института психотерапии, 2000. - 128с.
12. Руководство по психиатрии. В 2 т. / Под ред А.С. Тиганова. — М.: Медицина, 1999.
13 Румянцева Г.М. Влияние социально-экономического кризиса и экологических катастроф на психическое здоровье // Психиатрия и общество: Сб. науч. работ, посвященный 80-летию Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского. - М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001 - С. 169-174.
14. Селье Г. Стресс без дистресса: Пер с англ. — М.: Прогресс, 1979. - 124с.